Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата
Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.
Спикеры:
-Марианна Снигирева, генеральный директор Нетологии, Россия
-Виталий Клопот, главный операционный директор британского онлайн университета Future Learn, Великобритания
-Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox, Россия
-Александр Родионов, бизнес-разработчик Яндекс Практикум, Россия
Дискуссию открыл Александр Родионов, бизнес-разработчик «Яндекс.Практикума». По его словам, edtech-компании и вузы должны дополнять дополнять друг друга, а не конкурировать. В 2023 году состоялся дебют компании в сфере высшего образования. Так, «Яндекс Практикум» открыл две совместные магистратуры с ТГУ и МИСиС. Также компания запустила ускоренный онлайн-бакалавриат с ИТМО по frontend- и mobile-разработке, куда могут поступить выпускники колледжей с помощью перезачета некоторых дисциплин.
«Университеты богаты фундаментальной, научно-исследовательской базой — в этом edtech пока не сможет догнать вузы в ближайшие годы», — отметил Родионов. К тому же вузы играют роль социального лифта, а диплом о высшем образовании все еще ценится работодателями по всему миру. Преимущество edtech-компаний в другом: они могут предложить практическую отработку навыков и самые актуальные программы: например, некоторые курсы в «Яндексе» обновляются меньше чем за полгода.
Edtech и вузы усиливают друг друга благодаря разным компетенциям, заметил спикер. Компании могут помочь вузам с маркетингом и актуализацией учебной программы.
У «Яндекс Практикума» есть кастомизированные решения для вузов,например, интерактивный учебник для вузов, библиотека курсов для преподавателей и студентов и тренажеры.
Компания запустила пилотный кейс с Сеченовским университетом — интерактивный учебник по программированию и анализу данных, связанных с медициной. Учебник можно адаптировать и для других тем.
Спикеры заявили, что обычно их вклад в разработку учебной программы и вузов примерно равный. «Обычно 50 на 50, но пропорция и меняться», — сказал Родионов. Снигирева назвала схожее распределение: 50–60%. Edtech-компании добавляют блоки, актуальные для современного рынка труда, клиентский сервис, внедряют образовательные метрики и платформу, объяснил эксперт. Кроме того, компании приглашают к сотрудничеству и работодателей, которые помогают студентам найти работу еще во время учебы.
Снигирева также рассказала, что недавно по инициативе «Нетологии» было создано Содружество онлайн-высшего образования (СОВО). Это не коммерческое сообщество и не ассоциация. В рамках этого объединения edtech обсуждает стандарты качества, как собирать метрики, как вырабатывать форматы, как делать PR: еще не все знают, что в топовых вузах можно получить онлайн-магистратуру.
Сергей Попков описал портрет потребителя программ совместных с вузами (например, с РАНХиГС) программ онлайн-образования. «Для меня это оказалось неожиданным: к нам идут учиться ребята старше 21 года, многие уже закончили колледж, университет или не имеют высшего образования», — сказал Попков.
Спрос на такие программы растет, так как онлайн-образование комфортнее для этой аудитории. Она может подстроить расписание под свой образ жизни.
Также у Skillbox есть совместная программа с МПГУ — проектирование образовательного опыта. «В этом году мы побили рекорд по набору», — отметил Попков.
Спикер выделил главную сложность, которая возникает у edtech-компаний при взаимодействии с вузами — разница темпов работы. Скорость создания образовательной программы компаниями выше, например,она может быть готова уже через три месяца. С вузами же приходится около года вести переговоры и только в следующем году получается начать продажи.
Виталий Клопот прогнозирует, что в русскоговорящем мире образования в будущем спрос на IT-специальности начнет снижаться. На более зрелых рынках, например, в Великобритании самый высокий спрос наблюдается на программы по психологии.
Попков заметил, что через год-два рынок уже будет перенасыщен программами для подготовки IT-профессионалов. Skillbox ищет возможности развития других направлений: той же психологии, медицины и др.
Дата публикации: 16 Ноябрь 2023
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.