
«Домашнее обучение подходит всем»: основные идеи кейс-сессии про экстернат на EdCrunch
16 ноября на конференции EdCrunch прошла кейс-сессия «Домашнее обучение: экономика и педагогика компаний». Крупнейшие игроки рынка домашнего образования поделились, как устроена юнит-экономика в их компаниях, какие практики онлайн-образования могут помочь офлайн-школам и что ограничивает детей и родителей при переходе на экстернат. Читайте summary выступлений и смотрите презентации спикеров.
Спикеры:
-
Екатерина Латыпова, академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»
-
Александр Згода, директор центра образовательных технологий Advance
-
Алексей Половинкин, основатель и генеральный директор «Цифровое образование»
-
Ноам Герштейн, основатель и генеральный директор Bina School
Модерировала встречу Ольга Гельмель, директор по счастью TutGood.
Последние несколько лет прирост учеников в «Фоксфорде» составлял 70% ежегодно. Екатерина Латыпова рассказала, почему родители и дети выбирают «Фоксфорд» и как организовать качественный онлайн-экстернат для школьников так, чтобы он приносил деньги.
В первую очередь, экстернат должен быть удобно организован для родителя.
-
Заключение договора должно быть электронным;
-
следует предусмотреть несколько способов оплаты — полную, в рассрочку, с помощью маткапитала. Причем доля оплат маткапиталом растет: сегодня так учебу в «Фоксфорде» оплчивает 35% родителей (на полную оплату приходится 45%, рассрочку — около 20%).
-
подача документов должна вызывать доверие и быть безопасной;
-
отдел поддержки должен оперативно работать: внутренний стандарт качества в «Фоксфорде» предполагает ответ на вопрос клиента в течение получаса.
Несмотря на то, что «Фоксфорд» делает массовый продукт, в компании интегрируют индивидуальный подход: к примеру, школьник может выбирать педагога самостоятельно, учебный план предполагает гибкий график обучения и аттестации.
Чтобы сделать домашнее обучение доходным форматом, важно правильно рассчитать юнит-экономику. В «Фоксфорде» значительная часть расходов — фонд оплаты труда. 10-12% среднего чека уходит на маркетинг. Екатерина Латыпова советует тестировать новые фичи, считать затраты на них и закрывать идеи, если они оказываются нерентабельными. Также стоит подстраховывать родителей во всех юридических вопросах: например, напоминать про заполнение документов. Хорошие результаты приносит автоматизация: самооплата без участия менеджера, возможность самостоятельного выбора педагогов.
Александр Згода рассказал о том, какие факторы влияют на выбор экстерната. Одна из причин — когнитивный уровень ребенка. Не форма обучения определяет когнитивный уровень: дети с высоким когнитивным уровнем сами выбирают учиться в формате экстерна.
Еще одна причина — окружение. Например, брат и сестра Александра закончили школу экстерном — так что для него ранний выпуск из школы тоже был закономерным.
Помимо этого, на выбор формы обучения влияет взгляд родителя. По словам Александра, в компании заметили, что часто, чем выше результаты ученика, тем больше вероятность, что он не закончит обучение. Это связано с тем, что без специальной подготовки до 75% родителей могут непроизвольно препятствовать развитию ребенка. «Ребенок приходит домой и говорит: «Я выучил таблицу Менделеева», а ему говорят: «Ты что, пытаешься показать, что ты умнее нас?». Поэтому важно работать с родителями, просвещать их, иначе мы встретим сильное сопротивление», — считает Александр Згода.
Алексей Половинкин поделился, как опыт онлайн-школ может помочь решить ресурные и методические сложности офлайн-школ. Сегодня школы сталкиваются с несколькими проблемами: нехваткой мест, особенно в регионах с миграционным притоком — например, в Москве, и потерей мотивации старшеклассников осваивать школьную программу из-за интенсивной подготовки к ЕГЭ.
Чтобы решать такие проблемы, в Москве и Московской области запустили пилотные проекты: в школах одиннадцатиклассники закончили обучение по непрофильным предметам до первого февраля, а дальше посвятили время подготовке к ЕГЭ. При этом при реализации таких проектов школы все равно сталкиваются с ресурсными и методическими трудностями. Но справиться с ними можно, если использовать опыт, накополенный в онлайн-обучении. Алексей Половинкин предлагает в старших классах изменить учебный план так, чтобы ученики закрыли непрофильные предметы в десятом классе, а в 11 занимались подготовкой к поступлению в онлайн-формате.
Ноам Герштейн отметила, что сегодня онлайн-школы должны обучать не только детей, но и взрослых — прививать им культуру цифрового образования. Также она подняла проблему того, что преподаватели сегодня должны быть не просто преподавателями: они должны уметь вовлекать детей, быть наставниками.
Презентации
Екатерина Латыпова. Причины успеха онлайн-школы "Фоксфорд"
Александр Згода. Домашнее обучение: педагогика и экономика
Алексей Половинкин. Гибридное обучение
Ксения Зайцева
Дата публикации: 16 Ноябрь 2023

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.