
Community-based-модель. Сообщества улучшают бизнес-показатели игроков edtech
Edtech-компании замечают новый тренд на развитие сообществ: у аудитории онлайн-школ растет потребность в причастности к бренду. Поэтому игроки рынка начали больше вкладываться в работу с собственными комьюнити. Благодаря сообществам компании продвигают продукты, улучшают имидж и создают условия для трудоустройства выпускников.
Рост спроса
Edtech-компании используют комьюнити как бизнес-инструмент: с его помощью поддерживают лояльность бренду и продвигают услуги среди учеников и выпускников онлайн-школы.
Участники рынка отмечают, что важность комьюнити для клиентов растет.
![]()
«Значимая тенденция, которую мы наблюдаем, — это интерес к сообществу. Ожидания клиентов теперь — это тесный контакт с брендом, возможность влиять на продукт, эмоциональная и ценностная связь», — считает Яна Линник, Brand Team Lead SETTERS EDUCATION.
Такого же мнения придерживаются в Ultimate Education: по словам Павла Мосейкина, CEO образовательного холдинга, сейчас людям недостаточно просто продукта — аудитории важно соотносить себя с ценностями бренда.
Как организованы комьюнити
В основном комьюнити существуют в телеграм-чатах или Discord. Некоторые онлайн-школы также используют для общения со студентами и выпускниками свои LMS-платформы и встраивают в них мессенджеры и интерактивные тесты.
Управляют работой сообщества комьюнити-менеджеры: они организуют мероприятия и занимаются вовлечением студентов. В «Нетологии», например, восемь комьюнити-менеджеров, каждый из которых управляет двумя-тремя сообществами. Всего в сообществах «Нетологии» состоит больше 18 тысяч человек. В Ultimate Education работу комьюнити организуют руководители сообщества: они управляют аудиторией больше миллиона человек, по оценке холдинга.
Чем занимаются сообщества
Сообщества проводят мероприятия в разных форматах: например, организуют митапы, мастермайнды, неформальные встречи, лекции, воркшопы, геймджемы. Среди участников комьюнити растет запрос на офлайн-встречи: компании связывают это с тем, что во время онлайн-обучения студенты успевают соскучиться по живому общению. Также спрос на живой формат увеличился из-за пандемии.
Благодаря участию в сообществах выпускники курсов находят работу и запускают собственные проекты. Например, в «Нетологии» одна из участниц сообщества создала digital-агентство и наняла специалистами участников из комьюнити. В SETTERS EDUCATION рассказали, что некоторые выпускники благодаря сообществу смогли пересобрать команду или сменить карьерный трек.
Комьюнити как бизнес-инструмент
Сообщества влияют на бизнес-показатели компании. Они укрепляют имидж и развивают бренд. Поэтому организация комьюнити эффективно работает как для крупных школ, так и для нишевых проектов.
Сообщества создают дополнительный канал рекламы: продвигать продукт можно через чаты сообществ. Также члены комьюнити лояльны бренду и готовы рекомендовать его друзьям. Комьюнити как маркетинговый инструмент устойчиво к перестраиванию стратегии продвижения. Например, в Ultimate Education рассказали, что благодаря community-based-модели в прошлом году выручка холдинга и органический трафик продолжили расти несмотря на блокировку ряда маркетинговых каналов.
Комьюнити помогают улучшать продукт: edtech-компании обращаются к аудитории сообщества, когда проводят исследования и тестируют новые курсы. Обратная связь становится источником инсайтов.
Резюмируем
В edtech-компаниях замечают, что спрос на комьюнити растет: студентам и выпускникам важно чувствовать свою причастность к бренду и разделять его ценности. Сообщества приносят пользу как клиентам, так и бизнесу: участники получают возможность общаться и заниматься нетворкингом, а компании находят в комьюнити источник обратной связи и маркетинговый инструмент.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 15 Декабрь 2023

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.