
Первый рейтинг по качеству
Агентство Smart Ranking составило первый рейтинг качества edtech-компаний в сегменте ДПО. Аналитики проанализировали пакет опций, предлагаемых школам в сфере организации обучения, взаимодействия с учениками и помощи в трудоустройстве. Рейтинг показал, что все крупные школы постепенно приближаются к единым стандартам.
Smart Ranking проанализировал деятельность крупнейших edtech-проектов в сфере ДПО для составления первого Рейтинга, основанного не на финансовых показателях, а на качестве обучения. Составители подчеркивают, что этот рейтинг отражает скорее качество организации обучения, то есть соответствие школ набору обязательных параметров, которые важны для потребителя.
В рамках исследования были проанализированы системы контроля качества внутри самих компаний, которые используют три основных показателя: доходимость (процент выпустившихся учеников от поступивших, COR), индекс удовлетворенности (NPS) и достиг ли ученик основной цели обучения, чем в сегменте ДПО является трудоустройство или карьерные изменения. Однако в силу того, что система оценки показателя у каждой компании своя, сравнивать их напрямую оказалось невозможно. Именно поэтому была предложена система оценки по внешним критериям.
«Задача максимум - составить такой же рейтинг с точки зрения результатов обучения. Пока это невозможно, поскольку все компании используют разные методики расчета таких метрик, как доходимость (COR), индекс удовлетворенности NPS и доля трудоустроенных сотрудников. Но мы рассчитываем сделать его в будущем”, - говорит Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking.
Переход от количества
Крупнейшие игроки рынка уже давно говорят о необходимости серьезнее подходить к качеству образовательных онлайн-курсов, так как многим приходится сталкиваться с неоднозначным отношением потенциальных пользователей.
![]()
«Мне кажется, что недоверие к онлайн-обучению - это результат социальной инерции и диванной экспертизы, - считает Михаил Свердлов, экс-директор по развитию онлайн-университета SkyPro. - Многие респонденты даже среди возраста 25-38 лет считают, что без ВУЗа им не реализоваться в жизни. Но никто не смотрит на статистику, что 40% выпускников вузов никогда не работали по специальности”.
В то же время эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается.
«Конечно, на доверие к онлайн-курсам все еще влияет репутация инфобизнесовых проектов, но время постепенно расставляет все по своим местам, - говорит Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии». - Уровень недоверия пользователей к онлайн-обучению постоянно снижается, и особенно сильно это стало заметно во время ковида. Количество выпускников образовательных платформ постоянно растет, и мы видим, что онлайн-курсы меняют жизнь все большего количества людей».
Именно поэтому возникает необходимость во внешней оценке качества онлайн-школ так же, как это уже существует в системе офлайн-образования, в частности, вузов. Международный же опыт тут применим слабо, так как онлайн-образование в России является во многом уникальным. Несмотря на внешние обстоятельства оно продолжит свое развитие, а значит, вопрос качества сохранит свою актуальность.
![]()
«В условиях рыночного спада как раз те компании, которые инвестировали и продолжают инвестировать в качество своего продукта — выиграют, - убежден Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education. - Ограниченные возможности потребителя сделают его более разборчивым, а значит требования к продукту вырастут».
С этим согласен и Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp: «Школы, которые инвестировали в качество, сейчас чувствуют себя лучше всего. В Elbrus Bootcamp, Хекслет, HTML Academy наплыв желающих получить новую профессию». По его словам, нынешняя ситуация доказывает, что в кризис люди не готовы экспериментировать и выбирают проверенные программы с предсказуемым результатом.
Как построен рейтинг
На первом этапе было сформулировано более 20 показателей, которые могли бы быть использованы в качестве критериев Рейтинга. Основные требования - этот показатель должен быть важным для клиента и его можно получить без доступа к внутренней документации компании.
В итоговом варианте осталось 12 показателей, которые были разделены на три группы:
-
Институциональность - соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.
-
Учебный процесс - техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.
-
Трудоустройство - наличие системы профориентации, контакт с работодателем.
В общей сложности было проанализировано 35 edtech-компаний - крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый рейтинг вошли топ-15 компаний по сумме баллов, расположившиеся на 10 строчках.
Параметры оценки качества организации обучения в онлайн-школах для взрослых и методика расчета каждого показателя
|
|
|
Да — 1, нет — 0 |
|
0 — только записанные видео, 1 — только живые уроки, 2 — живые уроки, которые можно посмотреть и в записи |
|
0 — отсутствие подробного описания, дополнительные баллы за:
До 2 пунктов - 1 балл, 3-5 пунктов - 2 балла, 6-8 пунктов - 3 балла |
|
Дополнительные баллы за рассрочку, банковский кредит |
|
0 — нет, 1 — можно поменять, 2 — можно вернуть |
|
0 — отсутствие такой системы, 1 — наличие |
|
1 — наличие, 2 — реагирование в течение 5 минут, 3 — доступность 24 часа. Дополнительные баллы: живой человек (а не робот), мессенджер (а не почта) |
|
0 — для записанных форматов без общения с преподавателем, 1 — есть его контакты, 2 — организован чат или другая система коммуникации |
|
0 — отсутствие, 1 — тест, 2 — практическая работа, 3 — обязательная для перехода на следующий уровень |
|
Отсутствие или наличие карьерного центра (аналогов) |
|
Наличие или отсутствие тестов/курсов по профориентации, бесплатных лекций, знакомящих с профессией. «Подходит ли эта профессия именно вам?» 0 — ничего такого нет, 1 — посмотреть видео, 2 — пройти тестирование, 3 — пройти ознакомительный курс |
|
Наличие у преподавателя работы (постоянной или проектной) по соответствующей профессии |
Результаты
Диплом установленного образца |
Наличие курсов разной формы взаимодействия |
Наличие полной подробной информации о курсе |
Удобство оплаты |
Возможность вернуть деньги |
Система проверки знаний перед зачислением |
Техническая поддержка |
Доступность преподавателя |
Проверка успеваемости |
Система связи с работодателями |
Профориентация |
Практикующие преподаватели |
ИТОГО |
|
Skillbox |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
25 |
«Яндекс Практикум» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
24 |
«Нетология» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
23 |
«Актион» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
22 |
SkyPro |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
21 |
|
Elbrus Bootcamp |
1 |
2 |
3 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
21 |
XYZ |
0 |
2 |
3 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
20 |
«Специалист» |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
20 |
SF EDUCATION |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
20 |
«Академия Айти» |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
20 |
Bang Bang Education |
0 |
2 |
3 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
19 |
ProductStar |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
18 |
EDPRO |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
UAVProf |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
16 |
IThub college |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
15 |
Рейтинг показал, что многие компании придерживаются близких стандартов, а потому логичнее говорить скорее о группах с близким или равным количеством баллов. Так, наиболее высокий результат показали Skillbox, «Яндекс.Практикум» и «Нетология».
Во второй группе по количеству баллов: «Актион», SkyPro и Elbrus Bootcamp.
Далее с равным количеством баллов идут SF Education, XYZ, Академия Айти и «Специалист».
*- места с одинаковым баллов можно считать равнозначными
Участники рынка говорят, что это соответствует реалиям, когда у школ уже есть must have, которому они стараются соответствовать. «В ближайшее время в эдтехе мы увидим в действии понятие «маркетнормал», и это больше будет исходить от пользователей и рынка (маркетнормал — это требования, которым надо соответствовать на рынке, чтобы успешно конкурировать с остальными и чтобы твой продукт покупали), - считает Антон Копылов, операционный директор Skillbox. - Мы видели такие примеры в других сегментах рынка (к примеру, российский финтех и развитие банкинга или фудтех — доставка еды), что привело к стремительному развитию качества сервиса».
Кроме того, они отмечают, что методика нуждается в расширении вариантов, к примеру, уроки с разными вариантами взаимодействия включают только «в записи» и живые. «Нет новых форматов обучения, - говорит Александр Вальцев, CEO SF Education. - Видеоуроки, на мой взгляд - это прошлое, сейчас даже история с симуляторами будет гораздо интереснее».
Выводы
Участники рынка оценивают результаты Рейтинга как полезные, хоть и не достаточные для того, чтобы делать однозначные выводы. «Анализ характеристик курсов изолированно вряд ли даст исчерпывающий ответ на вопрос о сравнительном качестве EdTech-компаний, - считает Евгений Лебедев, руководитель сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс. Практикум» в России. - Но точно сможет дополнить картинку вместе с исследованиями результативности, данными о доходимости, отзывами и финансовыми показателями».
По мнению Елены Герасимовой, критерии методики Рейтинга простые и прозрачные, их легко объяснить пользователю, который не является профессионалом в EdTech. «Полезно взглянуть на свои продукты под еще одним углом: если специалисты сферы не увидели на лендинге курса что-то важное, это сигнал дорабатывать упаковку для нашего конечного пользователя, сделать продукт более понятным и соответствующим ожиданиям будущего студента», - говорит она.
В то же время эксперты говорят о том, что вопрос качества остается субъективным, и оценить его по каким-то внешним критериям в принципе - очень сложная задача. «Как по мне, качество - это достижение учеником, своих изначальных целей, - продолжает Михаил Свердлов. - А диплом и само обучение, это вовсе не цель, как и скорость ответа техподдержки. Целью ученика на входя является качественное изменение жизни, например увеличение дохода через смену профессии Или смена профессии, чтобы заниматься делом по душе а не тем, что получилось после вуза, который выбрали родители».
![]()
Субъективность причем проявляется не только со стороны ученика, но что важно - и со стороны работодателя. «Почему онлайн-образование так развито в сфере цифровых профессий? - рассуждает Александр Вальцев, CEO SF Education. - Потому что там есть понимание того, что вузы никаких преимуществ в работе не дают, наоборот, могут подавать устаревший материал. Но если мы говорим о более традиционных профессиях, то там многие индустрии привыкли к мысли, что хорошие знания дает только вуз, и это их позиция как работодателей. Хотя и студенты, и эксперты могут понимать, что это не так, я сам, например, много где преподавал и могу сравнить. Диплом МГУ будет цениться больше, чем диплом онлайн-школы, это просто наследие».
Скачать полный текст исследования
Дарья Рыжкова
Маргарита Арановская
Дата публикации: 02 Май 2022

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.