
Как запустить edtech-бизнес за рубежом: краткий гайд
На Edtech Expo Андрей Ромашов, CPO «Алгоритмики», поделился опытом запуска международного направления в edtech-бизнесе. Пересказываем, какие модели ведения бизнеса бывают, как выбрать страну для экспансии и успешно выйти на новый рынок.
Шаг 1. Оцените готовность компании к выходу на международный рынок
-
Если вы заняли свою нишу в России и уверены в стабильности бизнеса, это первый признак, что компания готова расширяться.
-
Высокая конкуренция на российском рынке — сигнал искать новые возможности за рубежом, где edtech еще не так развит.
-
Возможно, ваш продукт лучше и дешевле аналогов на новых рынках. Понимание того, как рос edtech в России, дает вам возможность предсказывать будущее на развивающихся рынках: вы знаете, какие тренды будут актуальны в ближайшие несколько лет. Так вы получаете преимущество над локальными игроками.
Шаг 2. Выберите регион
Оцените:
-
Объем рынка.
-
Наличие спроса и market fit продукта.
-
Уровень конкуренции.
-
Наличие связей в конкретной стране.
В «Алгоритмике», помимо этого, учитывали спрос на IT-кадры, наличие инфраструктуры и однородность рынка в регионе — насколько можно масштабировать опыт на соседние страны.
Шаг 3. Изучите сложности ведения бизнеса в другой стране
Необходимо учитывать много нюансов: культурные и законодательные особенности, языковые барьеры, бизнес-среду и уровень коррупции. Определенные ограничения накладывает и религия: к примеру, в Индонезии верующее население, и для него неприемлемы некоторые стандартные для нас маркетинговые инструменты вроде викторин и розыгрышей призов.
Андрей Ромашов на Edtech Expo
Сложности могут возникнуть и из-за местных игроков. Так, «Алгоритмике» оказалось трудно конкурировать в Индии с компанией Byju — первым индийским edtech-единорогом. Компания закупала много рекламы, ее амбассадором был футболист Месси. Бороться за клиента стоило дорого.
Инфраструктура тоже имеет значение: неожиданностью для «Алгоритмики» стало то, что в Индонезии мало кто пользуется компьютерами. При этом смартфоны есть у всех, но обучать на них детей программированию неудобно.
Важно учесть жесткость образовательных стандартов и госрегулирование в сфере образования: «Алгоритмике» пришлось уйти с китайского рынка из-за того, что государство запретило стороннее образование.
Шаг 4. Подготовьте таймлайн запуска бизнеса
Примерный план предполагает, что за 2-3 месяца компания находит CEO, тестирует лидогенерацию и первые продажи, параллельно нанимает команду и за месяц первично настраивает воронку и локализует продукт.
Сроки и подход могут варьироваться в зависимости от бизнес-модели:
-
Франшиза. Самый простой и дешевый способ запуститься за рубежом.
-
Совместное предприятие (joint venture). Работа с местным партнером.
-
Открытие собственного бизнеса. Самый рискованный и дорогой путь, но потенциально самый прибыльный — не нужно делиться прибылью с партнером или франчайзи.
Шаг 5. Адаптируйте воронку продаж для нового рынка
Зачастую попытка повторить российский опыт работы с клиентами приводит к неудаче. Например, сейчас в России компании борются за каждого лида: обзванивают всех потенциальных клиентов. По опыту «Алгоритмики» в Индонезии обзвон 100 лидов приводил только к одной продаже. Оказалось, что успешнее не хвататься за потенциальных клиентов, а отсеивать 90% нерелевантного трафика.
Иногда ключом к успеху становится простота в маркетинге. В России клиент уже искушен и не так легко вовлекается в рекламные материалы. В Индонезии же удалось поднять конверсию из лида в регистрацию на мастер-класс почти в полтора раза с помощью простого маркетингового посыла. Рабочим креативом оказалась фраза: «Ты мама из Джакарты с ребенком от 5 до 17 лет? Запиши его на бесплатный урок программирования».
Также за рубежом можно использовать те инструменты, которые в России уже нерелевантны. Например, Facebook*.
Выводы и рекомендации
-
Изучайте рынок заранее, понимайте культурные и деловые особенности региона. Обязательно найдите партнера или консультанта, который поможет разобраться в местной специфике.
-
Оценивайте конкуренцию и спрос на ваш продукт. Лучше начать с меньших рынков без конкурентов.
-
Пользуйтесь знаниями, полученными на российском рынке, — это даст вам конкурентное преимущество.
* Принадлежит запрещенной и признанной экстремистской организацией в России Meta.
Дата публикации: 04 Октябрь 2024

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».