Аттестация курсов по стандартам ЕС: как онлайн-школам укрепить статус, повысить доверие и продажи
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии.
Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Что такое аттестация по стандартам ЕС
Аттестация образовательных программ — это внешняя независимая оценка курса по международным критериям. Экспертный совет анализирует структуру обучения, квалификацию преподавателей, систему контроля знаний, а также собирает обратную связь от студентов. В случае положительного заключения школа получает официальный сертификат соответствия европейским требованиям. Такая аттестация становится инструментом роста — как академического, так и коммерческого.
Преимущества аттестации
-
Дополнительная монетизация
Сертификат может быть включен в состав платных тарифов как опция — это позволяет школам поднимать средний чек. -
Допродажа за счет уже выпущенных студентов
Многие школы возвращаются к своим выпускникам с предложением пройти международную аттестацию постфактум. Это позволяет повторно монетизировать базу и вовлечь студентов в другие продукты или ступени обучения. -
Легализация профессий и выход на международные рынки
Международная сертификация помогает вводить профессии в правовое поле, особенно в сферах коучинга, психологии, нутрициологии. -
Повышение доверия и статуса
Сертификаты используются в маркетинге: на лендингах, в воронках продаж, в коммуникации с клиентами. Они служат маркером качества и повышают статус преподавателей.
Что проверяют во время аттестации
Чтобы программа прошла сертификацию, она должна соответствовать ряду критериев. Во время аттестации проверяют:
-
Содержание и структуру программы — какие темы включены, сколько часов занимает обучение, как выстроены модули. Оценивается логика подачи материала, полнота и актуальность содержания.
-
Гаранта качества обучения — у каждой программы должен быть ответственный за ее методическое содержание. Он тоже проходит сертификацию.
-
Отзывы студентов — собираются мнения выпускников, чтобы оценить реальную пользу обучения. Также эксперты могут запросить доступ к отдельным элементам программы или провести онлайн-собеседования.
![]()
«Мы оцениваем все — от структуры курса до компетенций преподавателей. Смотрим, есть ли фундамент и потенциал роста. Если школа не готова, честно об этом говорим и даем рекомендации», — сообщил Сергей Тарасов, руководитель проектов в HiSTES, ассоциации, которая аттестует образовательные программы.
Кейсы
Академия МАДПО: удалось привлечь новых студентов и улучшить процессы
Академия МАДПО успешно прошла сертификацию HiSTES для 19 образовательных программ. С помощью аттестации удалось подтвердить соответствие курсов международным требованиям. Это открыло новые возможности: Академия может заключать соглашения о двойных дипломах с вузами ЕС и участвовать в совместных проектах. Так, было подписано соглашение с OEAEP (Открытой Европейской Академией Экономики и Политики, Чехия).
Сертификация также позволила Академии использовать логотип HiSTES в документах и маркетинге. В результате этого, по словам представителей школы, количество студентов увеличилось.
Еще один важный результат аттестации — улучшение внутренних процессов. Как отметила Татьяна Летаева, Академический директор EDPRO:
![]()
«Подготовка к аттестации, включая сбор документов, аудит процессов и формирование заявки, стала катализатором самообследования бизнес-процессов и образовательных услуг. Это позволило выявить точки роста, оптимизировать внутренние процедуры и усилить контроль качества, что в дальнейшем положительно отразилось на ключевых показателях Академии».
Владислав Бермуда: вырос средний чек и конверсии
Владислав Бермуда, бизнес-тренер и автор обучающих программ, прошел международную сертификацию и отметил несколько изменений. Например, выросли конверсии и средний чек. Владислав добавил европейский диплом в один из тарифов курса.
Ему также удалось сертифицировать программу без инвестиций на это.
![]()
«Есть рабочая схема: вы объявляете, что курс будет сертифицирован, собираете предоплату у выпускников, которые хотят получить диплом, и на эти деньги проходите процедуру. Без вложений со своей стороны», — объяснил он.
Помогает сертификация и в улучшении личного бренда. Так, Владислав получил статус международного эксперта и это дало ему возможность выступать за границей — на конференции в Мюнхене. Для этого требовалось подтвердить квалификацию с помощью сертификата.
Онлайн-школа SF Education: не добились ощутимого эффекта
Однако сертификация курсов оказывается выгодной не для всех. Например, в SF Education прошли аттестацию, чтобы повысить чек программы mini-MBA и предоставить ученикам международный документ, который поможет им работать за рубежом. Также ожидалось, что выпускники будут приобретать дипломы дополнительно. Однако спрос на эту услугу оказался ниже ожиданий, а затраты на сертификацию пока не окупились.
![]()
«На практике оказалось, что диплом интересен ограниченному числу студентов. Мы рассчитывали на дополнительный спрос со стороны тех, кто уже закончил обучение. В итоге для нас сертификация стала скорее упаковкой, благодаря которой мы смогли поднять чеки на отдельные программы», — отметил Александр Вальцев, CEO SF Education.
Дата публикации: 14 Апрель 2025
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.