
Возможна ли некоммерческая онлайн-школа: опыт «Образавра»
В феврале 2021 года свет увидела первая версия сайта «Образавр», на котором бесплатно доступны курсы, тесты и тренажеры по школьным предметам для учеников разных классов. С тех пор проект успешно привлекает внимание школьников, родителей и учителей, пополняется новыми уроками и не просит за это ни копейки. Как некоммерческая образовательная организация может жить и выживать на российском рынке, рассказывает основатель и главный программист «Образавра» 18-летний Марат Мавлиев.
— Как зародился проект?
— Два года назад, когда я учился в 10-м классе, мне пришла идея «Образавра». Я иногда пропускал школу, и чтобы самостоятельно нагнать материал, искал уроки в интернете. Найти качественный контент было сложно: на бесплатных сайтах много рекламы, а платные сайты я даже не рассматривал.
Изначально цель была — создать платформу, где в одном месте были бы собраны бесплатные качественные текстовые уроки, тесты, какие-то другие инструменты для обучения. На зарубежном рынке такое есть, а на российском — нет.
Я начал с разработки сайта, основные функции сделал за несколько месяцев. Затем с командой авторов стали потихоньку делать уроки, разрабатывать структуру, смотреть, какие уроки читаются, а какие нет. И этот процесс еще продолжается, поэтому на «Образавре» пока не так много курсов и не так много авторов работают. Мы не гонимся за количеством уроков, а стараемся довести шаблон, все процессы и методики до высокого уровня.
Марат Мавлиев, основатель «Образавра»
— Сколько человек работают над «Образавром» и как вы распределяете ответственность?
— Над сайтом работают девять авторов уроков. Большинство из них с педагогическим образованием и опытом копирайтинга. Копирайтеры без преподавательского опыта не понимают специфику урока, а педагоги без писательского опыта напишут текст, который будет или тяжеловат для чтения, или плохо оптимизирован под поисковые системы, из-за чего материал никто не найдет. Поэтому мы ищем смесь копирайтера и педагога — это оправданно.
Еще в команде есть иллюстратор и корректор. А я их работодатель (оформлен как ИП), главный (и единственный) разработчик, а также занимаюсь продвижением платформы в соцсетях.
— По меньшей мере 13 человек работают над сайтом без монетизации. Как такое возможно?
— Правда, «Образавр» — проект некоммерческий, прибыль не приносит. Поэтому мы с моим товарищем создали другой проект — веб-студию «Сайтозавр», которая на заказ разрабатывает сайты и UX/UI-дизайн для них (среди клиентов «Завод Бетон», телеканал «Нефтекамск24», застройщик «Фаворит»). Мы с самого начала хотели продолжить развивать «Образавр» на доход от создания сайтов. И названия мы специально сделали похожими: разработчик и дизайнер у проектов один — они связаны. Также с финансированием «Образавра» мне помогают родители.
— Во сколько обходится работа команды?
— Стоимость разработки курса зависит от предмета: какие-то, как географию, проводят в школах раз в неделю, а какие-то, как математику, чуть ли не каждый день. Соответственно, и программы отличаются по объему. Самый дорогой курс у нас по физике, потому что нужно много картинок и в целом много разных тем.
В месяц же на работу команды уходит около 100 тысяч. И этого хватает, потому что большинство у нас работают не на полной ставке, да и на рекламу мы сейчас не тратимся.
— А есть ли планы монетизировать проект?
— Планируются платные подписки, но они никак не ограничат бесплатный доступ к образовательным материалам. Подписка будет больше способом поддержать коллектив и, может быть, даст какую-то VIP-функцию, которая не жизненно необходима в обучении. А весь материал останется бесплатным для всех.
— В чем особенность контента «Образавра»?
— У нас есть тексты, тесты, тренажеры, флеш-карточки. Тесты проверяют освоение конкретной темы после урока. А в тренажерах очень большое количество вопросов — с помощью них ученики отрабатывают отдельные навыки, например устный счет или грамотность письма.
Отличие наших материалов от традиционных конспектов в том, что ученику по мере чтения сразу предлагается проверочное задание. То есть, как только человек прочитал несколько абзацев, появляется вопрос. Пока ученик на него не ответит — не сможет продолжить. Таким образом, пользователь не упускает важных моментов и сразу прорабатывает пройденный материал.
— На сайте указано, что уроки соответствуют ФГОС.
— Да, наши авторы готовят задания в соответствии с методичками, учебниками. Плюс у нас есть опытный педагог, который повторно просматривает весь материал.
— А еще на сайте сказано, что учебный процесс напоминает игру, а ученики зарабатывают игровую валюту. Расскажите подробнее.
— За прохождение уроков, тренажеров — любых занятий на сайте — ученики зарабатывают внутреннюю валюту и очки опыта, благодаря которым можно развивать своего персонажа в личном кабинете. При регистрации у пользователя есть виртуальное яйцо, из которого вылупляется и постепенно, по ходу прохождения программы, растет динозавр. Есть несколько видов валюты: за одну можно купить нового персонажа, за другую — поменять одежду, внешний вид — всё как в видеоиграх.
Есть сапфиры — они добываются при прохождении уроков, то есть когда ученик получает новые знания. Есть очки опыта — они зарабатываются при любых активностях и показывают не уровень знания, а уровень старания, активности: сколько ученик занимается. Еще есть «обракоины», они даются за любую активность, и за них можно кастомизировать своего динозавра.
Такая задумка была изначально. Я же сам школьником был и попытался посмотрел на все глазами ученика, например, 7-го класса. Мне показалось, что было бы интересно: ты решаешь примеры, а у тебя что-то копится, растет твой персонаж. Формируется психологическая привязанность, появляется желание развивать свой аккаунт и проходить уроки дальше. Такое часто встречается и в мобильных играх, и в образовательных платформах. Например, у Duolingo очень хорошо реализована работа с персонажем: те же мемы, как сова напоминает ученикам об уроках, завирусились в соцсетях. И у Duolingo есть исследование, рассказывающее, что расстроенный от пропущенных уроков персонаж вызывает у пользователей чувство стыда и подталкивает продолжить учебу.
— На «Образавре» представлен широкий перечень курсов, но рассчитаны они на разный возраст. Например, биология и история представлены с 5-го по 6-й класс, физика — с 7-го по 9-й, а русский язык — за 5-й класс, а потом сразу к ЕГЭ. Чем продиктован такой разброс?
— У нас план — охватить всю школьную программу. Сейчас на сайте действительной большой разброс по годам, потому что мы начинаем с того момента, как предмет появляется в школьной программе (обществознание с 6-го класса, алгебра, геометрия и физика — с 7-го). Курсы для следующих возрастных ступеней пока в разработке.
По русскому языку еще есть подготовка к ЕГЭ с тренажерами. Эти тренажеры появились спонтанно, в творческом порыве, когда я сам готовился к экзамену. Я увидел, что структура ЕГЭ подходит под наш формат тренажера — где бы быстро сменялись задания и ученик должен был быстро отвечать. В планах сделать похожие тренажеры и по другим предметам.
— В описании сайта указано, что в месяц вас посещают 250 тысяч учеников, родителей и учителей. Это число сейчас актуально?
— Да, и аудитория у нас постоянно растет. Для «Образавра» 2022 год был успешным. Учителя нас рекомендуют, количество посетителей выросло в несколько раз — нас было 1,15 млн уникальных посетителей. Конечно, на каникулах трафик ожидаемо просел, но после новогодних праздников снова вырос.
— Вы говорили, что занимались продвижением проекта в соцсетях и что сейчас не тратитесь на рекламу.
— Да, на первых порах были небольшие вложения в контекстную рекламу в поисковике «Яндекса», в социальных сетях. Но бюджет был слишком мал, да и на том этапе работы смысла в рекламе особо не было, а сейчас уже стоит задуматься.
Как вариант продвижения — в будущем планируем сотрудничать с образовательными организациями. Сейчас думаем отправить в несколько университетов заявку на экспертизу.
— Какие точки роста вы видите у проекта? Чего ждать от «Образавра» в 2023 году?
— Мы близко подобрались к пониманию того, каким должен быть текстовый контент. Недавно у нас вышло обновление для учителей и родителей: учитель может создавать свои классы, добавлять учеников, давать им задания; родители могут с одного аккаунта добавить всех своих детей. Также учителя и родители могут отслеживать статистику, а ученики в классах — соревноваться между собой на платформе. И конечно, будем интенсивно создавать новые курсы, в том числе для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Константин Петров
Дата публикации: 10 Февраль 2023

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.
Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.
За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.
За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.
Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.
Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.
Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.
Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.
Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.

Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.

За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.

За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.

Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.

Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.

Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.

Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.

Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.