
Без падения
Итоги I квартала 2021 года для сегмента школьного образования
К сегменту школьного образования можно отнести 20 компаний из топ-80 (включая SkyEng, который только вышел на этот рынок). Ни одна из этих компаний не упала в выручке по сравнению с I кварталом 2020 года.
В сумме компании этого сегмента — а это четверть участников рейтинга — за I квартал 2021 года заработали более 3,5 млрд рублей (из 11,2 млрд, которые приходятся на весь топ-80).
Место в сегменте |
Место в рейтинге |
Компании |
I кв. 2020 года, млн руб. |
I кв. 2021 года, млн руб. |
1 |
3 |
«Учи.ру» |
700* |
770* |
2 |
1 |
SkySmart (часть SkyEng) |
0 |
750* |
3 |
7 |
«Фоксфорд» |
186,3 |
419,1 |
4 |
10 |
MAXIMUM Education |
270 |
330 |
5 |
14 |
InternetUrok.ru |
123,7 |
218,2 |
6 |
18 |
«Тетрика» |
30 |
123,45 |
7 |
20 |
«Вебиум» |
19,4 |
118,2 |
8 |
21 |
«ЯКласс» |
61 |
111 |
9 |
22 |
Kodland |
8,7 |
110,5 |
10 |
26 |
TutorOnline |
37,4 |
89 |
11 |
27 |
IntellectoKids |
24,5 |
80,9 |
12 |
30 |
«Турбоподготовка» |
38 |
74 |
13 |
33 |
«Алгоритмика» |
60* |
70* |
14 |
37 |
Postupi.online |
28 |
58,7 |
15 |
40 |
Hello world |
6,8 |
51 |
16 |
45 |
«Государство детей» |
21 |
36,5 |
17 |
49 |
Sciencely |
32,1 |
32,6 |
18 |
52 |
«Открытая школа» |
20 |
30 |
19 |
62 |
«Кодиум» |
4,1 |
23 |
20 |
77 |
«Умназия» |
1 |
6 |
Итого
|
|
972 |
3502,15 |
* Оценка Smart Ranking.
«Учи.ру»
Самой крупной компанией в сегменте, как и год назад, остается «Учи.ру» — платформа для учеников и учителей (третья строчка edtech-рейтинга по итогам I квартала 2021 года). Правда, компания не предоставляет данные о выручке, а эксперты расходятся в оценке. С одной стороны, компания с таким размером не могла не вырасти вместе со всем сегментом. С другой, по словам экспертов, с началом пандемии она серьезно выросла именно в I квартале 2020 года, когда все школьники оказались на удаленном обучении. «Таким образом, они еще год назад практически достигли потолка платежеспособного спроса и не могли серьезно расти в I квартале 2021 года, когда школьники вернулись к очному обучению», — предполагает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора Ed2.
Согласно отчетности Mail.ru, прибыль «Учи.ру» в I квартале 2021 года составила 46 млн рублей. А вот трафик по Similarweb упал по сравнению с III и IV кварталом 2020 года.
Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение «Учи.ру» направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory. Вероятно, если «Учи.ру» продемонстрирует рост, то сможет рассчитывать на покупку еще 25% компанией Mail.ru и новые инвестиции.
Предполагается, что «Учи.ру» будет масштабнее развивать и свой «Фоксфорд» — «Учи.дома» и еще два направления. Один из них — репетитор по ЕГЭ, который может составить серьезную конкуренцию компании «Турбоподготовка».
Во II квартале «Учи.ру» приобрела долю в офлайн-школе программирования для детей «КодКласс».
SkySmart
На втором месте закрепилась онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, на которую приходится половина выручки гиганта SkyEng. Компания продолжает расширять это направление. В марте 2021 года она запустила в Skysmart несколько новых предметов: теперь там можно заниматься не только английским и математикой, но и русским языком, физикой, обществознанием, шахматами, подготовиться к начальной школе и выпускным экзаменам.
«Фоксфорд»
Тройку лидеров замыкает «Фоксфорд» — школьное подразделение, выделившееся из «Нетологии-групп». Согласно данным компании, за год почти все направления удвоили свои показатели.
Направление |
I квартал 2020 года, руб. |
I квартал 2021 года, руб. |
Курсы |
76 626 179 |
132 480 504 |
Репетиторы |
58 229 644 |
132 855 569 |
ЭДШ |
42 143 260 |
145 541 579 |
Учителю |
9 321 687 |
8 182 233 |
Прочее |
— |
43 530 |
Итого |
186 320 770 |
419 103 415 |
CEO онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов сообщил, что выручка по итогам квартала оказалась на уровне ожидаемой.
Лидеры роста
Наибольший рост в сегменте показали онлайн-школы, занимающиеся дополнительным детским образованием, в частности — программированием.
Место |
Место в сегменте |
Место в общем рейтинге |
Компании |
I кв. 2020 года, |
I кв. 2021 года, млн руб. |
Рост I кв. 2021 к I кв. 2020 года, % |
1 |
9 |
22 |
Kodland |
8,7 |
110,5 |
1170,11 |
2 |
15 |
40 |
Hello world |
6,8 |
51 |
650,00 |
3 |
7 |
20 |
«Вебиум» |
19,4 |
118,2 |
509,28 |
4 |
21 |
77 |
«Умназия» |
1 |
6 |
500,00 |
5 |
20 |
62 |
«Кодиум» |
4,1 |
23 |
460,98 |
6 |
6 |
18 |
«Тетрика» |
30 |
123,45 |
311,50 |
7 |
11 |
27 |
IntellectoKids |
24,5 |
80,9 |
230,20 |
8 |
10 |
26 |
TutorOnline |
37,4 |
89 |
137,97 |
9 |
3 |
7 |
«Фоксфорд» |
186,3 |
419,1 |
124,96 |
10 |
14 |
37 |
Postupi.online |
28 |
58,7 |
109,64 |
Лидером по росту за год стала компания Kodland (детские digital-навыки). Прирост был обеспечен утроением англоязычной выручки и ростом русскоязычной онлайн-выручки на 86%. Существенное влияние также оказали праздники и Новый год.
«Компании росли и благодаря пандемии, и благодаря развитию маркетинга. В прошлом году в сегменте детского обучения программированию и IT-навыкам, конечно, главным трендом был масштабный переход в онлайн. Несколько месяцев удаленного обучения в школах помогли многим семьям попробовать обучение онлайн, а важность IT-навыков стала еще очевиднее», — рассказали в Kodland.
За квартал штат вырос на 450 человек. Сейчас в компании работает 1200 человек, из них около 900 — в операционном отделе.
В компании «Тетрика» (занимается подготовкой к ЕГЭ, в 2020 году выросла в 9 раз относительно 2019 года) отчасти объясняют рост сезонностью: в конце зимы — начале весны родители задумываются о подготовке детей к экзаменам, причем это касается не только выпускников. Начальная и средняя школа, например, до конца мая сдает Всероссийские проверочные работы, в связи с чем спрос на образовательные услуги только растет.
Новости компаний за I квартал 2021 года
|
В I квартале 2021 года онлайн-школа начала разрабатывать новый формат мини-классов. Они дополнят формат вебинаров и занятия с репетиторами. |
|
|
![]() |
|
![]() |
|
|
Открыто новое направление: онлайн-курсы с преподавателями по подготовке к школе для детей от 5 до 7 лет. На сегодняшний день компания работает только с англоязычной аудиторией, но планируется расширение географии. Сейчас идет запуск в Китае. |
|
Запуск B2B-направления — корпоративное обучение иностранным языкам онлайн с репетитором. |
![]() |
В преддверии сдачи ВПР, ОГЭ и ЕГЭ компания запустила бесплатные образовательные онлайн-трансляции для школьников — «стримы», в рамках которых учителя и приглашенные эксперты будут в прямом эфире готовить выпускников к итоговой аттестации. Компания позиционирует это как отличную альтернативу репетиторам, так как школьники смогут подключаться к стримам в удобное для себя время и возвращаться к трудным темам сколько потребуется. |
|
Решение компании для автоматизации дополнительного образования «Навигатор Inlearno» начало применяться и для цифровой трансформации процессов управления сферами спорта и культуры. Поскольку большая часть данных уже есть в системе, дополнение новым функционалом позволяет быстрее и с наименьшими трудозатратами использовать возможности системы. |
|
Компания, которая до пандемии работала на 100% в офлайн-формате, активно наращивает онлайн-продукты, а именно естественно-научные онлайн-кружки (курсы из 12 занятий по химии, физике, биологии, медицине, где занятия проходят онлайн, но детям домой доставляют коробку с необходимым оборудованием для экспериментов). В I квартале 2021 года по ним был рост +25% относительно предыдущего квартала. Была запущена также отдельная линейка мини-кружков — коротких курсов из 4 занятий. Кроме того, в I квартале 2021 года компания привлекла очередной раунд инвестиций, однако подробности не разглашаются. |
Тренды и события первого квартала
-
Замедление роста.
Ряд компаний отмечают, что выручка в I квартале 2021 года оказалась ниже ожидаемой. Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, объясняет это тем, что из-за новых санитарных правил и ограничений в школах ввели вторую и третью смены. Педагоги были заняты масштабной реорганизацией учебного процесса, и времени для обучения работе на цифровых ресурсах было мало. В марте спрос начал восстанавливаться, а значит, школы адаптировались к новой реальности. -
Увеличение спроса на продукты с персональным сопровождением во время обучения. Этот тренд, который отмечают сразу несколько игроков, наметился в I квартале 2021 года и будет развиваться в дальнейшем.
«Возможность подстраивать обучение под запросы конкретного пользователя, корректировать программу при необходимости с помощью технологий — это то, к чему мы стремимся в работе с нашей платформой, — говорят в «Тетрике». — Например, уже сейчас мы используем специальный алгоритм: с его помощью подбираем преподавателя, который с наибольшей вероятностью понравится пользователю, а также вызовет желание продолжить с ним занятия».
-
Роль онлайн-сервисов на рынке школьного образования.
Здесь мнения руководителей edtech-компаний расходятся. По мнению экспертов Sciencely, доля онлайна на рынке допобразования школьников будет продолжать расти. При этом крупные игроки edtech-рынка будут отнимать долю у государственных и небольших частных офлайн-учреждений допобразования.
В компании «Тетрика» также полагают, что будет продолжаться частичное замещение классического образования за счет онлайн-сервисов. Это особенно заметно на рынке взрослого образования: вместо магистратуры проще окончить онлайн-университет с гарантированной профессией после. В школьном сегменте набирает силу тренд на домашнее обучение благодаря возможности получать знания по основным дисциплинам в формате онлайн. Постоянные переносы экзаменов и внезапные каникулы с дистантом подталкивают пользователей к поиску альтернатив, сосредоточенных на основательной подготовке к экзаменам.
Однако в «ЯКласс» считают, что после активного пользовательского опыта дистанционного обучения на протяжении прошлого года будет активнее осуществляться отказ от исключительно очной формы обучения и переход к смешанной.
-
Усиление конкуренции приводит к увеличению стоимости привлечения клиентов. Об этом, например, говорят эксперты из TutorOnline и Hello World.
«Стоимость привлечения клиента будет расти, и будут выигрывать компании, которые смогут это обойти», — отмечает Константин Винников, CEO Hello World.
Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что, как следствие, компании будут создавать нестандартные продукты, которые смогут повысить лояльность. «Так как в мире среди пользователей возрастает все больший интерес к soft skills и liberal arts, то edtech-стартапы будут создавать различные онлайн-форматы для обучения этим навыкам, — говорит Андрей Илингин. — Цифровизация в подготовке к стандартизированным экзаменам будет усиливаться, искусственный интеллект станет более совершенным и персонализированным и также будет увеличиваться количество learning experience systems».
Онлайн-образование стало более сложным с точки зрения содержания и структуры. Это позволило появиться премиальным продуктам, где акцент делается на индивидуальном подходе и тщательной проработке навыков. Из-за стремительно возросшего спроса на онлайн-формат и конкуренции, растет качество продуктов.
-
Продолжает расти интерес к edtech-стартапам стратегов и инвесторов.
«Можно подумать, будто порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций, и онлайн-курс уже готов. И эта кажущаяся простота привлекает на рынок онлайн-образования, особенно для взрослых, много слабых игроков с некачественным контентом, — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС, а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии. А пока что мы видим, что такие новички в онлайн-образовании, как государственные школы и неопытные стартаперы, натягивают старые методы на новые технологии, и это не работает».
Впрочем, по словам Константина Винникова из Hello World, снятие карантинных мер немного остудило бум онлайна как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей.
-
Интенсивное развитие детского рынка онлайн-образования. Цифровизация общества приводит к тому, что аудитория ежегодно молодеет, из-за чего растет спрос на продукты, предназначенные для детской аудитории.
-
Обсуждение закона о просветительской деятельности.
«Нам видится, что закон направлен против так называемого инфобизнеса, — кажется, такие предприятия больше всего подходят под введенное определение просветительской деятельности, — считает Павел Арсеньев, генеральный директор «ИнтернетУрока». — На данный момент мы не видим серьезных рисков, связанных с применением этого закона».
По его мнению, закон преследует благие цели: большинство войн перешло в информационно-культурное поле, и России нужно учиться вести действия на этих полях.
-
Активизация государства
Как отмечает Александр Ларьяновский, управляющий партнер SkyEng, довольно заметны инициативы государства во всем, что касается дополнительного школьного образования: происходит укрупнение больших игроков на этом рынке (например, новость про возможное объединение Сбербанка и издательства «Просвещение»). «Мы пока не знаем, как это скажется на рынке, но это точно тенденция, за которой мы будем следить», — отмечает он.
Повышенный интерес властей к онлайн-образованию заметили и в «Государстве детей», однако, в отличие от многих других участников рейтинга, там находят в этом плюсы: «Сейчас явно прослеживается усиление внимания государства к национальным проектам и национальным целям — большая часть цифровых решений в образовании внедряется именно в рамках этих инициатив. Там, где внимание, логично развивается конкуренция, что повышает качество решений и сроки внедрения».
Дата публикации: 10 Июнь 2021

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.