Рейтинг крупнейших компаний
на рынке онлайн-образования

Тяга к глобальному

Российский edtech массово устремился на зарубежные рынки: около трети участников Рейтинга работают за пределами страны. В третьем квартале 2021 года их суммарная выручка там составила не менее 1,4 млрд рублей. 

В III квартале 2021 года из российских edtech-компаний на международный рынок вышли «ИнтернетУрок» и TutorOnline. «ИнтернетУрок» — в Казахстан, TutorOnline — в Турцию и Индию. Кроме того, Mishka AI («Умный Мишка») запустила продажи локализованной версии продукта на рынке США под брендом Smart Teddy. Skillbox объявила о выходе на рынок Латинской Америки после покупки 90% бразильской онлайн-школы Mentorama.

Кроме того, несколько компаний продолжили экспансию:

  • Школы «Алгоритмики» запустились в восьми новых странах — Албании, Шри-Ланке, Новой Зеландии, Польше, Словакии, Боливии, Коста-Рике, Черногории. 

  • РОББО открыла офис компании в Китае, кроме того, расширила число партнерских организаций в Беларуси (Минск, Гродно, Жодино, Борисов) и Румынии. 

  • Kodland запустила обучение на местных языках в Малайзии, Индонезии и Аргентине.

В общей сложности на зарубежных рынках в настоящее время работает не менее трети участников рейтинга Edtechs.ru, представляющих и детское, и взрослое образование, а также IT-решения. Шире всего они представлены в СНГ, США, Латинской Америке и Европе. Отдельные компании работают на рынках Индии, Китая и Ближнего Востока.


По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки лидируют детские школы, в том числе по изучению математики, программирования и иностранных языков. 

В 2014 году «Учи.ру» начала работу в США и Канаде под брендом Happy Numbers, а после запустила свои проекты в Китае, Индии, ЮАР, Бразилии и других странах. Компания развивает международный бренд математических олимпиад для стран БРИКС под брендом bricsmath.com.

У «Алгоритмики» на страны зарубежья приходится около 37% выручки, у Kodland — 25%. Последний вышел на зарубежный рынок только в прошлом году, и уже представлен в 40 странах. 

«Мы начали с того, что стали предлагать курсы для русскоязычной аудитории за рубежом, — рассказывает Александр Носулич, CEO международной онлайн-школы цифровых навыков Kodland. — В мае 2020 года запустили в тестовом режиме обучение на английском языке, а активно развивать направление начали в этом году. Со второй половины 2021 года добавили тесты курсов на местных языках в части стран Азии и Латинской Америки. Нам важно собрать достаточное количество данных, чтобы расставить приоритеты в нашем развитии на глобальном рынке. Сейчас мы заинтересованы в том, чтобы проводить больше тестов в разных странах и исследовать специфику ведения бизнеса в каждом регионе».

Кроме того, высокой долей экспорта выделяются школы бизнеса (в основном в странах СНГ). Отдельно стоит рассматривать кейс игрового приложения IntellectoKids и Novakid, которые изначально были ориентированы больше на зарубежный рынок. К примеру, Novakid работает в 45 странах мира — в Европе, на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С 2017 по 2018 год ключевыми рынками для компании были Россия, Польша и Турция, в 2019 году она вышла в Западную Европу: Италию Испанию, Германию. А осенью прошлого года начала работу в Японии, Корее, Индонезии и Малайзии. Сейчас у Novakid примерно 80% выручки приходится на все европейские страны, 5-6% на Азию, а оставшуюся часть генерирует Ближний Восток. 

В сегменте IT-решений на зарубежном рынке давно присутствует лидер российского рынка компания iSpring, в процессе выхода находятся еще два участника топ-3 — Getcourse и «Эквио». Высокая доля зарубежной выручки у сервиса прокторинга ProctorEdu.

Более подробно об опыте компаний по выходу в другие страны, о факторах благоприятствующих экспансии и затрудняющих ее — в отчете «Edtech-обзор Q3/2021».

Дата публикации: 22.12.2021

Аналитика 23

Интервью 9

Партнеры проекта