Smart Ranking


Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

В феврале 2021 года свет увидела первая версия сайта «Образавр», на котором бесплатно доступны курсы, тесты и тренажеры по школьным предметам для учеников разных классов. С тех пор проект успешно привлекает внимание школьников, родителей и учителей, пополняется новыми уроками и не просит за это ни копейки. Как некоммерческая образовательная организация может жить и выживать на российском рынке, рассказывает основатель и главный программист «Образавра» 18-летний Марат Мавлиев. 

— Как зародился проект?

— Два года назад, когда я учился в 10-м классе, мне пришла идея «Образавра». Я иногда пропускал школу, и чтобы самостоятельно нагнать материал, искал уроки в интернете. Найти качественный контент было сложно: на бесплатных сайтах много рекламы, а платные сайты я даже не рассматривал.

Изначально цель была — создать платформу, где в одном месте были бы собраны бесплатные качественные текстовые уроки, тесты, какие-то другие инструменты для обучения. На зарубежном рынке такое есть, а на российском — нет.

Я начал с разработки сайта, основные функции сделал за несколько месяцев. Затем с командой авторов стали потихоньку делать уроки, разрабатывать структуру, смотреть, какие уроки читаются, а какие нет. И этот процесс еще продолжается, поэтому на «Образавре» пока не так много курсов и не так много авторов работают. Мы не гонимся за количеством уроков, а стараемся довести шаблон, все процессы и методики до высокого уровня.


Марат Мавлиев, основатель «Образавра»

— Сколько человек работают над «Образавром» и как вы распределяете ответственность?

— Над сайтом работают девять авторов уроков. Большинство из них с педагогическим образованием и опытом копирайтинга. Копирайтеры без преподавательского опыта не понимают специфику урока, а педагоги без писательского опыта напишут текст, который будет или тяжеловат для чтения, или плохо оптимизирован под поисковые системы, из-за чего материал никто не найдет. Поэтому мы ищем смесь копирайтера и педагога — это оправданно.

Еще в команде есть иллюстратор и корректор. А я их работодатель (оформлен как ИП), главный (и единственный) разработчик, а также занимаюсь продвижением платформы в соцсетях.

— По меньшей мере 13 человек работают над сайтом без монетизации. Как такое возможно?

— Правда, «Образавр» — проект некоммерческий, прибыль не приносит. Поэтому мы с моим товарищем создали другой проект — веб-студию «Сайтозавр», которая на заказ разрабатывает сайты и UX/UI-дизайн для них (среди клиентов «Завод Бетон», телеканал «Нефтекамск24», застройщик «Фаворит»). Мы с самого начала хотели продолжить развивать «Образавр» на доход от создания сайтов. И названия мы специально сделали похожими: разработчик и дизайнер у проектов один — они связаны. Также с финансированием «Образавра» мне помогают родители.

— Во сколько обходится работа команды?

— Стоимость разработки курса зависит от предмета: какие-то, как географию, проводят в школах раз в неделю, а какие-то, как математику, чуть ли не каждый день. Соответственно, и программы отличаются по объему. Самый дорогой курс у нас по физике, потому что нужно много картинок и в целом много разных тем.

В месяц же на работу команды уходит около 100 тысяч. И этого хватает, потому что большинство у нас работают не на полной ставке, да и на рекламу мы сейчас не тратимся.

— А есть ли планы монетизировать проект?

— Планируются платные подписки, но они никак не ограничат бесплатный доступ к образовательным материалам. Подписка будет больше способом поддержать коллектив и, может быть, даст какую-то VIP-функцию, которая не жизненно необходима в обучении. А весь материал останется бесплатным для всех. 

— В чем особенность контента «Образавра»?

— У нас есть тексты, тесты, тренажеры, флеш-карточки. Тесты проверяют освоение конкретной темы после урока. А в тренажерах очень большое количество вопросов — с помощью них ученики отрабатывают отдельные навыки, например устный счет или грамотность письма.

Отличие наших материалов от традиционных конспектов в том, что ученику по мере чтения сразу предлагается проверочное задание. То есть, как только человек прочитал несколько абзацев, появляется вопрос. Пока ученик на него не ответит — не сможет продолжить. Таким образом, пользователь не упускает важных моментов и сразу прорабатывает пройденный материал.

— На сайте указано, что уроки соответствуют ФГОС.

— Да, наши авторы готовят задания в соответствии с методичками, учебниками. Плюс у нас есть опытный педагог, который повторно просматривает весь материал.

— А еще на сайте сказано, что учебный процесс напоминает игру, а ученики зарабатывают игровую валюту. Расскажите подробнее.

— За прохождение уроков, тренажеров — любых занятий на сайте — ученики зарабатывают внутреннюю валюту и очки опыта, благодаря которым можно развивать своего персонажа в личном кабинете. При регистрации у пользователя есть виртуальное яйцо, из которого вылупляется и постепенно, по ходу прохождения программы, растет динозавр. Есть несколько видов валюты: за одну можно купить нового персонажа, за другую — поменять одежду, внешний вид — всё как в видеоиграх.

Есть сапфиры — они добываются при прохождении уроков, то есть когда ученик получает новые знания. Есть очки опыта — они зарабатываются при любых активностях и показывают не уровень знания, а уровень старания, активности: сколько ученик занимается. Еще есть «обракоины», они даются за любую активность, и за них можно кастомизировать своего динозавра.

Такая задумка была изначально. Я же сам школьником был и попытался посмотрел на все глазами ученика, например, 7-го класса. Мне показалось, что было бы интересно: ты решаешь примеры, а у тебя что-то копится, растет твой персонаж. Формируется психологическая привязанность, появляется желание развивать свой аккаунт и проходить уроки дальше. Такое часто встречается и в мобильных играх, и в образовательных платформах. Например, у Duolingo очень хорошо реализована работа с персонажем: те же мемы, как сова напоминает ученикам об уроках, завирусились в соцсетях. И у Duolingo есть исследование, рассказывающее, что расстроенный от пропущенных уроков персонаж вызывает у пользователей чувство стыда и подталкивает продолжить учебу.

— На «Образавре» представлен широкий перечень курсов, но рассчитаны они на разный возраст. Например, биология и история представлены с 5-го по 6-й класс, физика — с 7-го по 9-й, а русский язык — за 5-й класс, а потом сразу к ЕГЭ. Чем продиктован такой разброс?

— У нас план — охватить всю школьную программу. Сейчас на сайте действительной большой разброс по годам, потому что мы начинаем с того момента, как предмет появляется в школьной программе (обществознание с 6-го класса, алгебра, геометрия и физика — с 7-го). Курсы для следующих возрастных ступеней пока в разработке.

По русскому языку еще есть подготовка к ЕГЭ с тренажерами. Эти тренажеры появились спонтанно, в творческом порыве, когда я сам готовился к экзамену. Я увидел, что структура ЕГЭ подходит под наш формат тренажера — где бы быстро сменялись задания и ученик должен был быстро отвечать. В планах сделать похожие тренажеры и по другим предметам.

— В описании сайта указано, что в месяц вас посещают 250 тысяч учеников, родителей и учителей. Это число сейчас актуально?

— Да, и аудитория у нас постоянно растет. Для «Образавра» 2022 год был успешным. Учителя нас рекомендуют, количество посетителей выросло в несколько раз — нас было 1,15 млн уникальных посетителей. Конечно, на каникулах трафик ожидаемо просел, но после новогодних праздников снова вырос.

— Вы говорили, что занимались продвижением проекта в соцсетях и что сейчас не тратитесь на рекламу.

— Да, на первых порах были небольшие вложения в контекстную рекламу в поисковике «Яндекса», в социальных сетях. Но бюджет был слишком мал, да и на том этапе работы смысла в рекламе особо не было, а сейчас уже стоит задуматься.

Как вариант продвижения — в будущем планируем сотрудничать с образовательными организациями. Сейчас думаем отправить в несколько университетов заявку на экспертизу.

— Какие точки роста вы видите у проекта? Чего ждать от «Образавра» в 2023 году?

— Мы близко подобрались к пониманию того, каким должен быть текстовый контент. Недавно у нас вышло обновление для учителей и родителей: учитель может создавать свои классы, добавлять учеников, давать им задания; родители могут с одного аккаунта добавить всех своих детей. Также учителя и родители могут отслеживать статистику, а ученики в классах — соревноваться между собой на платформе. И конечно, будем интенсивно создавать новые курсы, в том числе для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

 Константин Петров

Дата публикации: 10 Февраль 2023


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.