Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.
«ISA в чистом виде в России пока невозможна»
Модель ISA, при которой студент оплачивает обучение по факту трудоустройства и от определенного порога заработной платы, хорошо прижилась в США, где размер долга студентов перед университетами составляет уже более $1,6 млрд, а также активно используется европейскими edtech-компаниями. Такие условия для успешной работы моделей в странах гарантированы прозрачностью заработка — население работает «в белую», декларируя все свои доходы. В России же, как отмечают эксперты рынка, такую модель пока невозможно реализовать в чистом виде.
Руководитель edtech-хаба «Сколково» Наталья Царевская-Дякина:
«Модель ISA создает риски для образовательной организации — невозможность полностью контролировать доходы выпускника. По данным HeadHunter, 19% работников в России в 2022 году получали так называемую серую зарплату — частично официально, частично нет. Зарплата 10% работников — “черная”, то есть полностью неофициальная, “в конверте”».
Пока ISA в России классифицируется как договор займа с особыми отлагательными условиями возврата, но де-факто договор и договор займа — это разное.
CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев:
«Чтобы модель получила широкое распространение, она должна быть полностью прозрачной для всех сторон и законодательно отрегулирована на уровне государства, как это произошло в Австралии, где ответственность за отчисления бывших выпускников реализуется на стороне работодателя. В России же пока до этого еще далеко, а потому применение ISA отдельными edtech-платформами остается полем для экспериментов».
Сейчас в стране работает так называемая перевернутая модель, при которой работодатель оплачивает целевое обучение специалиста.
CEO «Зерокодера» Кирилл Пшинник:
«Здесь можно договориться, что работодатель будет платить в рассрочку, например, перечислять какую-то сумму с заработка работника. Это куда проще с точки зрения арбитража. Таких кейсов не очень много, но знаю, что образовательные проекты, которые готовят специалистов для компании, предлагают такую модель».
Большие перспективы как альтернативы ISA Илья Курмышев видит в совместных программах рескиллинга, когда корпорации сотрудничают с edtech-платформами по переобучению своих сотрудников и берут большую часть стоимости образования на себя: «Можно привести в пример кейс с радикальной переподготовкой курьеров сервисов «Яндекса» («Еда», «Лавка» и «Доставка»), которые получили новые профессии тестировщиков ПО, разработчиков, аналитиков и дизайнеров всего за 10% от их фактической стоимости».
Как закалялась ISA
В России модель обучения ISA ввели в Kata Academy еще в 2018 году — продукт, как отмечает CMO Ася Круглова, задумывался как социальный лифт: «Чтобы человек с любым бэкграундом и возможностями мог начать карьеру в IT». Каждое направление вводили постепенно, проводя исследования на тестовых группах, — на сегодня в академии по ISA работают пять направлений. С мая 2021 года по нескольким профессиям модель начал внедрять онлайн-университет Skypro от Skyeng — сейчас по ней обучают разработчиков на Python и Java, однако компания не исключает возможность запуска ISA на других программах (аналитика данных, тестирование). На старте проекта Skypro много общались с юристами, которые подсвечивали, что конструкции ISA нет в законодательстве РФ, поэтому пришлось искать легальные решения, которые в итоге легли в основу договора — сейчас это договор оказания услуг с постоплатой.
Позже ISA стали осторожно попробовать другие эдтехи и даже вузы, но сегодня интерес к ней заметно снизился, и ни для одного проекта ISA, кроме Kata Academy, не стала основной моделью. Среди рисков, из-за которых edtech-проекты не стремятся внедрять ISA, помимо валидации доходов обучавшихся, эксперты также отмечают общее недоверие российской аудитории к новой модели и невысокую доходимость. Как отмечает Наталья Царевская-Дякина, только 28% онлайн-школ заявляют, что до конца их курса или программы доходят 71–100% учащихся, кроме того, далеко не все ученики ДПО в B2С учатся ради последующего трудоустройства: высок процент тех, кто учится «для себя» или не планирует менять работу.
Тем не менее ISA можно назвать одним из перспективных инструментов в образовании, выполняющих социально значимую задачу. Основным ее преимуществом является ориентация на цели обучающегося, гарантия трудоустройства, недостатком же (со стороны клиента) — высокая нагрузка (насыщенная программа со сжатыми сроками — в среднем по 8 часов 5 дней в неделю) и действующие в течение нескольких лет обязательства: например, ученику после выпуска нельзя оформиться самозанятым, а при расторжении договора все равно необходимо будет оплатить услуги с учетом штрафа за издержки, которые понесла компания. О том, как система приживается в России, рассказали немногочисленные представители эдтехов, применяющих ее у себя на практике, — Skypro и Kata Academy.
ЦеноОбразование
В обеих компаниях отмечают, что студенты платят за ISA больше (в Skypro рассказали, что разница с курсами с ежемесячной оплатой составляет около 100 тысяч рублей). В стоимость входят риски и издержки, которые несут школы, если человек не доучивается и бросает, а также программы поддержки студентов — при ISA эксперты и кураторы каждый день общаются со студентами — проводят Q&A-сессии, собеседования, делятся кейсами, «держат руку на пульсе успеваемости».
Под чем подписываются студенты
В обеих компаниях при наборе студентов и в ходе работы с ними компании руководствуются офертой, в которой закреплены все финансовые условия. В Kata Academy после трудоустройства студентам необходимо выплачивать по 17% от фактической зарплаты (после вычета НДФЛ) на протяжении 2 лет при условии, если зарплата оказывается не меньше прописанной в договоре. Либо можно заплатить единоразовым платежом — для каждого направления суммы свои. Если студент не устроился, он ничего не платит. Однако для исполнения договора со стороны клиента он должен выполнить два основных условия: 1) пройти минимум 30 собеседований и предоставить в подтверждение письменные отказы от потенциальных работодателей; 2) трудоустраиваться именно в Москве и Петербурге, где академия может смело гарантировать высокие зарплаты. «Чаще всего зарплата оказывается минимум на 30% больше заявленной в договоре, и все остаются очень довольны», — отмечает СМО компании Ася Круглова.
17% от зарплаты в течение 2 лет также должны были выплачивать ученики Skypro, однако потом в компании изменили решение, посчитав, что для студента это менее прогнозируемая и удобная история, потому что доход после трудоустройства точно поменяется в течение 2 лет, а фиксированная сумма в месяц — история более стабильная, в которой не нужно переживать, что сумма как-то изменится. Поэтому по модели ISA студент после устройства на работу платит по 12,5 тысячи рублей в месяц на протяжении 2 лет при условии, если его зарплата составляет не менее 60 тысяч до вычета налога. Студент также может закрыть платежи досрочно, если ему так удобнее и он может себе позволить.
Штрафы — материальные и духовные
Мария Гельфер, менеджер продукта в онлайн-университете Skypro:
«Важным пунктом оферты также является штраф, который студент должен заплатить, если покидает ISA в процессе обучения. Пока студенты учатся, компания несет убытки, поэтому штраф — справедливый механизм для возмещения затрат, которые понес Skypro, и пропорционален количеству дней, которые студент отучился. Например, если я решу уйти в середине программы, я должна буду заплатить около 150 тысяч (300 тысяч / 2)».
Также по оферте Skypro студент обязуется не пропускать уроки, делать все задания в срок и не допускать отставаний по неуважительной причине. Если ученик не идет по программе в темпе, компания имеет право его отчислить со штрафом, но пока такой механикой в Skypro не пользовались. Кроме того, у студента есть легальная возможность покинуть группу без штрафа в первые две недели обучения. Отвал студентов на этом этапе в Skypro составляет примерно 15%.
Отчислить студента за неуспеваемость также могут и в Kata Academy. Доходимость по курсам составляет от 50 до 70% разных потоков — не все студенты справляются с нагрузкой, не всем хватает мотивации — в компании инвестируют в тех студентов, которые обладают большим временным ресурсом и готовы при необходимости пожертвовать своими хобби, встречами с друзьями и какими-то делами.
CMO Kata Academy Ася Круглова:
«Нужно понимать, что это очень интенсивное обучение по 25 часов в неделю почти на протяжении года, соответственно, нужно уметь расставлять приоритеты и на это время сокращать какие-то дополнительные активности».
Вступительные испытания
Чтобы повысить доходимость и отсечь немотивированных студентов, на старте обе компании проводят вступительные испытания — несколько базовых уроков и следующие за ними тестирования. После выполнения заданий студентов приглашают на устные собеседования, в ходе которых проверяют soft skills «абитуриентов» и их желание дойти программу до конца — задают вопросы о количестве свободного времени и целях, которые ставят перед собой обучающиеся по итогу работы. В среднем на одну программу в Skypro зачисляют 20–25 человек, в Kata — около 30, однако квотирования мест нет, количество учеников зависит от сезонности, к тому же не успевший поступить просто заключает договор и идет учиться на следующий поток — потоки стартуют раз в 2–3 недели.
Каковы результаты
О прибыли и цифрах в Skypro по модели ISA говорить пока рано — студенты с потоков только выходят на рынок для трудоустройства, однако в компании уверены, что ученики найдут работу в ближайшие месяцы. «Мы постоянно анализируем рынок и корректируем список хард-скиллов, которыми должен обладать разработчик. Если чему-то уделили недостаточно времени в рамках обучения и оценочные события (например, собеседования) показывают расплывчатые знания конкретной технологии, мы дообучаем студентов параллельно с поиском работы, чтобы путь к оферу был как можно более быстрым», — объясняет Мария Гельфер. В Kata Academy по ISA стабильно работают уже более 4 лет, среди отзывов клиентов почти нет негативных.
«Есть издержки, нужно четко считать затраты на маркетинг, — отмечает Ася Круглова. — Очень важна работа над конверсиями внутри воронки и над доходимостью, потому что отчисление студентов невыгодное и дорогое — наша задача, чтобы все этапы, где человек может отвалиться, он прошел без проблем».
Перспективы модели
В Skypro и Kata Academy считают, что модель может прижиться в России. Главное — мотивация студентов, грамотный подбор команды и постоянные исследования по форматам, программе и рынку труда, которые принимают во внимание издержки, связанные с менталитетом и самосознанием россиян. Среди других проектов внедрение ISA пока не увенчалось успехом, так как модель требует ресурсов и четко выстроенной модели, которую непросто масштабировать, — запустившие ее игроки сначала тестировали гипотезы без больших финансовых ожиданий. Время покажет.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам.
26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам.
26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
Новости27 Июнь 2025
Партнеры проекта
Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …
Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.
Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров
Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.
ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …
Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.
Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …
Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.