Кадровый голод в edtech: детские онлайн-школы пересобирают воронки найма
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
В исследовании приняли участие 14 edtech-компаний, занимающихся детским образованием. Часть из них прошла опрос, другие — дали глубинные интервью. В результате удалось собрать срез рынка: узнать объем найма, ставку педагогов, нестандартных решений, которые помогают искать и удерживать преподавателей.
Уровень дохода педагогов
Большинство компаний оперируют почасовой ставкой, но в вакансиях для ориентира указывается ежемесячный доход — в среднем от 60 000 до 80 000 рублей при полной занятости.
Мотивация преподавателей различается в зависимости от формата занятий и предмета:
-
Занятия «один на один»:
-
Русский и английский: 360–600 руб (в среднем — 480 руб)
-
Математика / физика / химия в среднем — 600 руб
-
IT-дисциплины: 400–700 руб (в среднем — 550 руб)
-
-
Мини-группы:
-
Общие предметы: 500–800 рублей
-
IT-направления: 750–1 000 рублей
-
В крупных компаниях ставка может быть ниже за счет сильного бренда и встроенных мотивационных надбавок: например, за объем уроков, длительность сотрудничества, удержание учеников (retention). Небольшие проекты компенсируют это более высокой ставкой и гибкой мотивацией.
Стоимость найма
Разброс по стоимости найма педагога для формата «один на один» — от 4 000 до 50 000 рублей. На цифры влияет методология расчета: включают ли в расходы участие HR-менеджера, затраты на маркетинг, интеграции с партнерами и т.д.
У крупных игроков, где найм системно встроен в юнит-экономику преподавателя для индивидуальных занятий «хантят» за 4 000–10 000 рублей, а для мини-групп — 14 000–30 000 рублей.
Игроки рынка отмечают, что снизить стоимость найма можно за счет:
-
Органического трафика. Сильный HR-бренд помогает компаниям привлекать специалистов практически без затрат — в некоторых школах органический приток кандидатов доходит до 33%.
-
Внутренней реферальной программы. Преподаватель может получить вознаграждение в размере от пяти до семи тысяч, если приведет на работу подходящего сотрудника.
-
Партнерство с вузами и другими edtech-платформами. Так, некоторые edtech-компании заключают между собой соглашения: например, игроки из сегмента IT-образования предлагают своим выпускникам трудоустройство в детских школах программирования.
![]()
«Снижаем стоимость найма за счет партнерства с образовательными платформами — например, со Skillbox и “Нетологией”. По договоренности, они информируют своих выпускников и студентов о наших открытых вакансиях. Мы принимаем их на стажировки, проектную работу или трудоустраиваем — это позволяет нам быстро находить кандидатов без дополнительных затрат», — отметил Алексей Назаров, руководитель команды подбора в IT-школе «Алгоритмика».
-
Накопленной базы кандидатов. Хранение базы перспективных, но пока не готовых специалистов позволяет сократить расходы на поиск новых учителей. Вместо запуска полноценного найма HR-команды возвращаются к тем, кто уже знаком с компанией и мог за это время прокачать нужные навыки.
Сезонность и объемы найма
Найм преподавателей носит выраженный сезонный характер: в апреле-июле происходит спад, а период роста наступает с августа — то есть начала подготовки к учебному году.
![]()
По словам Алексея Семенова, эксперта компании LiveDigital, ежемесячно найм в edtech составляет 2 500–3 000 преподавателей. Большая часть из них (90%) устраиваются, чтобы вести русский, математику и английский.
Вызовы рынка
Компании отмечают ряд трудностей при рекрутинге:
-
Дефицит преподавателей в точных и технических дисциплинах (физика, математика, химия, программирование) и избыток кандидатов по английскому языку.
![]()
«Преподавателей по математике, физике, химии и информатике на рынке недостаточно. Это подтверждается и собственной командной аналитикой, и исследованием таких источников, как Минпросвещение: в заголовках новостей регулярно подчеркивается острый дефицит таких специалистов, особенно в школах малых городов. И дело не в том, что они массово уходят в онлайн — просто сама емкость рынка крайне низкая», — отметила Екатерина Шилко, руководитель маркетинга преподавателей в онлайн-школе Skyeng.
![]()
«Математика — топ-1 предмет. На нее приходится примерно треть, а то и 40% всех уроков. Всего три главных направления — математика, русский и английский. Они дают 90% всего объема занятий. Преподавателей математики на рынке немало, но и спрос на них самый высокий — в итоге все равно не хватает. По русскому языку найти специалиста проще, по английскому — еще легче. А вот, например, у физики — совсем маленькая доля в уроках. Там и спрос ниже, и учителей надо гораздо меньше, но их все равно недостаточно», — подтвердил Игорь Трахов, директор по продукту в «Тетрике».
-
Слабые hard skills и неподготовленность к онлайн-формату. По этой причине кандидатов часто отклоняют.
-
Низкая воспринимаемая ценность ставки — особенно у опытных педагогов.
-
Рост стоимости привлечения. Например, повышение тарифов на HH и ограничения в других каналах.
-
Юридические ограничения. Школы следят, чтобы у кандидатов был статус самозанятого и банковская карта РФ.
![]()
«До 2024 года в школу привлекали преподавателей из разных стран, что помогало справляться с кадровым дефицитом и быстрее закрывать планы. Но изменения ряда законодательных требований к преподавателям-иностранцам повлекли за собой и корректировки в найме: рынок существенно сузился, что потребовало новых инструментов в маркетинге» — рассказала Екатерина Шилко.
Каналы привлечения преподавателей
Участники рынка считают наиболее эффективными по качеству и стоимости отклика следующие каналы:
-
Реферальные программы.
-
HeadHunter, который особенно подходит для массового найма.
-
Telegram, соцсети, профильные мероприятия — например, «Учитель года».
-
Университеты, GitHub (для ИТ-направлений), LinkedIn (для международных позиций)
-
Email-реактивации, CPA-сети, SEO/контент-маркетинг.
Тем не менее, онлайн-школы и сервисы для edtech-рынка ищут новые способы привлечь учителей. Так, платформа LiveDigital запускает проект по переподготовке преподавателей для edtech-школ. В июне 2025 года планируется выпустить 150 педагогов, которые пройдут переквалификацию, чтобы перестроиться на онлайн-формат.
Выводы
Современный edtech-рынок сталкивается с устойчивыми вызовами в найме преподавателей:
-
Дефицит кадров по ключевым предметам.
-
Рост стоимости привлечения.
-
Острая нехватка преподавателей, готовых вести занятия онлайн.
При этом традиционные каналы — от job-платформ до соцсетей — работают все менее эффективно и требуют все больших ресурсов. В таких условиях школы ищут альтернативные решения — через реферальные механики, партнерства, образовательные центры, нишевые сообщества, аутсорс и нестандартные воронки.
Дата публикации: 21 Май 2025
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.