
Edtech потеряет сотни тысяч лидов из-за запрета на рекламу у иноагентов
Запрет на рекламу у иноагентов вступил в силу 22 марта. Edtech-компании потеряют большую долю инфлюэнс-маркетинга, а блогеры-иноагенты — основного рекламодателя в лице онлайн-школ. По оценке Smart Ranking, одни только YouTube-интеграции edtech с иноагентами набрали 214 млн просмотров за 2023 год. Теперь цены на рекламу у «разрешенных» блогеров вырастут, онлайн-школам придется искать другие каналы продвижения.
Реклама у иноагентов окупалась лучше, чем у других блогеров
Образовательные сервисы — один из основных рекламодателей для блогеров-иноагентов, считает Ассоциация блогеров и агентств (АБА). Все потому, что реклама у иноагентов приносила edtech хорошие результаты: по словам собеседников Smart Ranking, с 1 млн просмотров интеграции на YouTube-канале иноагента в онлайн-школу приходила тысяча лидов. При этом стоимость за просмотр составляла 1 рубль, что делало рекламу окупаемой.
![]()
«Действительно, реклама у иноагентов была достаточно эффективна. Интеграции, которые мы выкупали, показывали больше ROMI, чем у других блогеров», — подтверждает Кирилл Пшинник, СЕО Zerocoder (до запрета школа покупала рекламу на каналах Максима Каца*, Ильи Варламова*, Алексея Пивоварова*, Катерины Гордеевой* и других).
Через рекламу у иноагентов edtech достигал своей целевой аудитории, в том числе среди релоцировавшихся россиян.
Выгоднее контекстной рекламы
Интеграция на канале Максима Каца* в 2023 году стоила 700 тысяч рублей, по информации наших собеседников. В среднем его YouTube-ролики с рекламой для онлайн-школ набирали 730 тысяч просмотров. Если придерживаться оценки, по которой миллион просмотров рекламы в видео блогера-иноагента приносил edtech-компаниям около тысячи лидов, то стоимость лида с канала Максима Каца составляла тысячу рублей. Интеграция на канале Юрия Дудя* стоила 3 млн рублей. В среднем его ролики с интеграциями для edtech набирали 7,5 млн просмотров. Соответственно, один лид обходился edtech-компании в 400 рублей. Это дешевле, чем через другие каналы трафика. Например, за качественный лид через «Яндекс Директ» edtech в среднем платит 5–6 тысяч рублей, за обычного лида — примерно 1–2 тысячи, рассказал Илья Ларшин, СЕО агентства контекстной и таргетированной рекламы «Имтен».
Edtech запустил с иноагентами более 100 YouTube-интеграций в 2023 году
В 2023 году рекламодатели все чаще продвигались через YouTube-блогеров: в отличие от Instagram** это разрешенный инструмент, который приносит высокую конверсию.
Smart Ranking посчитал интеграции edtech на YouTube-каналах 13 иноагентов за 2023 год: их число достигло 117. При этом количество на самом деле может оказаться больше. Дело в том, что некоторые онлайн-школы уже просят вырезать их рекламу из опубликованных роликов иноагентов и удалять их упоминания из текстовых описаний видео. Об этом анонимно сообщил сотрудник компании из топ-100 рейтинга.
Рекламу для онлайн-школ снимали как минимум 13 блогеров-иноагентов: Илья Варламов*, Алексей Пивоваров*, Юрий Дудь*, Екатерина Шульман*, Максим Кац*, Антон Долин*, Михаил Шац*, Катерина Гордеева*, Татьяна Лазарева*, Евгений Понасенков*, Николай Соболев***, Майкл Наки*, Ирина Шихман*. Суммарно их ролики с интеграциями с edtech посмотрели более 214 млн раз. В среднем видео набирали 1,8 млн просмотров.
Если миллион просмотров на ресурсе иноагента приводил тысячу лидов, то за 2023 год благодаря YouTube-каналам блогеров, признанных иноагентами, edtech «дотянулся» до примерно 214 тысяч потенциальных покупателей.
В среднем конверсия из лида в продажу составляет 2%. Средний чек за длинные курсы-профессии при этом — 150 тысяч рублей. Так, иноагенты заработали edtech-компаниям больше 640 млн рублей за 2023 год за счет YouTube-интеграций.
Иноагенты с наибольшим трафиком
Больше всего просмотров edtech-компаниям принес Юрий Дудь*: девять его роликов, в которых рекламировались онлайн-школы, набрали около 68 млн просмотров. По числу интеграций при этом лидирует Илья Варламов* — за год их было не менее 29, по подсчетам Smart Ranking. Они собрали около 67 млн просмотров.
Интеграции на канале Алексея Пивоварова** принесли edtech-компаниям 29 млн просмотров. Также в топ-5 блогеров-иноагентов по трафику на YouTube вошли Катерина Гордеева* и Екатерина Шульман*. Интервью с рекламой онлайн-школ на канале Гордеевой просмотрели более 19 млн раз, а 16 интеграций в программе «Статус» у Шульман* собрали около 10 млн просмотров.
Каким игрокам рынка придется перестраиваться
Активнее всего в 2023 году размещала рекламу на YouTube-каналах иноагентов компания Eduson — всего 28 интеграций, подсчитали в Smart Ranking. Елена Масолова, СЕО Eduson, рассказала, что в месяц у Eduson 250–300 выходов у инфлюэнсеров, 5% среди них — на ресурсах иноагентов. Компания планирует заменить эти каналы альтернативными.
Иноагенты разместили 21 YouTube-интеграцию с «Нетологией» — ролики собрали около 42 млн просмотров. Skypro и «Синхронизация» размещались у Дудя* — за счет этого при небольшом суммарном числе интеграций с иноагентами (7 и 6 соответственно) видео с рекламой компаний смогли набрать около 38 и 32 млн просмотров. Пересмотреть каналы привлечения придется и другим edtech-компаниям: к примеру, Skillfactory, Skyeng, BONNIE&SLIDE.
Прогноз: таргет, Telegram и «разрешенные» блогеры
Теперь онлайн-школам придется «дотягиваться» до аудитории иноагентов через законные каналы: с помощью таргета, контекстной рекламы или через инфлюэнсеров, которые имеют схожие взгляды с иноагентами, но ими не являются. Наши собеседники назвали среди таких блогеров, например, Ксению Собчак.
Участники рынка считают, что реклама через ВК не сможет закрыть потребности edtech: она плохо работает для сегмента ДПО. Маркетинговые бюджеты могут перейти в Telegram.
![]()
«Образовательные сервисы продолжат размещать рекламу в разных доступных каналах. Бюджеты, которые ранее могли быть направлены на рекламу у иноагентов, перераспределятся на размещения у других блогеров и в Telegram-каналах. Одним из наиболее эффективных и актуальных каналов для привлечения клиентов в образовательные платформы сегодня является официальная реклама в Telegram Ads», — считает Никита Кравченко, ведущий эксперт по работе с платным трафиком в сервисе eLama.
Edtech опасается, что цена на рекламу у инфлюэнсеров значительно вырастет: блогеры будут завышать цены, понимая, что бизнесу больше не у кого закупать рекламу. По этой причине расходы на инфлюэнс-маркетинг, которые безостановочно росли после отключения рекламы через Meta** в 2022 году, начнут падать.
* Признан(а) иноагентом.
** Meta признана экстремистской в России и запрещена.
*** Исключен из реестра иноагентов 15.03.2024.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 22 Март 2024

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.