Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Лидеры рейтинга
Первое место в рейтинге занимает российская образовательная платформа Lerna (холдинг Skillbox), которая вышла на рынки стран СНГ в 2021 году. Выручка компании в 2024 году в Узбекистане, по оценке Smart Ranking, составила 28 млрд сумов, почти на 22% больше показателей 2023 года. «Из ключевых особенностей рынка — это острая нехватка квалифицированных специалистов, в частности в IT, что стимулирует спрос на корпоративное обучение. А также развитие IT-парков и национальных программ, что также поддерживает рост edtech», — объяснил Дмитрий Гавдур, СЕО платформы Lerna CIS.
В отличие от России, где востребованность курсов для начинающих специалистов по IT снижается, в Узбекистане растет спрос на цифровые профессии и обучение, позволяющее «войти в IТ». В Lerna рассказали, что в топе профессий сейчас — Python- и Frontend-разработчики, тестировщики. Также на платформе популярны курсы по дизайну, маркетингу и торговле на маркетплейсах.
На втором месте с ростом выручки почти в четыре раза, до 14,7 млрд сумов, находится стартап из Узбекистана Mohirdev. Эта онлайн-платформа предлагает курсы по искусственному интеллекту, веб- и мобильному программированию, дизайну и другим направлениям. Компания вышла на рынок в послепандемийном 2021 году, и на старте ей удалось привлечь средства узбекско-турецкого предприятия Pulse Group в размере $500 тыс. В 2023 году Mohirdev получила $250 тыс. от узбекского венчурного фонда AloqaVentures. Анвар Нарзуллаев, CEO Mohirdev, в прошлом году заявил о планах увеличить прибыль в четыре раза за счет выхода на иностранные рынки и запуска новых проектов.
Тройку лидеров завершает первая в Узбекистане полноценная дистанционная общеобразовательная школа Leader School, которая начала работу в онлайн-формате в 2022 году. Выручка Leader School в 2024 году выросла в 6 раз, до 12,3 млрд сумов.
Самыми быстрорастущими компаниями рейтинга, по оценке Smart Ranking, стали онлайн-платформа для подготовки к экзаменам из Узбекистана Prep.uz (рост выручки в 44 раза год к году), онлайн-тренажер для изучения математики и один из лидеров казахского рынка edtech — Qalan.kz (рост в 27 раз), а также международная IT-академия NextGen Academy из Бангладеш (рост в 26 раз).
Тренды
-
Уверенный рост детского образования
Сегмент находится на втором месте по объему выручки — 33,6 млрд сумов в 2024 году, уступая дополнительному профессиональному образованию. Тем не менее, сегмент ушел далеко вперед по темпам роста: он составил +1095% в 2024 году по сравнению с 2023 годом.
![]()
«Рост спроса на дополнительное образование детей — это ключевая тенденция прошлого года», — говорит Фузаил Зоиров, сооснователь узбекского стартапа Digital Camp IT-Academy и Coddy Camp IT Academy. По его наблюдениям, в основном родители интересуются курсами программирования.
-
Всплеск инвестиций в edtech
Сегмент образовательных технологий второй год входит в топ по числу венчурных сделок в Узбекистане и объему инвестиций, следует из совместного исследования RISE Research, KPMG и холдинга EA Group. В 2023 году в сегменте edtech состоялось пять сделок на сумму $620 тыс., спустя год было заключено четыре сделки, в том числе с Mohirdev, платформой OSNOVA и Zingo.uz. Mohirdev привлекла $10 тыс. инвестиций в рамках Startup Battle Connected 2024. OSNOVA получила $144 тыс. от бизнес-ангелов. В платформу для изучения иностранных языков Zingo.uz (основана в 2024 году) инвестировал $50 тыс. бизнес-ангел и основатель Startup Garage Мухаммад Халил.
-
Поддержка государства и развитие инициатив в области образования
Для поддержки стартапов, IT-компаний и развития цифровой экономики в Узбекистане государство создало технопарк IT Park, который предлагает резидентам налоговые льготы, инфраструктуру и акселерационные программы. Активно развивается профессиональное сообщество, ежегодно проводятся масштабные отраслевые конференции (Digital Uzbekistan, Digital Leadership Forum).
![]()
«Сегодня страна находится в активной фазе цифровизации, которая поддерживается со стороны государства: создаются благоприятные условия для дальнейшего роста edtech и IT-сферы. Например, в стране запущен и успешно реализуется проект “Один миллион узбекских программистов”», — рассказал Дмитрий Гавдур.
-
Telegram как база для онлайн-курсов
Дистанционное обучение в Узбекистане часто проходит через чаты, встроенные видео, голосовые сообщения и тесты. Причина в том, что части пользователей тяжело освоить работу образовательной платформы, тогда как Telegram стал привычной частью повседневности в Узбекистане. По данным Павла Дурова, в 2024 году более 70% из 37 млн жителей страны пользовались Telegram. «Вся их экономика связана с нашей платформой», — сообщил он в своем Telegram-канале, добавив, что практически у каждого бизнеса в стране есть Telegram-бот или канал.
![]()
«Активное использование Telegram в edtech — уникальная особенность узбекского рынка. Мессенджер давно популярен среди населения Узбекистана и является одним из основных каналов коммуникации и потребления контента», — подтвердил Александр Кардаш, сооснователь консалтинговой компании Gafurov, Kardash & Partners.
Барьеры
Среди факторов, сдерживающих развитие рынка, эксперты называют:
-
недоверие к новым форматам обучения (пользователи отдают предпочтение офлайну и дипломам гособразца);
-
слабо развитые IT-навыки;
-
низкую платежеспособность аудитории.
Стоимость курсов может варьироваться от 2,1 млн сумов до 12 млн сумов за 3–5 месяцев, а средний доход на душу населения составляет 2,1 млн сумов в месяц.
Компания Mohirdev в начале своей работы столкнулась с тем, что в Узбекистане нет возможности продать онлайн-курс в рассрочку, используя одну из платежных систем, поэтому студенты вынуждены были оплачивать курсы ежемесячно в полном объеме, говорил Анвар Нарзуллаев.
![]()
Сейчас такая возможность есть, но одобряемость рассрочек на оплату обучения ужесточили. Это стало причиной, по которой люди не хотели покупать курсы, из-за чего сегмент дополнительного профессионального образования стагнировал в 2024 году, отметил Фузаил Зоиров.
Прогнозы
Участники рынка ожидают взрывного развития рынка в перспективе 1–2 лет, когда пользователи освоятся в онлайне и сформируют новые потребительские привычки.
Все больше людей выходят в интернет, развивается IT-сфера, растет число фрилансеров и сотрудников на удаленке. Родители вкладываются в образование детей, так как оно дает шанс на хорошую карьеру — перечисляют факторы дальнейшего роста рынка edtech представители платформы профессионального образования OSNOVA.
![]()
«Узбекистан идет по траектории других быстрорастущих edtech-рынков — с локальной спецификой, но глобальной логикой. Поэтому стоит ожидать взрывного роста (отчасти из-за эффекта низкой базы) и существенного увеличения венчурных сделок», — отметил Александр Кардаш.
Дата публикации: 21 Июль 2025
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
С каждым годом требования к онлайн-курсам растут: завоевать внимание учеников все сложнее, а конкуренция между школами усиливается. Чтобы удержать студента, нужна качественная персонализация обучения — даже в групповых форматах. Об этих и других трендах в поведении учеников рассказали на видеоплатформе livedigital, которая анализирует действия пользователей, их включенность в уроки, доходимость и удержание.
17 ноября компания «Лидеры изменений» подвела итоги второго ежегодного рейтинга, который отмечает управленцев и компании, внедряющих современные подходы в работе с продуктами. Цель проекта — оценить реальные достижения бизнеса на пути к цифровой трансформации.
За I полугодие 2025 года, по оценке Smart Ranking, топ-25 компаний на рынке домашнего обучения заработали почти 4,6 млрд рублей — на 27% больше, чем годом ранее. Среди драйверов роста — гибридные форматы, мини-классы, геймификация и ИИ, а ключевые риски — демография и осложнившееся привлечение учеников.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.