Smart Ranking


«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»

«Россия находится в самом начале популяризации IT-образования»

«Компьютерная Академия ТОР» — «наследник» бизнеса академии «Шаг» в России. Ее основатель и глава Павел Специан рассказал о том, как школа развивает крупные образовательные хабы, сложно ли выходить в онлайн и как февральские события повлияли на бизнес компании.

«Компьютерная Академия ТОР» специализируется на дополнительном и профессиональном IT-образовании для взрослых и детей. Компания заняла 13-е место в рейтинге EDtechs.ru с выручкой 575 млн рублей в II квартале 2022 года.

— Как и когда была создана академия? Раньше она называлась «Шаг»?

— Академия появилась в 1999 году на Украине и до 2013 года работала только там. Затем компания вышла за рубеж: в Швейцарию, США, Бразилию, СНГ и другие страны. До 24 февраля российское представительство было частью общей системы, но после стало абсолютно самостоятельным. Основатель вышел из доли, и я стал единоличным владельцем в России. Поскольку партнеру принадлежали права на бренд «Компьютерная Академия Шаг», мы зарегистрировали новую торговую марку — «Компьютерная Академия ТОР» — и все начали заново.

Павел Специан

— Вы ведь изначально работали только офлайн и в гибридном формате?
— Да. Откровенно говоря, переход в онлайн произошел вынужденно. До 2020 года мы вообще не верили в онлайн-образование. Точнее говоря, в его доходность. В марте, когда объявили карантин, у нас все было в офлайне. В итоге мы перевели на удаленку около 20 тысяч студентов за неделю! Уже тогда стало понятно, что без онлайна мы больше не сможем. Началась активная разработка платформ, адаптация материалов для обучения. С тех пор академия эволюционировала.

В апреле 2022 года мы доработали онлайн-школу, открыли доступ и продолжаем редактировать учебный материал. У нас работает система аналитики, которая ежедневно принимает обратную связь от преподавателей и студентов, позволяя быстрее находить проблемные точки. Платформа постоянно меняется, как и сама реальность: новые формы оплаты, сервисы видеодоступа, сам контент. Нельзя сказать, что мы вышли в онлайн моментально. Мы не форсируем события, все происходит органически. Сейчас доля чистого онлайна составляет около 10-12%, и она постоянно растет. Остальные курсы также доступны онлайн, однако студент имеет возможность также проходить курс офлайн — в одном из филиалов Академии.

— Вы создали свою технологическую платформу, на которой обучаются студенты?

— Верно. Думаю, без платформ вообще невозможно управлять таким количеством процессов. У нас их более десятка — для решения разных задач. Например, мы разработали платформу для повышения квалификации более 60 тысяч сотрудников и отдельно для 1500 преподавателей. У нас работают люди из разных городов, все они должны действовать по единым правилам, иначе невозможно контролировать качество обучения. Отдельная платформа — для методического состава: тех, кто управляет контентом, дисциплиной, посещением, оценками и пр. Третью платформу используют студенты, обучающиеся в аудиториях и удаленно — там они получают домашние задания. Еще одну мы разработали непосредственно для запуска онлайн-школы. Сейчас она проходит тестирование.

Источник: https://msk.top-academy.ru/ 

— Сколько студентов обучаются на ваших платформах и как изменился спрос с начала года? Повлияли ли на него события февраля? 

— Сейчас у нас 35 тысяч активных клиентов. Мы ожидаем, что в сентябре эта цифра вырастет вдвое. Говоря о спросе, стоит разделить направления. Во-первых, на офлайн и онлайн, во-вторых, на детское и взрослое. Итак, на наши классические продукты для детей спрос не изменился. Было недельное проседание, но после все шло по плану, составленному в конце 2021 года. Существенно просел наш отдельный проект — выездные лагеря: в этом году спрос на них сократился примерно в 2-2,5 раза. Очевидно, у родителей есть причины, по которым они не хотят отправлять детей на южное направление, в основном Сочи и Геленджик, в этом году. В остальном в детском сегменте все стабильно.

Насчет взрослых: я не готов согласиться с тем, что IT-образование резко набрало популярность. Это направление развивается ровно, рост составил не более 10%. И это несмотря на то, что исчезли эффективные каналы рекламы — Instagram и Facebook. Однозначно на 40% упали курсы интернет-маркетинга, примерно на 20% — компьютерной графики и дизайна. 

Если говорить об онлайн-образовании, то я вижу прирост примерно на 10%. Думаю, падения нет, потому что мы не работаем с банками. Так, например, наше отличие от Skillbox состоит в том, что они на 90% состоят из продаж в рассрочку. У нас нет рассрочки через банк. 

— Планирует ли академия выходить в зарубежные страны?

— Да, уже идет ремонт. Мы строим филиалы в трех странах дальнего зарубежья на трех континентах, обучение будет проходить в гибридном формате. Продажи стартуют через два месяца.

— А если говорить о России?

— У нас множество планов по развитию. Год назад мы запустили несколько новых проектов: это общеобразовательные IT-школы в Тюмени и Сочи (в этом году появится еще 7 филиалов) и IT-колледжи. Мы получили лицензию и откроем их в 10 городах России. Параллельно работаем над школами английского языка Step2Speak, их пилотные версии были запущены в 6 городах. Теперь мы отработали гипотезы и решили масштабировать проект еще на 15-20 городов.

Главная идея в том, чтобы сначала открыть филиал IT-школы, плавно расширить его и в итоге превратить в своеобразный образовательный хаб. Мы уже построили два таких: в Тюмени и Калининграде. Это огромные здания размером 2,5 тысячи квадратных метров, где люди изучают IT и языки. Такие учреждения мы будем открывать во всех городах России: к ноябрю планируется еще пять — в Ростове, Краснодаре, Новосибирске, Челябинске и Сочи. Суммарно инвестиции в проект на протяжении 2-3 лет составят около 2,5 млрд рублей. Мы хотим дать возможность студенту из любого города получать образование в любом формате: очном, онлайн или гибридном.

Павел Специан

— Почему в дополнение к IT вы решили выбрать именно обучение иностранным языкам?

— Во-первых, сегмент языков значительно больше, чем сегмент IT. Во-вторых, у нас сформировалась замечательная команда, которая раньше возглавляла большую профильную школу иностранных языков. Когда мы решили погрузиться в эту тему, то заметили, что в России много разработчиков, но большинство не может реализоваться из-за плохого знания английского. Вся профессиональная литература для айтишников написана на нем. От знания языка зависит их будущая стоимость на рынке, размер зарплаты, место работы и скорость, с которой они туда устроятся. Студенты приходят к нам не за специальностью. Специальность — это просто инструмент. Они приходят за сменой образа жизни, за увеличением дохода. Для того чтобы обеспечить это, нужно знание иностранного языка. 

— Многие прежние работодатели IT-специалистов покинули Россию. Не будет ли у студентов проблем с трудоустройством?

— Я много общаюсь с российскими разработчиками — чаще, чем с зарубежными. И мы вообще не видим проблем. Спрос значительно превышает предложение. Практически еженедельно мы приглашаем представителей местных компаний на презентации дипломных работ наших выпускников. Они предлагают студентам трудоустройство прямо в ходе этих мероприятий. 

— Какие перспективы у российского IT-образования и edtech в целом? 

— В последние годы мы наблюдаем тенденцию падения среднего возраста нашего взрослого студента. Раньше сегмент составляли люди, которые уже окончили институт, где-то поработали, поняли, что выбрали не то направление, и решили переучиться. Сейчас их возраст приблизился к 20-21 году. Получается, взрослый сегмент начали «разбавлять» выпускники 9-11 классов. Они хотят получать профессию параллельно с учебой в школе, чтобы быстрее найти работу. Думаю, спрос на айтишников будет увеличиваться, но России еще далеко до той степени информированности населения и популяризации IT-профессий, какие есть в других странах. Я много работал за рубежом и могу сказать, что эта сфера в той же Беларуси «взлетела» еще в 2006 году, потому что там нет альтернативных источников дохода: например, примерно тогда же открыли Парк высоких технологий в Минске (аналог «Сколково» в России). Таким образом, в Беларуси возникло огромное количество стартапов с мировым именем. У нас же интерес к IT начал расти только в прошлом году. Думаю, мы находимся в самом начале популяризации этой сферы.

Что касается всего edtech, подозреваю, что все стоящие компании уже куплены большими инвесторами и фондами. Сформировались 3-4 холдинга, вокруг которых все продолжит вращаться. Скорее всего, частично сократятся бюджеты на неэффективные или непрофильные продукты из-за того, что они инвестиционные. Также, думаю, те, кто занимается онлайн-образованием, уже достигли верхних пределов спроса. Что это значит? Больше они уже не потратят на маркетинг. Теперь нужно заниматься продуктом, чтобы клиенты рекомендовали школу знакомым, учились охотнее и эффективнее. В ближайшее время вся отрасль сделает большой шаг в сторону качества. 

Инна Рейхард

Дата публикации: 17 Август 2022


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.