
«Ушли создавать свои новые маленькие вселенные»
CEO онлайн-школы дизайнеров Bang Bang Education Наталья Климчук рассказала, почему вышла из операционного управления компании, на каких условиях была заключена сделка с Ultimate Education и какое будущее ждет BBE.
— Вы запустили BBE в 2015 году. Как вы считаете, тогда ниша образовательных продуктов в сфере дизайна еще была пустой? Чему начинающие иллюстраторы хотели научиться в 2015 году и чему сейчас — что поменялось и сложно ли было подстраиваться под новые потребности учеников?
— В 2015 году онлайн-школ в сфере дизайна не было, мы хотели дать возможность талантливым людям со всех концов страны найти «своих» и учиться у лучших, не выезжая из дома.
Все семь лет к нам приходили учиться инструментам, стилям, истории и философии дизайна, иллюстрации, моушену, искусству, типографике и так далее. Мы старались приносить своим студентам самое интересное из востребованных в мире трендов и создавали тренды сами. Школа BBE была и остается не только образовательным проектом, но комьюнити думающих и талантливых людей, которые создают фильмы про свою профессию, популяризируют инклюзию, человечность, развивают логику, эмпатию и слушают друг друга.
— В одном из интервью вы говорили, что бизнес-плана у ВВЕ не было, было только четкое понимание, что значит классный образовательный продукт в сфере дизайна. Как сформировалось это понимание, ведь до этого опыта запуска образовательного продукта у вас не было? На что вы ориентировались при открытии ВВЕ?
— Мы с моей партнершей по бизнесам Олей Морозовой работаем в сфере иллюстрации и дизайна около 20 лет. При открытии проектов мы ориентируемся на свой опыт, вкус и веру друг в друга. Так, в октябре исполняется 15 лет другому нашему проекту — иллюстраторскому агентству Bang! Bang!, в котором мы работали и работаем с лучшими иллюстраторами, дизайнерами и арт-директорами страны, и что такое «классный продукт», знаем не понаслышке.
— На старте проекта вы были уверены, что продукт станет успешным с коммерческой точки зрения? Что способствовало такому успеху ВВЕ?
— Мы были уверены, что проект будет прибыльным — такими были все наши проекты, но идея сделать стартап, чтобы выйти из него в будущем, появилась в 2017-м, когда нам начали предлагать деньги, и я пошла учиться в SLP (международное сообщество для peer-to-peer обучения стартаперов).
— В 2021 году вы стали частью холдинга Ultimate Education. Почему вы приняли такое решение? Как изменился BBE после присоединения к Ultimate Education?
— Школа с самого начала росла, деньги проекту были не нужны, нам нужны были опытные партнеры, которые помогли бы справиться с ростом. Мы их нашли в Ultimate Education. После присоединения к фонду мы наняли нужных людей, которые выстроили и наладили необходимые для растущего бизнеса процессы. На мой взгляд, все сложилось лучшим образом.
— Вы с Ольгой давно думали о выходе из операционного управления или решение сформировалось в этом году?
— Еще до присоединения к фонду мы понимали, что наша с Олей сила — создавать новые проекты, придумывать им идеологию и легенду, собирать команду мечты, а когда проекты начинают расти вширь, нам нужно уступить дорогу другим людям, которых зажигает создание большой компании, — и тут нужны те, кому интересны схемы, аналитика, метрики и так далее.
Наши доли полностью выкупил Ultimate, возможность продать остаток фонду через год у нас была с самого начала, и мы ей воспользовались.
— Как вы решились на экзит и почему он был необходим? Было ли это условие Ultimate?
— Это было наше с Олей решение, мы попытались растянуть себя и поработать в корпорации, многому научились и очень благодарны учителям, в итоге поняли, что хотим другого, так что ушли создавать свои новые маленькие вселенные.
— Тяжело ли вам далось решение покинуть BBE?
— Очень. Это словно отпилить руку. Я жила школой 6 лет, приносила ей людей и идеи, словно дары неведомому культу, и больше года приучала себя к мысли «Не твое, не ты». Очень полезное упражнение, кстати, чтобы не привязываться.
— На сайте школы указано: «Ключевая цель Bang Bang Education — повышать уровень визуальной культуры. Мы стремимся закрывать пробелы в существующем арт-образовании в России, формировать думающее дизайн-сообщество и популяризировать дизайн, ориентированный на человека, воспитывающий вкус и повышающий качество жизни». Как вы считаете, удалось ли ВВЕ достичь этой цели?
— О да, школа BBE сделала все это, а с потенциалом, который сейчас в ней есть, может сделать еще больше.
Уже через несколько лет после открытия черный круг (символ школы. — Прим. ред.) стал намного известнее меня с Олей, так идеологии переживают своих лидеров. В школе работают, учатся, в школу верят прекрасные люди — самое лучшее у них впереди.
— Чем вы планируете заниматься теперь? Ждать ли нового edtech-проекта?
— Мы будем продолжать развивать в России иллюстраторское агентство Bang! Bang!, а за рубежом — дизайн-студию Lunatum.
На edtech-проекты у нас есть нон-компит на какое-то время, поэтому пока мы занимаемся просветительскими проектами — общаемся с интересными нам талантливыми людьми и популяризируем философию человечности в креативной сфере.
Интервью проводила Эллина Оруджева
Дата публикации: 31 Октябрь 2022

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.