Smart Ranking


«Строим онлайн-университет из самостоятельных школ»

«Строим онлайн-университет из самостоятельных школ»

Перешагнув рубеж 1 млрд рублей по выручке в 2022 году, холдинг Ultimate Education перешел к следующему этапу своей стратегии — централизации всех активов и созданию онлайн-университета ДПО. Позицию генерального директора занял Павел Мосейкин, сооснователь XYZ School. Управляющий директор UE Никита Подлипский рассказал, как выстраивается централизованная структура компании.

«Мы замедляли рост до середины года — это было необходимо»

— Как прошел 2022 год для Ultimate Education, довольны ли вы итогами?

— Мы сработали максимально эффективно, насколько было возможно. Со стороны М&А-стратегии год был успешным — сделали все, что планировали: привлекли деньги от трех фондов, докупили доли в текущих школах, получив контроль во всех наших образовательных проектах, и заключили еще одну сделку. В конце года мы приобрели 65% школы Moscow Digital School — это платформа, которая обучает так называемых “белых воротничков” — юристов, экономистов, аналитиков в сфере новых технологий. 

С точки зрения операционных результатов мы выросли на 63% — значительно выше рынка, который увеличился на 18%. Хотя, конечно, планировали больше — понятные всем обстоятельства помешали это сделать. Март и II квартал были для нас стрессовыми, но это стало важным испытанием, которое все школы холдинга проходили вместе. Мы замедляли рост до середины года — это было необходимо: как и многие на рынке, делали пересборку и перешли к агрессивному росту уже с III квартала. 

Поэтому скажем так: мы годом супердовольны, если не брать в периметр этого разговора повестку «черных лебедей», которые летали над всем сектором и явно помешали нам сделать более высокий результат. 

«Мы не хотим сделать всех одинаковыми»

— Получая контроль в школах, принадлежащих холдингу, вы приходите к централизации процессов в компании. Как это должно сказаться на эффективности работы Ultimate Education? 

— Так как мы растем через М&А, сначала в нашем периметре оказываются разные команды с самостоятельными культурами и бизнес-процессами. Поэтому нам, как холдингу, необходимо внедрять общие стандарты контроля качества и подходы к масштабированию бизнеса. Покупая компании, мы стимулируем развитие коммерции и сервиса, интегрируем HR и бэк-офис — это первый этап, которым мы занимались с 2020 по 2022 год.

В ноябре прошлого года мы перешли отметку 1 млрд рублей по выручке и в 2023 году подошли ко второму этапу — созданию центральной образовательной компании. Так как мы уже большой холдинг, нам необходимо привести процессы к единому знаменателю, чтобы они были слаженными. Для нас это тонкая работа — очень важно сохранить индивидуальность каждой школы, предпринимательский дух на местах, уникальную айдентику, аудиторию, свои фишки — мы не хотим сделать всех одинаковыми. Наша задача через централизацию объединить самостоятельные проекты в одну образовательную компанию, чтобы можно было гарантировать студентам одинаково высокую планку качества, а также управляемо расти — влиять на рост напрямую, более «коротким функциональным рычагом».

Для этого и нужен «центр» — в 2022 году мы обеспечили каждую портфельную компанию сильным топ-менеджментом. Изначально каждой школой руководили их основатели — главные эксперты в своих нишах. Сейчас большинство из них остаются нашими миноритарными партнерами и отвечают за core product в своих школах, а во главе операционного управления встает профессиональный топ-менеджер с рынка. 

И наконец, этап номер три, к которому мы идем, — создание университета, каждый факультет которого представлен самостоятельным брендом. 

«Одна голова хорошо, а две — лучше» 

— Почему именно Павел Мосейкин был назначен генеральным директором UE?

— Когда встал вопрос о выборе генерального директора, который смог бы эффективно лидировать операционное управление всеми школами на новом этапе развития Ultimate Education, — мы выбрали Павла из всех известных нам руководителей, потому что ему и его команде удалось построить из XYZ School крутейший образовательный бизнес, качественно обучить огромное количество студентов и сделать лучшие результаты по выручке в 2021–2022 годах. XYZ в 2022-м получила премию Tagline за лучшее управление комьюнити, школа сформировала крупнейшее в России геймдев-сообщество и является одной из флагманских компаний Ultimate Education как с точки зрения популярности бренда, так и с точки зрения эффективности бизнеса. 

— В 2021 году с XYZ был скандал: школа не выпустила вовремя курс GameCode. Студенты опубликовали открытое письмо, оно стало вторым самым популярным материалом на DTF, а ответ школы — самым задизлайканным. Повлияло ли это на репутацию проекта? Сказывается ли этот случай на репутации школы?

— Мы считаем, что это суперположительный опыт для XYZ. Нам важно, чтобы подобный опыт был внутри периметра. Когда из-за дурацкой оплошности получаешь такой негативный эффект, внимание к каждой детали возрастает — это полезно. 

Команда XYZ хорошо справилась — позже даже на отдельном лендинге отчитывалась о работе над курсом: писала, сколько модулей готово, сколько видео отснято, то есть сделала работу прозрачной, чтобы ни у кого не осталось вопросов. Со студентами курса по геймкоду вопрос решен уже давно — с ними оперативно связались, сам курс был полностью записан уже через месяц, а те студенты, которые не согласились ждать, получили возвраты и бонусы. Сейчас этот курс входит в топы и получает положительные отзывы от пользователей.

В целом школа активно растет, в прошлом году показала рекордную выручку. Поэтому мы не видим закрепившейся негативной репутации. Скорее, появился имидж школы, которая пережила хейт и стала круче: прокачала сервис, стала внимательнее к проблемам преподавателей и студентов.

— Что будет входить в задачи Павла? И останется ли он во главе XYZ?

— Павел продолжает оставаться нашим партнером внутри XYZ, потому что он сооснователь и акционер компании. Он уже вступил в должность генерального директора UE и фактически управляет всеми школами.

Это решение было классно воспринято всеми школами, топ-менеджментом, основателями. Основными задачами Паши на новой позиции станут обеспечение эффективного операционного менеджмента и управляемый рост показателей всей группы. Сейчас он выстраивает центральные департаменты, включая сквозные функции IT, аналитики и т. д. Но лучше о своей работе он расскажет сам. 

 

«Очень рад присоединиться к команде топ-менеджмента Ultimate Education. Сейчас мы формируем центральную инфраструктуру для обмена опытом и информацией, налаживаем процессы между командами, внедряем аналитику и единые стандарты отчетности, создаем единый карьерный центр, развиваем общую IT-инфраструктуру и многое другое. Команды школ, в свою очередь, продолжают совершенствовать качество продукта и сервиса, развивать продуктовую матрицу, маркетинг и продажи в соответствии с центральной стратегией. Школам по отдельности это сделать сложно, но в единой структуре проще — с помощью ресурсов, которые есть в компании, мы предоставляем всем одинаково широкие возможности для роста», — рассказывает Павел Мосейкин.

— Никита, а как изменятся ваши полномочия сейчас, после назначения Павла? 

— Я продолжу выполнять роль управляющего директора Ultimate Education и вместе с инвестиционной командой буду отвечать за общую бизнес-стратегию и M&A, включая покупки новых школ и привлечение финансирования в холдинг, а также за PR и бренд, GR и сквозные проекты развития.

По факту мы с Пашей много помогаем друг другу и часто работаем вместе — одна голова хорошо, а две лучше.

«По всем проектам на других языках пока стоп»

— Как вы принимаете решение по М&А-стратегии? Советуетесь ли с другими топ-менеджерами? 

— Определенно, потому что для нас крайне важно, чтобы каждый новый игрок, который входит, был комплементарен остальным школам, входящим в Ultimate. Чтобы побеждать в своем сегменте, нам нужны очень качественные продукты с плотным комьюнити, глубокой экспертизой и лидерством в конкретной нише. На самом деле ниш в профессиональном образовании не так уж и много — все игроки на ладони, про каждого все известно. Практически со всеми лидерами ДПО мы постоянно находимся в процессе переговоров, присматриваемся. До сделки с Moscow Digital School мы уже больше года общались с основателями. И конечно, наши школы также изучают, насколько хорош продукт проекта, который мы рассматриваем. 

— Какая ниша Ultimate Education больше всего пострадала от последствий событий 2022 года? 

— Самая большая просадка произошла в маркетинговой академии MAED, которая очень серьезно подходит к маркетингу и e-commerce, в партнерстве с зарубежным университетом выдает дипломы международного образца. Академия сильно потеряла в объемах продаж — это произошло сразу после отключения популярных маркетинговых каналов, в целом во всем профессиональном эдтехе в 2022 году спрос на нишу маркетинга просел.

Однако сейчас школа показывает хорошую маржинальность, объемы потихоньку отрастают — возвращаемся на дофевральский уровень в этой нише. Сама отрасль маркетинга трансформируется — из-за потери привычных каналов нужны новые компетенции, поэтому есть большая вероятность, что в перспективе 2–3 лет эта ниша будет снова хорошо расти.

Важно отметить тут, что в рамках всего проекта сработала в том числе наша стратегия диверсификации: так как у нас нет повторяющихся ниш, в кризис мы успешно «сбалансировали». 

— А что сейчас с индонезийским проектом Genius Education? 

— По всем проектам на других языках пока стоп: мы не открываем новые рынки за пределами СНГ. Мы не верим, что можно качественно адаптировать российский курс для других рынков. Чтобы проект был успешным, нужно запустить отдельную школу в другой локации, и у нее должна быть своя команда, уважаемые для местной аудитории спикеры. 

Genius был развернут локально в Индонезии и показал на тестах адекватные метрики, но оказался out of strategy в прошлом году. С точки зрения географии экспансии за пределами РФ мы приняли решение сфокусироваться на странах СНГ и на русскоязычной аудитории, которая разъехалась по миру.

— Какие у Ultimate Education планы на год?

— Ожидаем, что динамика выручки сегмента ДПО ускорится и составит выше 30%, а мы тем временем уверены, что продолжим расти быстрее рынка. Также нацелены сделать новое приобретение, активно идет работа по пайплайну. Нишу называть пока не буду, могу сказать только, что это точно будет качественное ДПО.                 

                                        Яна Климова

Дата публикации: 27 Март 2023


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.