
Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
— Как вы пришли к тому, чтобы начать предлагать свой мессенджер онлайн-школам? Насколько я знаю из истории компании, вы до этого развивали CRM-систему?
— Нет, на самом деле все началось еще 10 лет назад как раз с разработки мессенджера, который мы начали делать вместе с партнерами. Но тогда российский рынок был к этому не готов — свой мессенджер был интересен в основном государственным организациям, больше из соображений безопасности. Поняв, что продукт не получает широкого отклика, мы переключились на создание CRM и проработали в этой сфере несколько лет. В 2022 году мы вернулись к разработке мессенджера и начали получать запросы от образовательных учреждений, которые искали альтернативу зарубежным решениям в условиях волны импортозамещения. В итоге мы приняли решение попробовать работать с ними, при этом не адаптируя платформу специально под образовательные сценарии, но сделав продукт гибким, чтобы его можно было использовать как для корпоративных задач, так и в образовательных учреждениях. Сейчас на сектор образования приходится около 20% выручки компании.
— То есть школам не понадобились какие-то особые доработки?
— Да, наша система API и возможность интеграции позволяют школам без сложных доработок адаптировать платформу под свои нужды. Например, отправка диплома — это просто отправка файла, а ответ куратора — это аналог ответа коллеги. Инструменты, которые мы разработали для корпоративного мира, оказались так же полезны в образовательном секторе, особенно в частных школах и на IT-курсах, где важна асинхронная работа.
— А как насчет государственных учреждений? Есть ли у них какие-то специфические запросы?
— Мы больше работаем с частными школами, так как они активнее внедряют асинхронное обучение. В государственных образовательных учреждениях больше используются видеоформаты и студенческая электронная почта как основной канал коммуникации. Мессенджер у них используется второстепенно, в основном для пересылки файлов во время звонков.
— Не потому что в государственный сектор сложнее заходить с точки зрения бюрократии?
— У нас есть разные кейсы. Например, были случаи, когда все начиналось с использования платформы на уровне отдельного факультета, причем за личные средства, чтобы не проходить долгие бюджетные согласования. Но со временем инструмент становился популярным во всей организации, и пользователи переходили на оплату через университет. Были даже случаи, когда университеты вписывались в наш бесплатный тариф, стараясь максимально эффективно использовать ресурсы.
— Какие категории клиентов у вас сейчас преобладают?
— Основная часть наших клиентов в edtech — это IT-курсы, так как мессенджер очень удобен для цифровых команд, особенно с возможностью отправки кода и интеграции с различными сервисами. Это позволяет имитировать реальные рабочие условия для студентов. И такие клиенты продолжают приходить.
— В последнее время мы наблюдаем замедление рынка онлайн-образования, чувствуете ли вы это на себе? И если да, то какие шаги в связи с этим предпринимаете?
— Мы со своей стороны ощущаем это немного иначе. Дело в том, что нас часто используют как средство снижения издержек. Наши решения помогают автоматизировать процессы, что позволяет школам эффективнее управлять ресурсами и справедливее распределять выплаты кураторам и преподавателям. Например, наша система позволяет отследить, сколько каждый куратор обработал запросов, и начислять соответствующее вознаграждение. Мы не продаем фиксированные пакеты, которые обязывают платить независимо от активности студентов. Если студент перестает учиться или не появляется на занятиях в течение двух недель, школа перестает платить за его лицензию. Это гибкая система, которая выгодна как нам, так и школам. Для нас напрямую выгодно, чтобы школы привлекали как можно больше студентов и все они активно обучались, потому что оплата идет только за активные лицензии. Таким образом, мы напрямую заинтересованы в том, чтобы студенты доучивались и получали ценность от программы, иначе школа просто перестает за них платить.
— На рынке есть и вовсе бесплатные инструменты. Школы не могут дойти в своем снижении издержек просто до использования обычных мессенджеров?
— Если образовательное учреждение использует только бесплатные инструменты, это может вызывать вопросы у студентов относительно качества обучения, за которое они сами при этом платят. Мы, например, слышим отзывы от наших клиентов, что наша платформа помогает не только с точки зрения эффективности, но и с точки зрения имиджа школы. Наш продукт помогает школам выстраивать профессиональную среду.
Об импортозамещении и новых технологиях
— По поводу импортозамещения, можно ли сказать, что свое основное влияние оно уже оказало?
— В 2022 году импортозамещение дало ощутимый толчок, но мы считаем, что потенциал для роста еще не исчерпан. Прошла волна перехода на корпоративном уровне, но многие компании и образовательные учреждения до сих пор используют личные, а не корпоративные аккаунты для работы. Например, Telegram — это не B2B-платформа, но некоторые компании используют его для управления учебным процессом. То же самое можно сказать о Google Docs, где файлы часто хранятся на личных аккаунтах кураторов. Это не всегда удобно или безопасно для школ. Импортозамещение помогает переходить на более структурированные и контролируемые решения, которые обеспечивают более высокий уровень безопасности и прозрачности. Поэтому мы считаем, что пространство для импортозамещения остается по-прежнему огромным, просто оно продолжит развиваться в направлении перехода с B2C-решений на специализированные B2B-продукты.
— Что вы думаете о перспективных технологиях в образовании? Нейросети оправдали возложенные на них надежды?
— Я думаю, что мы все еще в процессе. Сейчас нейросети используются очень базово — например, для ответа на вопросы студентов. В будущем я вижу больше возможностей для персонализации. Пока что технологии помогали снижать издержки, но в дальнейшем, на мой взгляд, акцент сместится на улучшение качества. Это может включать создание полностью персонализированных курсов, использование разных форматов контента — видео, аудио, текст, — причем обновляемых чаще и на основе актуальных данных.
Текущие AI-интеграции пока довольно просты: например, есть кнопка перехода, которая открывает чат, и вот это называется «внедрили AI». Но я считаю, что будущее за более глубокими и естественными решениями, когда уже не надо будет ничего нажимать и само взаимодействие с системой станет «волшебным». Даже на примере мессенджера можно сделать так, что если студент отходит от компьютера, система может автоматически предложить перейти на голосовое взаимодействие, а когда студент возвращается ближе к экрану, интерфейс меняется обратно на текстовый. И таких примеров сотни.
— Еще какие-то назовете?
— Вероятно, в будущем студент сможет легко организовать обсуждение в группе, посвященное только его вопросу, не тратя время на поиск подходящих людей. Это даст больше свободы в управлении временем.
О будущем
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию на ближайшее время?
— Наш основной фокус — соответствовать ожиданиям современных пользователей мессенджеров. Например, когда-то мы считали, что мессенджер не обязательно должен включать в себя видеозвонки. Мы сами сторонники асинхронной работы, когда люди могут работать, не отвлекаясь на звонки, и решать свои задачи текстом, что дает больше свободы и времени для концентрации. В «Пачке» всегда были звонки, но они выполняли второстепенную роль. Но сегодня аудио- и видеозвонки — это уже необходимый функционал. Также мы активно развиваем интеграции, чтобы пользователи могли строить на базе нашей платформы любые процессы. И конечно, продолжим работать над более глубокой интеграцией AI, чтобы это было нечто действительно встроенное в саму логику продукта, а не просто кнопка.
— Кроме образования, есть ли у вас другие ключевые направления?
— Наши сценарии можно разделить на три группы. Самый массовый — это внутреннее общение в компаниях, для чего мы изначально и создавали продукт. Второй сценарий — это объединения между компаниями, например, внутри консорциума или общение подрядчиков с клиентами. И третий — это образование, которое имеет свою специфику и где мы продолжаем наращивать экспертизу. Но в целом мы ожидаем, что доля образовательных клиентов останется на уровне 20–25% и будет расти соразмерно с общей базой. Мы видим интерес к нашему продукту среди школ разного масштаба, и с ростом осведомленности о нашей платформе этот интерес будет увеличиваться.
Дата публикации: 18 Октябрь 2024

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.