Smart Ranking


«Когда мы достигнем критической массы, рост будет бомбический»

«Когда мы достигнем критической массы, рост будет бомбический»

СЕО университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник рассказал, как превратить сообщество по интересам в бизнес с выручкой 100 млн в год, в чем преимущества экспертного комьюнити и почему профессия no-code-разработчика будет в числе самых востребованных в 2030 году.

— Как был основан «Зерокодер» и почему вы пришли к сегодняшней бизнес-модели?

— Изначально возникло бесплатное открытое сообщество единомышленников «На коленке», где люди общались и делились информацией о no-code-инструментах. У команды возникла идея делать недорогие образовательные курсы по конкретным инструментам, но целевая аудитория была узкая, много денег проект не приносил. Тогда мы подумали о продукте для широкой аудитории и пришли к модели обучения не просто инструментам, а профессии, которая позволит зарабатывать на навыках в будущем. Это решение кардинально изменило все: во-первых, аудитория из нескольких тысяч человек выросла до нескольких миллионов по всем регионам России и СНГ; во-вторых, мы стали захватывать людей с помощью рекламы — даже тех, кто еще не знает, что такое зерокод; и в-третьих, мы собрали аудиторию, которая хотела бы освоить IT-профессию, но по тем или иным причинам не хочет заниматься классическим программированием и иметь привязки к офису. Позиционирование сработало: начали с февраля 2021 года, а сейчас у нас больше 100 млн годовой выручки, активно участвуем во многих правительственных и частных коллаборациях и фактически являемся монополистами no-code-движения в России с многотысячным комьюнити, своей экосистемой — университетом, экспертной поддержкой, карьерным центром и большими ресурсами для продвижения выпускников. Даже конкуренты отправляют своих студентов к нам в экосистему искать заказы и поддержку, просто потому, что больше некуда — такой движухи нет нигде.

— То есть экспертное комьюнити — это такая закрытая тусовка ребят, которые уже отучились и хотят двигаться дальше?

— Эти тусовки разные — с разным уровнем поддержки, детализации, времени, которое мы на них тратим. Есть закрытая тусовка для выпускников, есть отдельный VIP-тариф с индивидуальной поддержкой, есть общая группа для наших выпускников и студентов, и есть открытое комьюнити для всех. 

— А кто, собственно, выступает экспертами в комьюнити? 

— Экспертам в больших чатах деньги мы не платим: комьюнити позволяет пользователю получить доступ к профессионалам сферы. Это как на конференцию прийти — с ходу к какому-то топовому представителю большой компании не пробьешься через секретаря, а тут можно подойти в кулуарах пообщаться. У нас в сообществе есть владельцы всех российских no-code-сервисов. Думаю, если написать им в личку, они могут и не ответить. А вот в сообществе всегда отвечают. Фактически сообщество само себя и замыкает: если ты что-то делаешь, ты туда приходишь, чтобы пообщаться с кем-то и, с другой стороны, кому-то помочь.

В комьюнити «Зерокодера» участники общаются по теме, находят интересные проекты и инструменты, знакомятся с единомышленниками и помогают друг другу советами

— Расскажите, с помощью каких инструментов вы привлекали целевую аудиторию в прошлом году — что оказалось эффективнее?

— Мы активно использовали рекламу в Facebook* и Instagram* как самую простую, масштабируемую и эффективную на русскоязычном рынке — 80% маркетингового бюджета было рассчитано на нее. После февраля мы практически полностью переключились на инфлюэнс-маркетинг — сейчас около 70-80% нашего трафика идет с инфлюэнсеров из YouTube и Telegram. Целевую аудиторию находим среди блогеров — делаем слепые тесты: если видим возвратность маркетинга, то выкупаем рекламу у похожих блогов. 

— Есть ли в мире что-то похожее на «Зерокодер»?

— В России, на мой взгляд, достаточно уникальный путь — он немножко повторяет Латам, Индию, Индонезию, потому что сейчас там развивается та же история с рескиллингом и трудоустройством. В США активно работает система Income share agreement (ISA), позволяющая клиентам оплачивать обучение после трудоустройства на заранее оговоренную зарплатную вилку. Мы в университете тоже пытались ее внедрить, но не получается — в России она не работает, потому что у нас нет прозрачных систем учета з/п, как в Америке. 

Если посмотреть на рынок США, то там большие образовательные комьюнити собираются вокруг вендоров конкретных решений. Платные образовательные программы чаще всего представляют собой доступ к набору огромного количества материалов за небольшую стоимость. А чего-то, что обучало бы именно профессии зерокодера, в чистом виде я не видел. 

— Сможете ли вы в сегодняшних условиях масштабировать бизнес без инвестиций?

— Мы стартанули на изначальные инвестиции 5 млн рублей — наша экономика построена на том, чтобы активно расти до определенного периода и после выходить на точку безубыточности и дальше показывать прибыль. Пока мы этой точки не достигли, мы провели первый раунд инвестиций и доказали, что умеем масштабироваться: выросли в два раза с февраля по апрель, с августа по ноябрь — в 2,5-3 раза, несмотря на все политические и экономические события. И сейчас нужен второй раунд, чтобы в итоге дойти до точки безубыточности. Без инвестиций развиваться на свои средства сможем, просто скорость будет меньше.

— А насколько рискованно вообще привлекать инвестиции от государства?

— Сейчас государство имеет сильный контроль над образовательной сферой. Если вы создаете образовательную компанию в России, нужно понимать, что, скорее всего, вам придется работать с государством. В 2022-м множество компаний выжили благодаря участию в программе «Цифровые профессии», кратно увеличившей рынок. 

Поэтому, если компания планирует оставаться в России, — наверное, ничего страшного в государственных деньгах нет. А если планирует выход на международный рынок — то стоит подумать, просто из-за того, что многие фонды находятся под санкциями США. Например, если вы берете деньги из Фонда «Сколково» напрямик, то, скорее всего, ни на какой Запад вы не выйдете. 

— А вы не собираетесь выходить за рубеж?

— Собираемся, но, скорее всего, это будет другая структура компании. 

— Как думаете, что ждет edtech в 2023 году? 

— IT сейчас поддерживается государством на всех уровнях — думаю, курсы по программированию будут чувствовать себя лучше, чем другие сферы экономики. А если говорить про эдтех в широком смысле и включать инфобиз, обучение хобби и прочее — думаю, стоит ожидать падения: с падением общей экономической ситуации люди будут инвестировать в будущее и выбирать то, что будет приносить прибыль.
Сами в целом смотрим позитивно — рынок зерокода растет как за границей, так и в России. Недавно атлас новых профессий добавил зерокодинг в число востребованных профессий 2030 года — думаю, к тому времени штатного зерокодера нужно будет иметь, как штатного бухгалтера, экономиста, юриста или кого-то еще.

— Поделитесь своими планами на 2023 год. 

— Планы очень сильно зависят от того, получим мы финансирование или нет: если быстро получим, то планируем вырасти по выручке в три раза и к концу года уже выйти на точку безубыточности и дальше строить прибыльный бизнес.

А глобально у нас по планам запуск новых продуктов, в том числе для детей, в том числе — в работе с господдержкой. У нас есть очень классный проект в Республике Татарстан: обучаем 50 учителей информатики, которые в свою очередь будут обучать 2000 детей разработке мобильных приложений. Это классная связка, которую мы проведем в январе-феврале и планируем отмасштабировать на другие регионы. Также мы движемся в Казахстан и Узбекистан, потому что это большие рынки с интересом к no-code-разработке и перспективами поддержки от государства.

Мы еще не дошли до критической массы знаний общества о том, что такое зерокодинг. Малый бизнес зачастую не может себе позволить мобильное приложение за 2 млн, спроектированное в агентстве, а за 200 тысяч — может и просто не знает, что можно сделать за эту цену. Нам важно, чтобы люди узнавали о профессии не только из нашей рекламы, поэтому параллельно мы хотим развивать региональные проекты с точки зрения прокачивания информации о направлении. Вроде нашего недавнего хакатона в Самаре, где бизнесмены участвовали в олимпиаде по no-code-кейсам. Когда мы достигнем критической массы знания о профессии, думаю, рост будет бомбический.

* Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией.

Яна Климова

 

Дата публикации: 27 Январь 2023


Аналитика и интервью
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

Аналитика 29 Август 2025
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025

Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

Аналитика 29 Август 2025
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.