
Из edtech в тайский девелопмент: Максим Спиридонов о своем бизнес-пути и перспективах рынка онлайн-образования
Максим Спиридонов, основатель бизнес-клуба Reforma и проектов «Нетология» и «Фоксфорд», на Edtechs Awards объяснил, как запустить стартап, рассказал про истоки edtech-рынка и спрогнозировал освоение новых форматов. Мы собрали самые важные тезисы его выступления.
Рецепт построения стартапа
В 2010-х годах мы оказались в нужное время в нужном месте: когда мы основали «Нетологию», рынок был еще совсем пустой. Своевременно заметили тренды и поняли, как их «оседлать». Ключевой тренд — рост спроса на новые специальности. Мы вовремя осознали, что желающих обучаться диджитал-профессиям становится больше, а вузы не могут ответить на их запросы. Это связано с тем, что преподавать маркетинг, программирование, аналитику не могут специалисты, «оторванные» от производства. Поэтому идея была в том, чтобы научить преподавать именно практикующих специалистов.
Еще один важный тренд начала 2010-х — переход всего в онлайн. Тогда это была свежая и неочевидная мысль.
Так что рецепт построения стартапа остается прежним: раньше других обнаруживаешь тренд, прогнозируешь, как он будет развиваться, и «оседлываешь» его.
Что нельзя было предвидеть в 2010-е
Ковид был таким бустом для рынка, который никто не мог предсказать. При этом пандемия не сыграла решающей роли: edtech-компании росли и до, и после нее. Локдаун действительно подогрел рынок, развернул скептиков лицом к возможностям онлайн-образования. Но после него был откат, «похмелье» — люди говорили: «Дайте мне что угодно, но только не онлайн».
Еще заранее нельзя было предвидеть, каких объемов достигнет рынок. Я даже не верил, что сегодняшние десятки миллиардов возможны. Также я не предполагал, что наше направление так быстро «повзрослеет». Edtech с точки зрения управления, инструментов маркетинга и базовых составляющих бизнеса находится сегодня на неожиданно высоком уровне.
Что ждет edtech
Все больше будет востребовано образование, ориентированное на результат: корпоративное обучение, освоение новых профессий, подготовка к ЕГЭ или олимпиадам для школьников, обучение языкам.
Я ожидаю «революцию в онлайн-образовании 2.0», когда появятся методические решения именно для онлайна. Пока их очень мало: мы просто перетащили методички офлайн-образования в edtech.
Самое интересное начнется, когда новые методики станут использовать в виртуальной и дополненной реальности: там новый мир и для развлечений, и для образования.
Про планы: новый карьерный трек и инвестиции в edtech
Я бы продолжал инвестировать в интересные edtech-стартапы, но при этом как инвестор я сам себе не очень нравлюсь. Деньги с экзита из «Нетологии» вложил в венчурные стартапы. Инвестировать — значит занимать пассивную позицию. Сидишь и смотришь, как твои деньги сгорают в руках команд, к которым хочется подойти и сказать: «Давайте я сам сделаю, я знаю, как правильно».
Так что мне больше нравится «делать руками»: сегодня у меня есть американский стартап в e-commerce, бизнес-клуб Reforma. Также я рассматриваю вариант заняться девелоперским проектом в Таиланде — возглавить компанию, которая строит недвижимость. Захотелось осуществить красивый переход и проверить качества бизнес-лидера. По сути дела, базовые инструменты предпринимателя одинаковы в любой отрасли.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 09 Январь 2024

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.