Smart Ranking


«Рынки взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные»

«Рынки взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные»

За 4 года выручка SOHO Group выросла с 10 млн до 185 млн рублей, а в 2022-м компания показала годовой рост 85%. Ее основатель Михаил Уколов рассказал про путь проекта от бизнес-школы на GetCourse до собственной LMS-платформы и об особенностях продвижения в кризис.

«Вкладывать большие деньги в платформу ради одной школы — не очень хорошая идея»

— Когда появилась платформа SOHO.LMS?

— LMS мы стали писать в начале 2021 года, а на рынок она попала весной 2022-го — это совсем молодой проект. Делали его прежде всего для себя. Наша школа SOHO.MBA полтора года до этого работала на GetCourse с 2019 года, но эта платформа с трудом подходила нашим образовательным процессам, поэтому мы решили, что нужно создавать свою.

— Если вы делали платформу для себя, зачем тогда вышли с ней на рынок?

— Делать такой продукт достаточно дорого: речь идет о сотнях миллионов рублей. Вкладывать большие деньги в платформу ради одной школы — не очень хорошая идея, ведь горизонт окупаемости будет чрезвычайно длинным. Чтобы быстрее отбить затраты, сразу решили делать для рынка. Мы понимали: если на новой платформе будет комфортно SOHO.MBA, то и другим школам тоже. У нас была идея не просто автоматизировать процессы дополнительного образования, а сделать по-настоящему классный продукт с удобным и полезным функционалом.

Чего нам не хватало на GetCourse? Несмотря на то что коллеги постарались построить для нас чрезвычайно комфортную среду и поддержку, мы не могли нормально организовать учебный процесс. Это связано с особенностями платформы. GetCourse родилась на рынке инфобизнеса и автоматизирует именно его, а инфобизнес и ДПО — совсем разные вещи. То есть на платформе удобно продавать видео, чек-листы и другие информационные продукты (по сути — учебники), но выстраивать обучение параллельных групп со своими программами, системой коммуникации преподавателей со слушателями, дашбордами по образовательным процессам — невозможно. Ну и миллиона других необходимых фишек не хватало: например, нам были доступны только тесты, а других форм контроля знаний вроде квизов, опросников, кроссвордов — не было. На нашей платформе мы создали много форматов с обучением в игровой форме.

Второй момент касается CRM. Она очень неплохая в GetCourse. Но ее писали мои коллеги из «Ютинета» и «Мегаплана» (Михаил Уколов был основателем интернет-ретейлера «Ютинет.Ру» в 2004-м и CRM-системы и таск-менеджера «Мегаплан» в 2006 году. — Прим. ред.) уже 10 лет назад. В нее заложены мысли образца 2011–2012 годов, а за это время мир ушел вперед. Самое простое и важное с точки зрения продаж — в GetCourse человек заходит в профиль по почте, а не по верифицированному телефону. Когда человек поступает в систему с телефоном, у консультантов по продажам больше шансов довести его до продажи — вероятность успешной связи растет с 15 до 90%. Если у консультантов только электронная почта, то с человеком практически нет связи. Я думаю, для GetCourse это не очень принципиально, ведь при низких средних чеках в инфобизнесе (а это 5–8 тысяч рублей по рынку) дожимаемость заказов до оплаты в любом случае будет 70–80%, и отдел продаж не очень нужен. В онлайн-образовании же чеки высокие (от 50–60 тысяч рублей и выше), поэтому работа консультантов с клиентами очень важна и отражается на объеме продаж.

Кроме того, есть еще один момент, связанный с авторизацией, который мы отработали в «Ютинете» как раз в 2012–2013-х годах в борьбе за конверсию в заказы. При заказе первым этапом нужно просить клиента ввести только номер телефона, а остальные поля вроде имени, фамилии, почты надо оставить для следующего шага. Так количество заказов, попадающих в систему, будет больше в полтора раза. Все потому, что люди часто передумывают, пока заполняют огромные анкеты. Сейчас, если школы переходят на нашу платформу, выручка становится больше на 15–30%. Они ничего при этом не делают, просто у нас эффективнее CRM.

— Какие еще платформы на рынке вы бы выделили?

— Все онлайн-образование можно поделить на четыре сегмента: корпоративное, детское и взрослое дополнительное, инфобизнес. На рынке для инфобизнеса есть Zenclass, JustClick, «АнтиТренинги». Для корпоративного образования — iSpring, но они ориентируются на верхний сегмент, то есть на большие корпорации. GetCourse владеет около 70% рынка инфобизнеса и какими-то небольшими долями в детском и взрослом допобразовании. Онлайн-школам зачастую там учить клиентов неудобно, но других решений нет. Кто-то пытается перейти на «Google Класс», однако в этом случае приходится заниматься «созданием Франкенштейна»: искать отдельные платформы для CRM, рассылок, коммуникации — все это сложно собрать вместе. 

Основные сегменты нашей платформы — взрослое и детское дополнительное образование, средний и нижний корпоративный сегмент. Сегмент инфобизнеса, несмотря на его размер и динамику, нам не очень интересен: по этическим соображениями мы не поддерживаем многие методы продаж, которые там распространены. Постепенно мы собираем с GetCourse и других платформ для инфобизнеса школы со своей аудиторией, которые туда пришли, потому что не было выбора. SOHO.LMS всего 9 месяцев, сейчас среди наших клиентов 200 школ — через два года рассчитываем, что их будет уже 3 тысячи, а через четыре — уже 10 тысяч, к этому времени мы станем лидерами в своих сегментах. Но пока, если смотреть по январю, на платформу приходится около 5% выручки. Остальное приносит SOHO.MBA.

«Блогеры никуда не делись, просто охваты в три раза упали» 

— Как вы продвигаете SOHO.MBA? Изменилось ли что-то с 24 февраля 2022-го?

— У детского и корпоративного образования достаточно теплая аудитория, тут не требуется много усилий, чтобы привлечь людей. Рынки же взрослого образования и инфобизнеса большие, но холодные, поэтому классическая рекламная модель, когда школа дает рекламу, клиент попадает на сайт и там заполняет заявку, работает совсем плохо.

Кроме того, в России с прошлого года из-за исчезновения таргета в Instagram* значительно упала способность школ (да и всех малых и средних онлайн-бизнесов) привлекать ЦА — именно там обитал наиболее платежеспособный средний класс. Оставшаяся реклама стала дороже. Если до весны 2022 года контакт с человеком стоил 30 копеек, то к маю он подорожал до рубля. Раньше реклама составляла 3% от выручки, сейчас — 9%. Если бы мы жили преимущественно на таргете, возможно, это нас бы почти убило или заставило замкнуться на своей клиентской базе, как многих других. Понятно, что сейчас экономика ухудшилась, люди стали сберегать, но в тех масштабах бизнеса, которые ведет SOHO.MBA, это все пока не критично.

Любая модель продаж во взрослом онлайн-образовании должна включать внешний и внутренний прогревы. Мы не даем контекстную рекламу, не выкупаем баннеры, зато у нас есть большое внутреннее агентство по закупке трафика в социальных сетях, которое покупает у блогеров и в каналах нативные размещения. Оттуда подписчики переходят к нам и на наших площадках читают полезный и интересный контент (внутренний прогрев). Когда в школе стартует очередной набор, достаточно позвать прогретую аудиторию на поток. 

Что касается продвижения платформы — ее модель продаж еще до конца не сформирована, но будет чем-то похожей на школьную, только заинтересованную аудиторию будут приводить инструменты внешнего прогрева (PR, Product Placement, партнерские программы).

— Через какую соцсеть к вам приходит больше всего людей?

— Это иллюзия, что раз Instagram* заблокировали, то все пропало. Организовать закупку рекламы у блогеров сложнее, чем настроить таргет, но блогеры никуда не делись, просто охваты в три раза упали. Снижение трафика нас не пугает, потому что SOHO.MBA работает на огромную аудиторию: маленькие предприниматели, самозанятые и люди, которые хотят свой бизнес, — получается около 15 млн человек. А мы учим всего 5–8 тысяч человек в год. От того, что охваты в Instagram уменьшились в несколько раз, ничего глобально не изменилось: желающих учиться все равно хватает. Мы и не стремимся выпускать много учеников — для нас это невозможно без потери качества. Для этого нужно, к примеру, больше преподавателей. Каждый преподаватель в SOHO.MBA — состоявшийся предприниматель и квалифицированный педагог, который ведет свои бизнесы. Таких людей находить очень сложно.

В этом году мы больше внимания планируем уделять контенту в YouTube и Telegram. Аудитория Instagram* — хороший средний класс, однако есть особенность: там преимущественно женщины. Мужской же аудитории больше в YouTube, поэтому мы смотрим в ту сторону, ведь, по разным данным, от 55 до 60% предпринимателей — мужчины.

«Я 10 лет жил в мире инвестиций: мне хватило»

— С какими показателями планируете подойти к концу 2023 года?

— В школе мы планируем вырасти в полтора раза. Получится больше — хорошо, если вырастем чуть меньше — тоже сильно не расстроимся. SOHO.MBA для нас в первую очередь любимый продукт и только во вторую — прибыльный проект. В этом смысле качество образовательного продукта для нас важнее, чем дополнительные 10–20% роста. Хотя я не думаю, что выручки будет меньше, чем в прошлом году. Однако сейчас всякое может произойти: вдруг закроют YouTube, заблокируют все VPN. Значит, будем больше ориентироваться на русскоязычную аудиторию за рубежом. 

— Будете выходить со школой или платформой на иностранные рынки?

— Для школы это сложно. Несмотря на то что малый бизнес работает везде одинаково, продукт, который мы делаем, по-настоящему понятен только русскоязычной аудитории. Я мыслю на русском языке, учился в русскоязычной системе образования, поэтому знаю все ее достоинства и недостатки. А чтобы знания были по-настоящему полезны, они должны быть изложены в рамках мировоззрения клиента. 

Платформы можно выводить на международные рынки, но надо понимать, что наша LMS еще молода: сначала соберем все, что нам положено на российском рынке, потом будем думать об экспансии. Если тут мы явные лидеры по функциональности платформы для процессов обучения, то там пока таковыми не будем. Для этого нам нужно еще несколько лет инвестировать в развитие системы.

— Пытаетесь ли вы привлечь инвестиции?

— Я 10 лет жил в мире инвестиций: мне хватило. Когда в тебя вкладывают, ты больше времени уделяешь отношениям с акционерами, чем бизнесу, а хорошо получается в первую очередь то, куда ты инвестируешь свое время. В 2007–2010 годах мы были молодыми и зелеными руководителями, наших денег не хватало для роста, и мы покупали скорость развития на деньги инвесторов. На текущую инвестиционную программу нам хватает своего денежного потока, и дополнительные деньги можно разве что сложить себе в карман. Но в продукт это ничего не добавит, только станет сложнее его делать, потому что появятся партнеры со своим видением и интересами.

* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией.

Анна Швецова

Дата публикации: 01 Март 2023


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.