Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Плоды карантина

По итогам первого квартала 2021 года. Суммарная выручка ТОП-80 составила более 11 млрд руб, тогда как за аналогичный период прошлого года участники рейтинга в том же составе заработали около 5,8 млрд руб. Несмотря на ослабление карантинных мер и частичное возвращение людей в привычный оффлайн, темпы роста у большинства игроков не замедлились.

Общая оценка рынка по итогам квартала может достигать 20 млрд рублей. По осторожным прогнозам, к концу 2021 года рынок вырастет до 58-60 млрд рублей (по смелым - до 70 млрд), а ТОП-80 смогут взять новую планку и совместно заработать более 50 млрд рублей. 

“По нашим оценкам, в 2021 году рост может составить 20-25% в целом по всей индустрии EdTech, - отмечает Сергей Ходаков, директор по операционной работе кластера информационных технологий Фонда «Сколково». - Опережающий рост можно ожидать от мобильного образования и смешанных форматов (онлайн/офлайн) обучения. Кроме того, продолжиться тренд на применение технологий искусственного интеллекта для индивидуализации процесса обучения, а также активное развитие партнерств с бизнесом”.

Новый рейтинг возглавила онлайн-школа SkyEng с выручкой 1,5 млрд рублей, которая также развивает детское направление Skysmart, а в марте этого года запустила онлайн-университет навыков и профессий Skypro. В I квартале 2020 года, первое место принадлежало одному из лидеров школьного образования Учи.ру, который теперь переместился на третью строчку рейтинга. 


Компании


Сегмент


1 кв 2020 года, млн. руб


1 кв 2021 года, млн руб.


Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года


1

SkyEng

Иностранные языки, школьное образование

550

1500

172,73%

2

SkillBox

Цифровые профессии

487,6

1384

183,84%

3

Учи.ру

Школьное образование

700

770

10,00%


Ожидается, что скоро компания наверстает упущенное с учетом сделки с Mail.ru Group, закрытой в декабре прошлого года. На расширение Учи.ру направлены инвестиции в размере 3,75 млрд рублей, помимо школы в экосистему корпорации уже входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, платформа «Сферум», «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory.   

С третьей на вторую строчку относительно I квартала 2020 года поднялся SkillBox с выручкой за квартал 1,4 млрд рублей. В основном на динамику повлиял запуск 98 новых курсов в I квартале 2021 года. “Выручка в I квартале 2021 года оказалась чуть лучше наших ожиданий. Продолжается тенденция на рескиллинг в сторону актуальных диджитал-профессий, и Skillbox стремится удовлетворить этот спрос запуском новых продуктов и улучшением текущих”, - отметили в компании. 


Взлеты и падения 

Лидером по росту оказалась Московская Школа Управления Сколково, увеличившая выручку на 9215,50% - с 1,6 до 149 млн рублей. Если сопоставлять этот показатель с выручкой от онлайна бизнес-школы за весь прошлый год, то I квартал 2021 года принес ей более четверти (26,7%) от всего прошлогоднего дохода. Рост связан, в первую очередь, с эффектом низкой базы: в I квартале прошлого года у Школы была всего одна открытая комплексная онлайн-программа, которую прошли 58 студентов. Сейчас выручку формируют 12 b2c-программ и 18 корпоративных онлайн b2b-программ, у которых более 2500 слушателей. С начала 2021 года компания запустила четыре новые программы и еще несколько готовит к старту.  


Лидеры по росту 



Компании


Сегмент


1 кв 2020 года, млн. руб


1 кв 2021 года, млн руб.


Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года


17

Московская Школа Управления Сколково

Бизнес-образование

1,6

149

9212,50%

62

ProctorEdu

Разработка образовательных курсов и ПО

1,7

23

1252,94%

22

Kodland

Школьное образование

8,7

110,5

1170,11%

40

Hello world

Школьное образование

6,8

51

650,00%

46

Академия перемен

Специализированные онлайн-школы

5,67

36,27

539,68%

20

Вебиум

Школьное образование

19,4

118,2

509,28%

76

Умназия

Школьное образование

1

6

500,00%

79

Zenclass

Разработка образовательных курсов и ПО

0,8

4,5

462,50%

61

Кодиум

Школьное образование

4,1

23

460,98%

18

Тетрика

Школьное образование

30

123,45

311,50%


Однако не всем удалось успешно начать 2021 год. Девять компаний завершило первый квартал с минусом. Этот список возглавил CORE, который снизил темпы на 66,17% и оказался в рейтинге с 16 млн рублей. Как пояснил глава компании Антон Сажин, это связано исключительно с сезонностью выплат: “Из-за большой доли b2b выручка неравномерно распределяется по кварталам. В прошлом году выплаты по контрактам пришлись на I квартал, в этом - на второй и третий”. По итогам 2021 года компания рассчитывает получить выручку в 200 млн рублей.

Кроме того, в числе отстающих по-прежнему остается часть компаний, которую кризис подкосил еще в самом начале 2020 года. Сейчас их показатели постепенно выравниваются. “Выручка в B2C сегменте восстановилась до уровня первого квартала 2020 года, - отметили в Московской школе парикмахерского искусства Sikorsky Beauty Academy. - Начинает восстанавливаться глубина бронирования – клиенты готовы покупать курсы на 1,5-2 месяца вперед (до пандемии глубина составляла 4-6 месяцев, сразу после первого локдауна она упала до 2 недель)”.


Лидеры падения



Компании


Сегмент


1 кв 2020 года, млн. руб


1 кв 2021 года, млн руб.


Рост 1 кв 2021 к 1 кв 2020 года

77

Антифишинг

Прикладные навыки

6

5,7

-5,00%

23

Инфоурок

Специализированные онлайн-школы

95,7

90

-5,96%

64

Деловая среда

Бизнес-образование

21,8

19,6

-10,09%

47

Lingualeo

Иностранные языки

40

35

-12,50%

70

Системы дистанционного обучения

Специализированные онлайн-школы

15,1

11,8

-21,85%

75

АО «РОББО»

Прикладные навыки

8,7

6,6

-24,14%

78

Skillfolio

Прикладные навыки

7

5,2

-25,71%

56

Sikorsky Beauty Academy

Специализированные онлайн-школы

37,6

25,4

-32,45%

67

CORE

Разработка образовательных курсов и ПО

47,3

16

-66,17%


Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:

 Профессии и бизнес стали прогно­зируемыми лидерами роста. И дело не в только в том, что пандемия стала стимулировать взрослых учится больше, чтобы найти работу, улучшить навыки или открыть бизнес, а в том, что это - самая платежеспособная целевая аудитория, так как ей наибольшим образом понятно, зачем она учится. Рост в школьном образовании в деньгах не такой большой, но при этом с точки зрения пользователей (если бы такая статистика существовала), я уверен, это лидеры роста. Важно понимать, что это пользователи, для которых учиться онлайн сызмальства стало более чем нормально, поэтому все они в будущем - платежеспособная аудитория первых двух групп образовательных проектов.


Без громких сделок

Сделки I квартала 2021 продолжают прошлогодний тренд на непрофильные инвестиции в edtech. “В России много людей и компаний, которые готовы вкладываться в образовании, и основным инвест-драйвером являются частные ангелы и синдикаты, - - отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. - Стал более выраженным тренд на консолидацию, в том числе прошли сделки, где инвестиции в проект давались именно под покупку схожих по тематике и аудитории проектов, с целью создания единого масштабного игрока. И этот тренд будет развиваться”.

По оценке Алексея Соловьева, главное событие I квартала 2021 года с инвестиционной точки зрения - это вложения в экспорт российского EdTech. В частности речь об инвестиции сооснователя Qiwi Сергея Солонина в проект EBAC Online, бразильскую онлайн-школу, запущенную выходцами из Skillbox и «Яндекс.Маркета». Она привлекла $1,5 млн. Также внимание привлекла Алгоритмика, в которую фонд Winter Capital Владимира Потанина вместе с Российско-Китайским технологическим фондом вложили $10 млн. “Пока такие кейсы можно пересчитать по пальцам одной руки, но я выделяю это событие как значимое, потому что оно является первой ласточкой важного тренда, который мы будем наблюдать в ближайшие годы”, - подытожил эксперт. 

Дата публикации: 14.05.2021

О рейтинге Методика составления рейтинга О нас Публикации в СМИ

Аналитика 5

Партнеры проекта