Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Первый рейтинг по качеству

Агентство Smart Ranking составило первый рейтинг качества edtech-компаний в сегменте ДПО. Аналитики проанализировали пакет опций, предлагаемых школам в сфере организации обучения, взаимодействия с учениками и помощи в трудоустройстве. Рейтинг показал, что все крупные школы постепенно приближаются к единым стандартам.

Smart Ranking проанализировал деятельность крупнейших edtech-проектов в сфере ДПО для составления первого Рейтинга, основанного не на финансовых показателях, а на качестве обучения. Составители подчеркивают, что этот рейтинг отражает скорее качество организации обучения, то есть соответствие школ набору обязательных параметров, которые важны для потребителя. 

В рамках исследования были проанализированы системы контроля качества внутри самих компаний, которые используют три основных показателя: доходимость (процент выпустившихся учеников от поступивших, COR), индекс удовлетворенности (NPS) и достиг ли ученик основной цели обучения, чем в сегменте ДПО является трудоустройство или карьерные изменения. Однако в силу того, что система оценки показателя у каждой компании своя, сравнивать их напрямую оказалось невозможно. Именно поэтому была предложена система оценки по внешним критериям.

«Задача максимум - составить такой же рейтинг с точки зрения результатов обучения. Пока это невозможно, поскольку все компании используют разные методики расчета таких метрик, как доходимость (COR), индекс удовлетворенности NPS и доля трудоустроенных сотрудников. Но мы рассчитываем сделать его в будущем”, - говорит Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking. 

Переход от количества

Крупнейшие игроки рынка уже давно говорят о необходимости серьезнее подходить к качеству образовательных онлайн-курсов, так как многим приходится сталкиваться с неоднозначным отношением потенциальных пользователей.

«Мне кажется, что недоверие к онлайн-обучению - это результат социальной инерции и диванной экспертизы, - считает Михаил Свердлов, экс-директор по развитию онлайн-университета SkyPro. - Многие респонденты даже среди возраста 25-38 лет считают, что без ВУЗа им не реализоваться в жизни. Но никто не смотрит на статистику, что 40% выпускников вузов никогда не работали по специальности”.

В то же время эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается. 

«Конечно, на доверие к онлайн-курсам все еще влияет репутация инфобизнесовых проектов, но время постепенно расставляет все по своим местам, - говорит Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии». - Уровень недоверия пользователей к онлайн-обучению постоянно снижается, и особенно сильно это стало заметно во время ковида. Количество выпускников образовательных платформ постоянно растет, и мы видим, что онлайн-курсы меняют жизнь все большего количества людей». 

Именно поэтому возникает необходимость во внешней оценке качества онлайн-школ так же, как это уже существует в системе офлайн-образования, в частности, вузов. Международный же опыт тут применим слабо, так как онлайн-образование в России является во многом уникальным. Несмотря на внешние обстоятельства оно продолжит свое развитие, а значит, вопрос качества сохранит свою актуальность. 

«В условиях рыночного спада как раз те компании, которые инвестировали и продолжают инвестировать в качество своего продукта — выиграют, - убежден Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education. - Ограниченные возможности потребителя сделают его более разборчивым, а значит требования к продукту вырастут».

С этим согласен и Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp: «Школы, которые инвестировали в качество, сейчас чувствуют себя лучше всего. В Elbrus Bootcamp, Хекслет, HTML Academy наплыв желающих получить новую профессию». По его словам, нынешняя ситуация доказывает, что в кризис люди не готовы экспериментировать и выбирают проверенные программы с предсказуемым результатом.

Как построен рейтинг

На первом этапе было сформулировано более 20 показателей, которые могли бы быть использованы в качестве критериев Рейтинга. Основные требования - этот показатель должен быть важным для клиента и его можно получить без доступа к внутренней документации компании.

В итоговом варианте осталось 12 показателей, которые были разделены на три группы:

  1. Институциональность - соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.

  2. Учебный процесс - техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.

  3. Трудоустройство - наличие системы профориентации, контакт с работодателем.


В общей сложности было проанализировано 35 edtech-компаний - крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый рейтинг вошли топ-15 компаний по сумме баллов, расположившиеся на 10 строчках.

Параметры оценки качества организации обучения в онлайн-школах для взрослых и методика расчета каждого показателя 



  1. Диплом установленного образца с возможностью получить налоговый вычет

Да — 1, нет — 0

  1. Наличие курсов разной формы взаимодействия

0 — только записанные видео, 1 — только живые уроки, 2 — живые уроки, которые можно посмотреть и в записи

  1. Наличие полной подробной информации о курсе, преподавателях

0 — отсутствие подробного описания, дополнительные баллы за: 

  • подробное представление всех преподавателей; 

  • описание каждого занятия с ответом «после этого вы узнаете…»; 

  • видео с приветствием и подробностями; 

  • видео с фрагментами курса;

  • информация о старте, форматах, интенсивности, домашних заданиях, дипломной работе;

  • информация о необходимом уровне начальной подготовки;

  • информация о всех способах оплаты и о возможностях по возврату.


До 2 пунктов - 1 балл, 3-5 пунктов - 2 балла, 6-8 пунктов - 3 балла

  1. Удобство оплаты

Дополнительные баллы за рассрочку, банковский кредит

  1. Возможность вернуть деньги

0 — нет, 1 — можно поменять, 2 — можно вернуть

  1. Система проверки знаний учащегося перед его зачислением

0 — отсутствие такой системы, 1 — наличие

  1. Техническая поддержка

1 — наличие, 2 — реагирование в течение 5 минут, 3 — доступность 24 часа. Дополнительные баллы: живой человек (а не робот), мессенджер (а не почта)

  1. Доступность преподавателя

0 — для записанных форматов без общения с преподавателем, 1 — есть его контакты, 2 — организован чат или другая система коммуникации 

  1. Проверка успеваемости

0 — отсутствие, 1 — тест, 2 — практическая работа, 3 — обязательная для перехода на следующий уровень

  1. Система связи с работодателями

Отсутствие или наличие карьерного центра (аналогов)

  1. Профориентация

Наличие или отсутствие тестов/курсов по профориентации, бесплатных лекций, знакомящих с профессией. «Подходит ли эта профессия именно вам?»

0 — ничего такого нет, 1 — посмотреть видео, 2 — пройти тестирование, 3 — пройти ознакомительный курс

  1. Практикующие преподаватели

Наличие у преподавателя работы (постоянной или проектной) по соответствующей профессии

Результаты


Диплом установленного образца 

Наличие курсов разной формы взаимодействия

Наличие полной подробной информации о курсе

Удобство оплаты

Возможность вернуть деньги

Система проверки знаний перед зачислением

Техническая поддержка

Доступность преподавателя

Проверка успеваемости

Система связи с работодателями

Профориентация

Практикующие преподаватели

ИТОГО

Skillbox




1

2

3

2

2

1

3

2

3

1

3

2

25

«Яндекс Практикум»

1

2

3

1

2

1

3

2

3

1

3

2

24

«Нетология»

1

2

3

1

2

1

2

2

3

1

3

2

23

«Актион»

1

2

3

1

2

1

2

2

3

2

1

2

22

SkyPro

1

2

3

1

2


2

2

3

1

2

2

21

Elbrus Bootcamp

1

2

3

2

0

1

1

2

3

3

1

2

21

XYZ

0

2

3

1

2

0

3

2

1

1

3

2

20

«Специалист»

1

2

2

1

2

1

3

2

1

1

2

2

20

SF EDUCATION

1

2

2

1

2

0

3

2

3

1

1

2

20

«Академия Айти»

1

2

2

2

2

1

2

2

3

1

1

1

20

Bang Bang Education

0

2

3

1

2

0

3

2

2

1

1

2

19

ProductStar

1

0

2

1

2

0

3

2

2

1

2

2

18

EDPRO

1

2

2

2

0

1

2

2

1

1

1

1

16

UAVProf

1

2

2

1

2

1

2

2

1

0

1

1

16

IThub college

1

2

1

0

2

1

1

1

1

1

3

1

15

Рейтинг показал, что многие компании придерживаются близких стандартов, а потому логичнее говорить скорее о группах с близким или равным количеством баллов. Так, наиболее высокий результат показали Skillbox, «Яндекс.Практикум» и «Нетология».  

Во второй группе по количеству баллов: «Актион», SkyPro и Elbrus Bootcamp.

Далее с равным количеством баллов идут SF Education, XYZ, Академия Айти и «Специалист».

*- места с одинаковым баллов можно считать равнозначными 

Участники рынка говорят, что это соответствует реалиям, когда у школ уже есть must have, которому они стараются соответствовать. «В ближайшее время в эдтехе мы увидим в действии понятие «маркетнормал», и это больше будет исходить от пользователей и рынка (маркетнормал  — это требования, которым надо соответствовать на рынке, чтобы успешно конкурировать с остальными и чтобы твой продукт покупали), - считает Антон Копылов, операционный директор Skillbox. - Мы видели такие примеры в других сегментах рынка (к примеру, российский финтех и развитие банкинга  или фудтех — доставка еды), что привело к стремительному развитию качества сервиса». 

Кроме того, они отмечают, что методика нуждается в расширении вариантов, к примеру, уроки с разными вариантами взаимодействия включают только «в записи» и живые. «Нет новых форматов обучения, - говорит Александр Вальцев, CEO SF Education. - Видеоуроки, на мой взгляд - это прошлое, сейчас даже история с симуляторами будет гораздо интереснее». 

Выводы

Участники рынка оценивают результаты Рейтинга как полезные, хоть и не достаточные для того, чтобы делать однозначные выводы. «Анализ характеристик курсов изолированно вряд ли даст исчерпывающий ответ на вопрос о сравнительном качестве EdTech-компаний, - считает  Евгений Лебедев, руководитель сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс. Практикум» в России. - Но точно сможет дополнить картинку вместе с исследованиями результативности, данными о доходимости, отзывами и финансовыми показателями».

По мнению Елены Герасимовой, критерии методики Рейтинга простые и прозрачные, их легко объяснить пользователю, который не является профессионалом в EdTech. «Полезно взглянуть на свои продукты под еще одним углом: если специалисты сферы не увидели на лендинге курса что-то важное, это сигнал дорабатывать упаковку для нашего конечного пользователя, сделать продукт более понятным и соответствующим ожиданиям будущего студента», - говорит она.

В то же время эксперты говорят о том, что вопрос качества остается субъективным, и оценить его по каким-то внешним критериям в принципе - очень сложная задача. «Как по мне, качество - это достижение учеником, своих изначальных целей, - продолжает Михаил Свердлов. - А диплом и само обучение, это вовсе не цель, как и скорость ответа техподдержки. Целью ученика на входя является качественное изменение жизни, например увеличение дохода через смену профессии Или смена профессии, чтобы заниматься делом по душе а не тем, что получилось после вуза, который выбрали родители». 

Субъективность причем проявляется не только со стороны ученика, но что важно - и со стороны работодателя. «Почему онлайн-образование так развито в сфере цифровых профессий? - рассуждает Александр Вальцев, CEO SF Education. - Потому что там есть понимание того, что вузы никаких преимуществ в работе не дают, наоборот, могут подавать устаревший материал. Но если мы говорим о более традиционных профессиях, то там многие индустрии привыкли к мысли, что хорошие знания дает только вуз, и это их позиция как работодателей. Хотя и студенты, и эксперты могут понимать, что это не так, я сам, например, много где преподавал и могу сравнить. Диплом МГУ будет цениться больше, чем диплом онлайн-школы, это просто наследие».

Скачать полный текст исследования

Публикация на РБК 

Дарья Рыжкова
Маргарита Арановская

Дата публикации: 02.05.2022

Аналитика 17

Партнеры проекта