
Марианна Снигирева: Прежде чем продавать компании образовательные курсы для сотрудников, обучите HR-менеджера
— Как вы в целом сейчас оцениваете положение на рынке ДПО?
— В B2C крупные игроки уже достигли определенного потолка, расти теми же интенсивными темпами, как в прошлые годы, стало достаточно сложно. Платежеспособность населения снижается. При этом все по-прежнему хотят именно агрессивного роста и смотрят на дополнительные сегменты, где можно было бы зарабатывать. Самым очевидным в этом контексте является сегмент B2B.
Есть три причины, по которым он очень интересен онлайн-школам. Первая: его развитие не требует от онлайн-школ каких-то крупных инвестиций. Формат обучения очень похож на B2C, тематики примерно такие же, и создания принципиально нового контента не требуется. Но одним набором курсов сейчас уже не обойтись. Важно думать не только про студентов, но и про потребности и удобство основного заказчика, которым в большинстве случаев является HR. К примеру, мы в сентябре 2023 года представили дополнение своей платформы — HR-кабинет, где можно индивидуально назначать наборы курсов под разные сегменты студентов, отслеживать прогресс обучения по каждому сотруднику, собирать аналитику по всем компаниям буквально в два клика. Это инструмент для HR, а для сотрудников мы запустили Библиотеку курсов по подписке. Компания может за ежемесячную плату покупать у нас доступ к более чем 170 курсам для своих корпоративных студентов.
Вторая: это направление уже органически присутствует у всех крупных игроков, по разным направлениям обучаются люди, у которых плательщиками выступают юридические лица. У нас, например, в среднем таких учеников B2C2B 10–20% на разных курсах ДПО. Думаю, у других крупных школ примерно такое же соотношение. Конечно, нужна точечная адаптация, но опять же это не то же самое, что создавать проект с нуля.
Последняя причина — это смена тренда. Если в прошлом году компании отказывались от обучения, то есть просто вычеркивали эту статью из бюджета, а на B2C-рынке спрос сохранялся, то в этом году тренд обратный. Люди стали больше беречь деньги, а компании восстанавливают бюджеты и вкладывать их в развитие сотрудников.
— А рентабельность B2B-продаж выше?
— Могу сказать, что у нас B2B-отдел существует 5 лет, он никогда не был убыточен. Думаю, у всех лидеров edtech так же.
— По вашим оценкам, каков сегодня потенциальный объем рынка B2B в сегменте ДПО?
— Точных данных у нас нет, но мы полагаем, что объем рынка корпоративного обучения составляет около 100 млрд рублей, из которых 60% приходится на внутреннее обучение в компании. Остается около 40 млрд рублей на внешнее, что сопоставимо с рынком B2C. При этом надо понимать, что на аутсорсинг компании преимущественно отдают обучение digital-навыкам и soft skills, то есть как раз наш основной сегмент. А внутри обучают специфическим навыкам. Мы об этом можем судить по «Северстали» («Нетология» входит в «Севергрупп». — Прим. ред.), где, например, все, что связано с металлообработкой, добычей, даже финансами, развивают внутри. Но делать свой контент для обучения soft skills уже смысла никакого нет, так как его можно купить гораздо дешевле. Это подтверждает и наша аналитика по корпоративным клиентам. В 9 из 10 случаев им интересны soft skills (лидерство, управление конфликтами, тайм-менеджмент) и digital-навыки вроде обучения языкам программирования, программам Microsoft и аналитике.
— А потенциал роста рынка в B2B можете оценить?
— Тут уже сложнее оценить динамику, потому что прошлый год был не показателен. Но мы видим, что потребность в B2B как минимум не снижается, и если edtech-компании туда массово пойдут, то это станет дополнительным драйвером развития рынка. Еще в марте исследования показывали, что 78% российских компаний продолжили выделять бюджет на обучение в 2023 году. А буквально в сентябре наше собственное исследование показало, что этот показатель вырос до 85%. Кроме того, мы увидели, что корпоративное обучение актуально не только для крупного бизнеса со штатом более 500 человек, но и для маленьких компаний до 100 человек — они сейчас обучают 49% и 47% соответственно. Сегодня рынок драйвится со стороны B2C: люди учились за свой счет, хотят учиться дальше, но уже за счет компании. То есть работают внутренние амбассадоры бренда, ученики приходят в B2B через B2C. Или, например, органически, когда сами школы видят какую-то очевидную нишу. Например, мы сами для себя делали академию менеджмента. Как и во многих компаниях, у нас руководители растут снизу из специалистов, и в какой-то момент мы поняли, что им многих управленческих навыков не хватает. Мы сделали долгий курс на 10 месяцев для всех руководителей группы Talent Tech, такой аналог MBA со всеми основными блоками — финансы, управление командой, стратегия. Сначала люди не всегда учились качественно, но потом стали понимать, что им это реально помогает в работе, дает инструменты для решения задач. Даже когда курс закончился, они повторно заходили на платформу смотреть какие-то блоки. Мы в итоге адаптировали его и стали продавать его корпоративным клиентам.
— Что изменится, когда компании будут развивать этот сегмент уже целенаправленно? Какие надо будет преодолевать сдерживающие факторы?
— На B2B-рынке, в отличие от B2C, три участника процесса: HR-менеджер, сам сотрудник и его начальник. B2B в этом плане сложнее в коммуникации, чем B2C. Сегодня проблема в том, что на уровне принятия решений даже многие HR-руководители не понимают, как должно быть выстроено онлайн-обучение, зачем оно нужно и как измерять его эффективность.
Раньше все было более или менее понятно: ты пригласил тренера, он два дня отработал, сотрудники сходили, ты отметил посещаемость. А тут новая система, в которой нужно разобраться, доступы, аналитика, которую требует руководство.
Но мы видим, что ситуация меняется. События 2022 года повлияли на то, что компании и конкретно HR стали более осознанно подходить к корпоративному образованию и задавать себе правильные вопросы, прежде чем запускать процесс: чему, зачем, как обучать? Это очень важный эволюционный шаг для всего корпоративного обучения. Такой более осознанный подход повышает эффективность обучения еще на этапе его планирования. Ведь когда компания понимает, какие цели и задачи собирается закрывать обучением, она гораздо прозрачнее видит и профит от него.
Поэтому мы считаем: прежде чем компании выбирать образовательные курсы для сотрудников, обучите HR-менеджера и дайте ему все инструменты, которые облегчат работу. Тогда рынок будет подпитываться новыми знаниями, новой энергией. При этом существует такой тренд, как включение обучения в соцпакет, есть исследования, согласно которым этот пункт входит в топ-3 по важности для сотрудника. Люди хотят развиваться.
— Кто сегодня больше готов покупать обучение у онлайн-платформ, крупный бизнес или мелкий?
— Любой, у нас база примерно на несколько тысяч компаний разного размера и профиля. Мы даже проводили исследование, пытаясь понять, кто наш основной клиент, но никаких закономерностей в размере компаний не выявили. У нас очень широкая линейка, мы можем делать дорогой кастомный продукт под задачи конкретного клиента и продавать доступ в библиотеку курсов, который стоит от 1000 рублей в месяц. Поэтому клиенты приходят самые разные, с самыми разными целями.
— Есть какая-то специфика спроса со стороны бизнеса, серьезно отличающая его от спроса на B2C-рынке?
— В целом тренды те же. Есть запрос на мультиформатность, качественный контент, вовлечение — все, что позволяет снизить утомляемость, особенно если программа длинная. У корпоративных клиентов самая большая боль, что люди не учатся, об этом все HR-руководители говорят на всех конференциях. Компания платит и хочет, чтобы деньги не пропали. А учиться всем тяжело, хотя у корпоративных учеников COR (Completion Rate, доходимость до конца курса. — Прим. ред.) выше: если для B2C этот показатель на уровне 50% считается высоким, то для B2B — низким. У корпоративного сегмента выше требования к качеству, но и мотивация тоже.
Мы заметили тенденции в выборе формата корпоративного обучения, которые связаны с крупностью бизнеса. Так, компании до 250 сотрудников чаще выбирают наставничество в качестве инструмента. Но более крупные бизнесы переходят либо на курсы собственной разработки, либо на платформы внешних провайдеров. Мы связываем это с тем, что чем крупнее компания, тем большее количество людей ей требуется обучить, и система наставничества уже не может покрывать такие объемы. А в мелком бизнесе люди остаются ближе друг к другу в плане корпоративной культуры и более охотно передают свои знания коллегам.
Также бизнес ждет помощи в формировании целей, иначе он не сможет оценить эффективность обучения. Это и в B2C присутствует, мы не случайно начинаем с того, что учим студентов целеполаганию. Иногда в процессе обсуждения проекта с компанией может выясниться, что обучение ей вообще не нужно или нужно что-то другое.
— Какие-то подобные кейсы можете привести?
— Люблю приводить в пример одного из наших заказчиков — крупного российского застройщика. Компания обратилась к нам, когда запланировала переход на ведение отчетности в Power BI. Мы предложили на первом этапе сконцентрироваться на анализе — провести комплексную оценку навыков, распределить сотрудников по уровням владения инструментом, выявить наиболее опытных, которые в последующем могли бы помочь наладить процесс.
Результаты оценки оказались гораздо лучше, чем рассчитывал наш партнер. Во-первых, фактический уровень знаний оказался гораздо выше предполагаемого — ни у одного из сотрудников не было выявлено нулевого уровня знания Power BI. Во-вторых, комплексный анализ позволил определить темы, которые стоит исключить из курса, и те, на которые стоит сделать больший акцент. В-третьих, изначально планировалось привлечь к анализу и обучению не более 40 человек, чтобы хотя бы 7 дошли до конца. В итоге в оценке участвовало 108 сотрудников, из которых топ-менеджмент выбрал 45 человек для обучения, а до финального модуля обучения дошло в 3 раза больше участников, чем ожидалось. Причем 14 сотрудников повысили грейд до уровня senior.
— Как изменится «Нетология» в будущем в связи с расширением B2B-направления? Какое у вас видение?
— Наш план — довести долю B2B продаж до 40%. Мы смотрим на примеры зарубежных компаний, которые начинали с B2C, потом осваивали рынок B2B (Pluralsight, бразильская Alura). Паттерн понятен, будем работать.
Дата публикации: 16 Октябрь 2023

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.