Рынок хоумскулинга вырос на 70%
Суммарная выручка рынка дистанционного образования школьников увеличилась на 70% в 2023 году по сравнению с годом ранее и составила почти 5 млрд рублей. Большая часть выручки приходится на трех ключевых игроков: «Фоксфорд», «ИнтернетУрок» и «Онлайн-школу №1». Smart Ranking пообщался с компаниями сегмента и узнал перспективы рынка, его тренды, драйверы и барьеры.
Драйверы: сначала локдаун, потом релокация
Спрос на домашнее обучение растет со времен локдауна. По данным Мониторинга экономики образования ВШЭ, в 2019 году учебу в семейном формате окончили 30 тысяч школьников. А в 2020 году их число увеличилось в полтора раза и составило 45 тысяч человек.
![]()
«Пандемия, которая привела к вынужденной изоляции и необходимости учиться дистанционно, изменила представление людей об онлайн-образовании. Они стали привыкать к нему и убедились, что обучение онлайн либо в гибридном формате тоже может быть эффективным и качественным», — считает Екатерина Латыпова, руководитель Домашней школы «Фоксфорда».
Релокация россиян за рубеж стала еще одним драйвером сегмента. Спрос на хоумскулинг (освоение программы без посещения традиционной школы) вырос в первые месяцы после начала СВО и мобилизации: тогда родители переводили детей на домашнее обучение, прежде чем устроить их в очную школу по новому месту жительства.
Однако тенденция роста не оказалась продолжительной. «Хотя после февраля 2022 года мы наблюдали увеличение интереса к услугам дистанционного обучения, в настоящее время спрос на них стабилизировался и вернулся к уровням, существовавшим до начала пандемии», — комментирует Никита Ильинский, директор по маркетингу экосистемы IBLS. По словам Ольги Перлиной из «ИнтернетУрока», всплеск интереса со стороны релоцировавшихся семей в 2022 году действительно был, однако основные пользователи остаются внутри страны.
Родители недовольны образованием в обычной школе
По опросам ФОМ, 45% россиян считают качество школьного образования в стране средним, 25% — плохим и 20% — хорошим. Некачественное школьное образование — одна из причин, почему родители выбирают хоумскулинг. Их не устраивает недостаточная квалификация преподавателей, чрезмерная нагрузка на детей, отсутствие индивидуального подхода к обучению и невозможность выстроить удобный для ребенка график, считают в «Фоксфорде».
Мнение игроков рынка подтверждает исследование МЭО ВШЭ: родители переводят детей на домашнее обучение из-за того, что традиционная школьная модель образования не соответствует их ожиданиям.
Растет информированность о домашнем формате
Все больше родителей узнают о хоумскулинге. По словам участников рынка, сарафанное радио успешно работает — родители готовы переходить на новый формат учебы по рекомендации. «И как только родитель узнает от своего окружения, из рекламы или иногда от самих учителей о семейной форме обучения, он начинает глубже погружаться в эту тему, обсуждать с друзьями и родственниками, и работает эффект сарафанного радио», — комментирует Анастасия Коновалова, руководитель Домашнего лицея Skyeng. О том же эффекте сообщили в «Доме знаний»: хорошо работают личные рекомендации и реферальные программы, потому что людям важно отдавать детей учиться в проверенную школу.
Дети часто становятся жертвами травли
Большая часть (57%) детей сталкиваются с буллингом в школе, по словам Яны Лантратовой, первого зампредседателя Комитета Госдумы по просвещению. Травля и токсичные условия в школе вынуждают родителей искать для ребенка более дружелюбную среду — выходом становится хоумскулинг. «Дискомфортная психологическая обстановка в школе и буллинг — еще одна частая причина ухода из офлайн-школы», — подтверждает Екатерина Латыпова.
Барьеры: демографическая яма
По данным Росстата, с 2014 года число родившихся в России ежегодно снижается. Отрицательная динамика уже влияет на онлайн-школы — рынок начинает «сужаться». Участники рынка утверждают, что сейчас это наиболее заметно в начальной школе, но со временем будет распространяться и на более старшие возрастные сегменты.
Недоверие к качеству
Часто родители не доверяют домашнему обучению и опасаются, что такой формат учебы принесет меньше результатов, чем традиционный. Игроки рынка объясняют недоверие к услугам хоумскулинга так:
![]()
На рынке есть поставщики некачественных образовательных услуг, которые портят репутацию всего сегмента. По словам Ольги Перлиной, директора по маркетингу в «ИнтернетУроке», школы устраивают гонку маркетинговых бюджетов вслед за игроками ДПО. В этой гонке зачастую страдает качество образовательного продукта. «И в результате потребитель разочаровывается не в услуге конкретной школы, а в онлайн-формате в целом: “Были мы в онлайн-школе, как же! В обычных-то получше учат”», — комментирует Ольга Перлина.
О схожей проблеме заявили в IBLS: там считают, что рост компаний сдерживает конкуренция с недобросовестными школами, низкий уровень образования в которых бросает тень на весь сегмент.
Во время пандемии не у всех очных школ получилось наладить дистанционный формат — это испортило представление некоторых родителей об обучении на дому.
![]()
«[В период ковида] очная школа не смогла выстроить качественное образование в онлайне за столь короткий и экстремальный период времени», — резюмирует Екатерина Латыпова.
Тренды: персонализация и ИИ
Персонализация обучения — тренд не только в хоумскулинге, но и во всем детском образовании. Чем выше персонализация, тем лучше результаты ребенка, отмечают в компаниях.
Существуют разные способы обеспечить персонализированный подход: например, проведение занятий в мини-группах, создание собственного образовательного маршрута, возможность выбрать формат уроков. Среди кейсов на рынке — опыт «Фоксфорда», где школьник может выбирать педагога самостоятельно, а учебный план предполагает гибкий график обучения и аттестации.
Также в индивидуализации образовательного трека применяются технологии ИИ: с их помощью можно анализировать прогресс ребенка, определять, какие темы ему нужно подтянуть, чтобы достичь своих образовательных целей. Также ИИ интегрируется в полезные материалы: к примеру, в «ИнтернетУроке» работает чат-бот, который отвечает на вопросы по школьной программе и подбирает подходящие видеоуроки.
Геймификация
Онлайн-школы вводят в обучение игровые практики: так удается удерживать внимание ребенка и увеличивать его вовлеченность. Например, в «Фоксфорде» ученики зарабатывают очки, рейтинги, переходят на новые уровни, как в компьютерной игре. Также геймифицируют процесс учебы в «Онлайн-школе №1», «Онлайн-гимназии №1» и других компаниях.
Гибридное обучение
У родителей все чаще появляется запрос на смешанный формат учебы: когда школьник учится онлайн, но при этом имеет возможность посещать кампус школы. При таком подходе решается вопрос недостаточной социализации ребенка, который учится только онлайн.
В IBLS заметили, что у детей, которые учатся в гибридном формате, выше академические результаты. «Наши ученики имеют возможность обучаться дополнительно офлайн на территории школы, посещать офлайн-курсы внеурочной деятельности, а также посещать образовательные коворкинги, где ребята общаются, знакомятся и тем самым получают необходимую социализацию. По нашим исследованиям и наблюдениям, обучение в смешанном формате позволяет лучше усвоить материал и достичь более высоких результатов», — считает Никита Ильинский, директор по маркетингу экосистемы IBLS.
Прогнозы
Участники рынка считают, что сегмент домашнего обучения еще довольно молодой и только начинает активно развиваться. Конкуренция пока не достигла тех масштабов, которые существуют в детском дополнительном образовании и сегменте ДПО для взрослых.
![]()
«Конкуренция увеличивается, но рост отдельных игроков идет пока еще не в формате "отобрать клиента у конкурента". Сейчас сегмент [домашнего онлайн-образования] растет за счет новых пользователей, уходящих из обычных школ», — считает Ольга Перлина.
Все участники рынка ставят на то, что рост продолжится. Этому поспособствуют сарафанное радио и работа компаний на разрушение стереотипов о домашнем обучении. Результаты этой работы заметны уже сейчас: все больше родителей доверяют домашнему образованию и отказываются от традиционного формата. «Если ранее родители решались отдать ребенка на семейную форму обучения только с 6–8-го класса, то в этом году мы видим часто запросы на семейное обучение для первоклассников», — отмечает Анастасия Коновалова.
Большие перспективы для сегмента может открыть господдержка, считают игроки рынка. «При поддержке государства сегмент онлайн-образования в РФ имеет шансы не только занять лидирующие позиции в мире, но и поставлять качественное образование за пределы нашей страны», — прокомментировал возможности для роста Никита Ильинский из IBLS.
Дата публикации: 25 Апрель 2024
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам III квартала 2025 года. Динамика по сравнению со II кварталом ускорилась, однако преимущественно за счет сегмента формального образования (ВО и СПО).
Онлайн-школы на платформе GetCourse за январь–сентябрь 2025 года заработали 116,5 млрд рублей — на 5% меньше, чем за тот же период годом ранее (122,8 млрд рублей). Несмотря на снижение выручки в годовом сравнении, третий квартал показал сезонный рост. При этом рынок сталкивается с сокращением трафика, новыми регуляторными ограничениями и меняющимся спросом.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.