
Клиенты меньше думают о здоровье и больше о финансах: как инфобизнес растет после длительного падения
В III квартале 2022 года выручка инфобизнесменов выросла на 16,5% по сравнению с предыдущим кварталом — до 22,5 млрд руб. После кризисного полугодия падение закончилось.
Smart Ranking и GetCourse составили новый рейтинг инфобизнесменов. В него вошли онлайн-школы, работающие на платформе (охватывает 70% рынка) и готовые раскрывать свой оборот по итогам третьего квартала.
Общая выручка онлайн-школ на платформе GetCourse составила 22,5 млрд руб., увеличившись на 16,5% по сравнению со вторым кварталом. Таким образом, школы приблизились по этому показателю к результату третьего квартала 2021 года — 24,3 млрд руб. Самый большой рост с января 2022 года был отмечен в августе — выручка поднялась с 6,6 млрд руб. до 7,9 млрд руб. За год (по результатам третьих кварталов 2021 и 2022) суммарная выручка участников рейтинга выросла на 18%.
Участники рейтинга ожидают, что до конца года рынок продолжит расти. Почти все они планируют запустить новые продукты — курсы или марафоны — и увеличить доходы. В GetCourse прогнозируют, что по итогам 2022 года рынок повторит прошлогодний результат, когда суммарная выручка онлайн-школ, работающих на платформе, составила 93 млрд. руб.
Доля повторных продаж упала на несколько процентов по сравнению со вторым кварталом — с 50% до 48%. Однако этот показатель все еще выше среднемесячного в 2021 году, где доля повторных продаж не превышала 45%.
Число клиентов онлайн-школ значительно увеличилось. По данным GetCourse, среднесуточное количество посетителей за месяц на платформе выросло на 9% — с 3,3 млн. человек в июле до 3,6 млн. в сентябре. Данные свидетельствуют о том, что продолжительный кризис инфобизнеса закончился.
Сергей Михайлов, совладелец и управляющий партнер GetCourse, отмечает, что мобилизация повлияла на ситуацию незначительно:
«Рынок качнуло несравнимо меньше, чем в конце февраля — марте. Если тогда мы наблюдали резкое падение трафика сразу на треть, то в сентябре видели лишь небольшие колебания в масштабах отдельных дней, в целом же в сентябре-октябре не было просадки ни по трафику, ни по выручке».
По итогам третьего квартала упало количество лидов у школ, которые специализируются на:
-
здоровье — 28% (со 112,5 тысячи в июле до 80,5 тысячи в сентябре),
-
фитнесе — 19% (с 33 тысяч в июле до 26,5 тысячи в сентябре),
-
эзотерических практиках — 19% (45,9 тысячи в ибле до 36,9 тысячи в сентябре)
При этом вырос интерес к курсам по финансовой грамотности (21% — с 35,2 тысячи в июле до 42,7 тысячи в сентябре), новым профессиям (18,5% — со 145 тысяч в июле до 181,8 тысячи в сентябре) и психологии (9% — с 59,6 тысячи в июле до 65 тысяч в сентябре).
Из полного текста исследования, опубликованного на РБК Pro (необходима подписка), вы узнаете, какие школы продолжают падение и почему это происходит, у каких инфобизнесменов будут преимущества в грядущем году, как изменилась работа с рекламой и почему Telegram пока не может заменить Instagram*.
Виталия Чикнаева
* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией
Дата публикации: 24 Декабрь 2022

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.