
Замедление YouTube грозит edtech-компаниям потерей до 50% аудитории на платформе
Замедление YouTube ударит по стратегиям продвижения edtech-компаний: им придется набирать аудиторию в других сервисах и искать новые решения для проведения трансляций. Эксперты и участники рынка рассказали, какие последствия замедления edtech ощущает уже сейчас, как изменится стоимость лида и как следует перераспределить трафик.
Минус еще один канал трафика
В конце июля депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщил, что скорость YouTube на стационарных компьютерах снизится до 70%. По его словам, меры связаны с антироссийской политикой и инфраструктурными проблемами хостинга: имеющиеся серверы для хранения видео перегружены и не обслуживаются.
Хотя в сети распространяются слухи о возможном прекращении замедления YouTube, участники рынка считают, что миграция с сервиса уже неизбежна. Так, по словам Александра Павлычева, сооснователя Kinescope, крупные корпоративные игроки уже выставляют тендеры на альтернативные видеохостинговые решения.
Потеря аудитории, отмена интеграций и «переезд»
Edtech-компании используют YouTube для распространения контента, интеграций с блогерами и проведения трансляций. Замедление работы площадки затронет инфлюенс- и контент-маркетинг, что чревато потерей значительной части аудитории.
![]()
«По разным оценкам, онлайн-школы, которые активно используют YouTube для привлечения и лидогенерации, могут потерять от 30% до 50% своей аудитории с этой платформы», — отметил Семён Верушкин, основатель СPA-сети для онлайн-образования LeadMagnet. Он объясняет это тем, что не все пользователи смогут обходить ограничения сервиса.
Участники рынка уже перестают планировать интеграции с блогерами и отменяют те, о которых успели договориться ранее. Артем Захаров, основатель PuzzleBrain, рассказал, что компании пришлось «заморозить» масштабные проекты. «У нас было запланировано несколько реклам, нацеленных на привлечение селлеров и пользователей. Мы рассчитывали на полугодовые и годовые интеграции, но пока поставили их на паузу. Будем наблюдать за ситуацией», — поделился он.
Тем компаниям, которые развивали свои YouTube-каналы, предстоит найти новые площадки. Так, в Ultimate Education заявили, что «переезд» на другие видеохостинги стал одним из приоритетных направлений. Сейчас в холдинге активно тестируют различные площадки, но выбор альтернативы будет зависеть от специфики аудитории. «Универсального решения нет: например, геймдев-сообщество сильно привязано к YouTube, где много блогеров этого профиля. А вот аудиторию направлений маркетинга и моды будет легче перенаправить на другие платформы» — сообщили в холдинге.
Аналоги не дотягивают
Эксперты сходятся во мнении, что на данный момент равнозначной замены YouTube не существует. Однако российские платформы, такие как «Дзен», «VK видео» и Rutube, могут стать альтернативным решением.
![]()
«Пока они не являются полноценной заменой, но для распространения видео и проведения эфиров вполне годятся», — отмечает Илья Ларшин, генеральный директор агентства таргетированной рекламы «Имтен».
Александр Павлычев тоже считает, что Rutube не сможет стать полной альтернативой сервису. По его мнению, российский хостинг отталкивает потенциальных пользователей своей репутацией, проблемами с модерацией и частичной блокировкой за границей.
Хотя среднесуточная аудитория Rutube составляет 4,4 млн человек, полной замены YouTube пока ожидать не стоит, добавляет Семён Верушкин. Тем не менее, по его мнению, этот сайт подойдет для длинных видео, а VK — для развлекательного контента.
Спрогнозировать изменение бюджетов пока сложно
Наши собеседники пока не зафиксировали изменение цены лида, приведенного с YouTube, — с момента замедления сервиса прошло мало времени. По словам Семёна Верушкина, опросившего владельцев крупных YouTube-каналов, некоторые из них вообще не заметили падения.
Эксперт предполагает, что стоимость лида на альтернативных платформах может строиться по двум сценариям:
-
Многие игроки начнут вести каналы на новых площадках с нуля: придется заново набирать просмотры и подписчиков. «Это значит, что лидов будет меньше, а их стоимость может быть выше», — прогнозирует он.
-
На новых платформах пока мало конкурентов, что может снизить затраты на привлечение клиентов.
План действий
Илья Ларшин предлагает уже сейчас развивать контент на альтернативных площадках, если существенная часть аудитории находится в России. При этом следует разделять подходы к работе с аудиторией внутри страны и за ее пределами.
Семён Верушкин советует перераспределять трафик по разным «корзинам», чтобы компенсировать потери на YouTube.
«Да, YouTube просел, но можно перенастроить воронку и получать больше лидов из Telegram и VK, например. Что сейчас и является мейнстримом в России», — отмечает он.
В основе этого текста — раздел из отчета Smart Ranking о состоянии edtech-рынка в II квартале 2024 года. Отчет будет доступен для покупки 1 сентября. Следите за обновлениями в телеграм-канале.
Дата публикации: 16 Август 2024

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.