Smart Ranking


Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»

В феврале 2021 года свет увидела первая версия сайта «Образавр», на котором бесплатно доступны курсы, тесты и тренажеры по школьным предметам для учеников разных классов. С тех пор проект успешно привлекает внимание школьников, родителей и учителей, пополняется новыми уроками и не просит за это ни копейки. Как некоммерческая образовательная организация может жить и выживать на российском рынке, рассказывает основатель и главный программист «Образавра» 18-летний Марат Мавлиев. 

— Как зародился проект?

— Два года назад, когда я учился в 10-м классе, мне пришла идея «Образавра». Я иногда пропускал школу, и чтобы самостоятельно нагнать материал, искал уроки в интернете. Найти качественный контент было сложно: на бесплатных сайтах много рекламы, а платные сайты я даже не рассматривал.

Изначально цель была — создать платформу, где в одном месте были бы собраны бесплатные качественные текстовые уроки, тесты, какие-то другие инструменты для обучения. На зарубежном рынке такое есть, а на российском — нет.

Я начал с разработки сайта, основные функции сделал за несколько месяцев. Затем с командой авторов стали потихоньку делать уроки, разрабатывать структуру, смотреть, какие уроки читаются, а какие нет. И этот процесс еще продолжается, поэтому на «Образавре» пока не так много курсов и не так много авторов работают. Мы не гонимся за количеством уроков, а стараемся довести шаблон, все процессы и методики до высокого уровня.


Марат Мавлиев, основатель «Образавра»

— Сколько человек работают над «Образавром» и как вы распределяете ответственность?

— Над сайтом работают девять авторов уроков. Большинство из них с педагогическим образованием и опытом копирайтинга. Копирайтеры без преподавательского опыта не понимают специфику урока, а педагоги без писательского опыта напишут текст, который будет или тяжеловат для чтения, или плохо оптимизирован под поисковые системы, из-за чего материал никто не найдет. Поэтому мы ищем смесь копирайтера и педагога — это оправданно.

Еще в команде есть иллюстратор и корректор. А я их работодатель (оформлен как ИП), главный (и единственный) разработчик, а также занимаюсь продвижением платформы в соцсетях.

— По меньшей мере 13 человек работают над сайтом без монетизации. Как такое возможно?

— Правда, «Образавр» — проект некоммерческий, прибыль не приносит. Поэтому мы с моим товарищем создали другой проект — веб-студию «Сайтозавр», которая на заказ разрабатывает сайты и UX/UI-дизайн для них (среди клиентов «Завод Бетон», телеканал «Нефтекамск24», застройщик «Фаворит»). Мы с самого начала хотели продолжить развивать «Образавр» на доход от создания сайтов. И названия мы специально сделали похожими: разработчик и дизайнер у проектов один — они связаны. Также с финансированием «Образавра» мне помогают родители.

— Во сколько обходится работа команды?

— Стоимость разработки курса зависит от предмета: какие-то, как географию, проводят в школах раз в неделю, а какие-то, как математику, чуть ли не каждый день. Соответственно, и программы отличаются по объему. Самый дорогой курс у нас по физике, потому что нужно много картинок и в целом много разных тем.

В месяц же на работу команды уходит около 100 тысяч. И этого хватает, потому что большинство у нас работают не на полной ставке, да и на рекламу мы сейчас не тратимся.

— А есть ли планы монетизировать проект?

— Планируются платные подписки, но они никак не ограничат бесплатный доступ к образовательным материалам. Подписка будет больше способом поддержать коллектив и, может быть, даст какую-то VIP-функцию, которая не жизненно необходима в обучении. А весь материал останется бесплатным для всех. 

— В чем особенность контента «Образавра»?

— У нас есть тексты, тесты, тренажеры, флеш-карточки. Тесты проверяют освоение конкретной темы после урока. А в тренажерах очень большое количество вопросов — с помощью них ученики отрабатывают отдельные навыки, например устный счет или грамотность письма.

Отличие наших материалов от традиционных конспектов в том, что ученику по мере чтения сразу предлагается проверочное задание. То есть, как только человек прочитал несколько абзацев, появляется вопрос. Пока ученик на него не ответит — не сможет продолжить. Таким образом, пользователь не упускает важных моментов и сразу прорабатывает пройденный материал.

— На сайте указано, что уроки соответствуют ФГОС.

— Да, наши авторы готовят задания в соответствии с методичками, учебниками. Плюс у нас есть опытный педагог, который повторно просматривает весь материал.

— А еще на сайте сказано, что учебный процесс напоминает игру, а ученики зарабатывают игровую валюту. Расскажите подробнее.

— За прохождение уроков, тренажеров — любых занятий на сайте — ученики зарабатывают внутреннюю валюту и очки опыта, благодаря которым можно развивать своего персонажа в личном кабинете. При регистрации у пользователя есть виртуальное яйцо, из которого вылупляется и постепенно, по ходу прохождения программы, растет динозавр. Есть несколько видов валюты: за одну можно купить нового персонажа, за другую — поменять одежду, внешний вид — всё как в видеоиграх.

Есть сапфиры — они добываются при прохождении уроков, то есть когда ученик получает новые знания. Есть очки опыта — они зарабатываются при любых активностях и показывают не уровень знания, а уровень старания, активности: сколько ученик занимается. Еще есть «обракоины», они даются за любую активность, и за них можно кастомизировать своего динозавра.

Такая задумка была изначально. Я же сам школьником был и попытался посмотрел на все глазами ученика, например, 7-го класса. Мне показалось, что было бы интересно: ты решаешь примеры, а у тебя что-то копится, растет твой персонаж. Формируется психологическая привязанность, появляется желание развивать свой аккаунт и проходить уроки дальше. Такое часто встречается и в мобильных играх, и в образовательных платформах. Например, у Duolingo очень хорошо реализована работа с персонажем: те же мемы, как сова напоминает ученикам об уроках, завирусились в соцсетях. И у Duolingo есть исследование, рассказывающее, что расстроенный от пропущенных уроков персонаж вызывает у пользователей чувство стыда и подталкивает продолжить учебу.

— На «Образавре» представлен широкий перечень курсов, но рассчитаны они на разный возраст. Например, биология и история представлены с 5-го по 6-й класс, физика — с 7-го по 9-й, а русский язык — за 5-й класс, а потом сразу к ЕГЭ. Чем продиктован такой разброс?

— У нас план — охватить всю школьную программу. Сейчас на сайте действительной большой разброс по годам, потому что мы начинаем с того момента, как предмет появляется в школьной программе (обществознание с 6-го класса, алгебра, геометрия и физика — с 7-го). Курсы для следующих возрастных ступеней пока в разработке.

По русскому языку еще есть подготовка к ЕГЭ с тренажерами. Эти тренажеры появились спонтанно, в творческом порыве, когда я сам готовился к экзамену. Я увидел, что структура ЕГЭ подходит под наш формат тренажера — где бы быстро сменялись задания и ученик должен был быстро отвечать. В планах сделать похожие тренажеры и по другим предметам.

— В описании сайта указано, что в месяц вас посещают 250 тысяч учеников, родителей и учителей. Это число сейчас актуально?

— Да, и аудитория у нас постоянно растет. Для «Образавра» 2022 год был успешным. Учителя нас рекомендуют, количество посетителей выросло в несколько раз — нас было 1,15 млн уникальных посетителей. Конечно, на каникулах трафик ожидаемо просел, но после новогодних праздников снова вырос.

— Вы говорили, что занимались продвижением проекта в соцсетях и что сейчас не тратитесь на рекламу.

— Да, на первых порах были небольшие вложения в контекстную рекламу в поисковике «Яндекса», в социальных сетях. Но бюджет был слишком мал, да и на том этапе работы смысла в рекламе особо не было, а сейчас уже стоит задуматься.

Как вариант продвижения — в будущем планируем сотрудничать с образовательными организациями. Сейчас думаем отправить в несколько университетов заявку на экспертизу.

— Какие точки роста вы видите у проекта? Чего ждать от «Образавра» в 2023 году?

— Мы близко подобрались к пониманию того, каким должен быть текстовый контент. Недавно у нас вышло обновление для учителей и родителей: учитель может создавать свои классы, добавлять учеников, давать им задания; родители могут с одного аккаунта добавить всех своих детей. Также учителя и родители могут отслеживать статистику, а ученики в классах — соревноваться между собой на платформе. И конечно, будем интенсивно создавать новые курсы, в том числе для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

 Константин Петров

Дата публикации: 10 Февраль 2023


Аналитика и интервью
Skillbox и «Яндекс Практикум» лидируют по показателю NPS
Skillbox и «Яндекс Практикум» лидируют по показателю NPS

Индекс лояльности и удовлетворенности пользователей среди ведущих онлайн-школ России в среднем равен 57 пунктам из 100, по оценке международной исследовательской компании Ipsos. Первое место разделили Skillbox и «Яндекс Практикум», на втором месте — Skillfactory, а на третьем — «Нетология» и Skypro.

Новости26 Февраль 2024
Траты те же, а клиентов больше: кейсы контекстной рекламы для edtech
Траты те же, а клиентов больше: кейсы контекстной рекламы для edtech

В 2023 году расходы на контекстную рекламу среди игроков edtech возросли на 35% по сравнению с 2022 годом, следует из данных Smart Ranking. Этот маркетинговый инструмент точно попадает в целевую аудиторию, гибко настраивается и позволяет быстро проверять гипотезы. Генеральный директор агентства контекстной и таргетированной рекламы «Имтен» Илья Ларшин рассказал про два рекламных кейса: маркетологам удалось увеличить количество лидов edtech-компаний, не наращивая бюджет на маркетинг.

Интервью20 Февраль 2024
Американский edtech замедлился

Smart Ranking проанализировал данные о выручке крупнейших американских публичных edtech-компаний, выпускающих отчетность в конце 2023 года (у кого финансовый год до сентября).

Аналитика15 Февраль 2024

Инвестиции упали на 80%: как финансировали edtech в 2023 году

2023 год оказался неудачным для привлечения инвестиций: на мировом и российском edtech-рынке объемы инвестиций снизились до рекордных значений. По сравнению с 2022 годом падение составило около 80%, по подсчетам Smart Ranking. Мы узнали у экспертов, как изменилось поведение инвесторов, какие ниши нужно занять в 2024 году, чтобы привлечь финансирование, и как сделать так, чтобы ваш проект заметили.

Аналитика07 Февраль 2024

IT-профессии еще на плаву. Edtech-рынок вырос в 2023 году на 32%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам IV квартала и всего 2023 года. В отличие от предыдущих лет, в этом году IV квартал не дал компаниям существенного прироста выручки, показав самый низкий показатель роста 10%. По итогам года рост рынка составил 32%. В Smart Ranking ожидают, что в 2024 году он будет ниже на 10–15 п. п.

Аналитика01 Февраль 2024

Топ-10 онлайн-школ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ обучили более 470 тысяч школьников в 2023 году

Направление онлайн-подготовки к выпускным экзаменам растет: в 2023 году школы из топ-10 по числу выпускников обучили более 470 тысяч человек — на 68% больше, чем годом ранее, согласно исследованию Smart Ranking. Суммарно крупнейшие игроки заработали 10,2 млрд рублей (+37% к 2022 году). Сегмент драйвит высокая заинтересованность в подготовке к ОГЭ, гибкие системы оплаты обучения и использование технологий ИИ.

Аналитика31 Январь 2024

Десять edtech-мероприятий в России и в мире в 2024 году

Мы собрали 10 конференций и edtech-выставок, которые стоит посетить в 2024 году. Участие в этих мероприятиях поможет завести полезные знакомства, заявить о своем продукте и подготовиться к экспансии на зарубежные рынки. В подборку вошли события, которые пройдут в России, Великобритании, Испании, США, Нидерландах, Малайзии и Германии.

Новости23 Январь 2024

Три прогноза на 2024 год от участников edtech-рынка

Игроки edtech-рынка рассказали, чего они ждут от 2024 года: они уверены, что рынок будет и дальше наращивать объемы и создавать новые объединения. Кроме того, изменятся форматы продвижения, так как таргетинг и инфлюэнс-маркетинг перестают приносить желаемые результаты.

Аналитика12 Январь 2024

Из edtech в тайский девелопмент: Максим Спиридонов о своем бизнес-пути и перспективах рынка онлайн-образования

Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии» и «Фоксфорда», на Edtechs Awards объяснил, как запустить стартап, рассказал про истоки edtech-рынка и спрогнозировал освоение новых форматов. Мы собрали самые важные тезисы его выступления.

Интервью09 Январь 2024

Ultimate Education: «Мы должны знать больше, чем знает рынок»

Холдинг Ultimate Education стал победителем Edtechs Awards 2023 как самая быстрорастущая edtech-компания в сегменте ДПО, запустив 56 новых продуктов и показав рост выручки почти на 70%. О том, как управлять компанией, объединяющей шесть школ, сохраняя их самостоятельность, о новых сделках и своих планах войти в топ-3 рынка ДПО Smart Ranking рассказали генеральный директор Ultimate Education Павел Мосейкин и управляющий директор холдинга Никита Подлипский.

Интервью30 Декабрь 2023

Все статьи ->
Skillbox и «Яндекс Практикум» лидируют по показателю NPS
Skillbox и «Яндекс Практикум» лидируют по показателю NPS

Индекс лояльности и удовлетворенности пользователей среди ведущих онлайн-школ России в среднем равен 57 пунктам из 100, по оценке международной исследовательской компании Ipsos. Первое место разделили Skillbox и «Яндекс Практикум», на втором месте — Skillfactory, а на третьем — «Нетология» и Skypro.

Новости26 Февраль 2024
Траты те же, а клиентов больше: кейсы контекстной рекламы для edtech
Траты те же, а клиентов больше: кейсы контекстной рекламы для edtech

В 2023 году расходы на контекстную рекламу среди игроков edtech возросли на 35% по сравнению с 2022 годом, следует из данных Smart Ranking. Этот маркетинговый инструмент точно попадает в целевую аудиторию, гибко настраивается и позволяет быстро проверять гипотезы. Генеральный директор агентства контекстной и таргетированной рекламы «Имтен» Илья Ларшин рассказал про два рекламных кейса: маркетологам удалось увеличить количество лидов edtech-компаний, не наращивая бюджет на маркетинг.

Интервью20 Февраль 2024
Американский edtech замедлился
Американский edtech замедлился

Smart Ranking проанализировал данные о выручке крупнейших американских публичных edtech-компаний, выпускающих отчетность в конце 2023 года (у кого финансовый год до сентября).

Аналитика15 Февраль 2024
Инвестиции упали на 80%: как финансировали edtech в 2023 году
Инвестиции упали на 80%: как финансировали edtech в 2023 году

2023 год оказался неудачным для привлечения инвестиций: на мировом и российском edtech-рынке объемы инвестиций снизились до рекордных значений. По сравнению с 2022 годом падение составило около 80%, по подсчетам Smart Ranking. Мы узнали у экспертов, как изменилось поведение инвесторов, какие ниши нужно занять в 2024 году, чтобы привлечь финансирование, и как сделать так, чтобы ваш проект заметили.

Аналитика07 Февраль 2024
IT-профессии еще на плаву. Edtech-рынок вырос в 2023 году на 32%
IT-профессии еще на плаву. Edtech-рынок вырос в 2023 году на 32%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам IV квартала и всего 2023 года. В отличие от предыдущих лет, в этом году IV квартал не дал компаниям существенного прироста выручки, показав самый низкий показатель роста 10%. По итогам года рост рынка составил 32%. В Smart Ranking ожидают, что в 2024 году он будет ниже на 10–15 п. п.

Аналитика01 Февраль 2024
Топ-10 онлайн-школ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ обучили более 470 тысяч школьников в 2023 году
Топ-10 онлайн-школ по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ обучили более 470 тысяч школьников в 2023 году

Направление онлайн-подготовки к выпускным экзаменам растет: в 2023 году школы из топ-10 по числу выпускников обучили более 470 тысяч человек — на 68% больше, чем годом ранее, согласно исследованию Smart Ranking. Суммарно крупнейшие игроки заработали 10,2 млрд рублей (+37% к 2022 году). Сегмент драйвит высокая заинтересованность в подготовке к ОГЭ, гибкие системы оплаты обучения и использование технологий ИИ.

Аналитика31 Январь 2024
Десять edtech-мероприятий в России и в мире в 2024 году
Десять edtech-мероприятий в России и в мире в 2024 году

Мы собрали 10 конференций и edtech-выставок, которые стоит посетить в 2024 году. Участие в этих мероприятиях поможет завести полезные знакомства, заявить о своем продукте и подготовиться к экспансии на зарубежные рынки. В подборку вошли события, которые пройдут в России, Великобритании, Испании, США, Нидерландах, Малайзии и Германии.

Новости23 Январь 2024
Три прогноза на 2024 год от участников edtech-рынка
Три прогноза на 2024 год от участников edtech-рынка

Игроки edtech-рынка рассказали, чего они ждут от 2024 года: они уверены, что рынок будет и дальше наращивать объемы и создавать новые объединения. Кроме того, изменятся форматы продвижения, так как таргетинг и инфлюэнс-маркетинг перестают приносить желаемые результаты.

Аналитика12 Январь 2024
Из edtech в тайский девелопмент: Максим Спиридонов о своем бизнес-пути и перспективах рынка онлайн-образования
Из edtech в тайский девелопмент: Максим Спиридонов о своем бизнес-пути и перспективах рынка онлайн-образования

Максим Спиридонов, сооснователь «Нетологии» и «Фоксфорда», на Edtechs Awards объяснил, как запустить стартап, рассказал про истоки edtech-рынка и спрогнозировал освоение новых форматов. Мы собрали самые важные тезисы его выступления.

Интервью09 Январь 2024
Ultimate Education: «Мы должны знать больше, чем знает рынок»
Ultimate Education: «Мы должны знать больше, чем знает рынок»

Холдинг Ultimate Education стал победителем Edtechs Awards 2023 как самая быстрорастущая edtech-компания в сегменте ДПО, запустив 56 новых продуктов и показав рост выручки почти на 70%. О том, как управлять компанией, объединяющей шесть школ, сохраняя их самостоятельность, о новых сделках и своих планах войти в топ-3 рынка ДПО Smart Ranking рассказали генеральный директор Ultimate Education Павел Мосейкин и управляющий директор холдинга Никита Подлипский.

Интервью30 Декабрь 2023
Партнеры проекта