Community-based-модель. Сообщества улучшают бизнес-показатели игроков edtech
Edtech-компании замечают новый тренд на развитие сообществ: у аудитории онлайн-школ растет потребность в причастности к бренду. Поэтому игроки рынка начали больше вкладываться в работу с собственными комьюнити. Благодаря сообществам компании продвигают продукты, улучшают имидж и создают условия для трудоустройства выпускников.
Рост спроса
Edtech-компании используют комьюнити как бизнес-инструмент: с его помощью поддерживают лояльность бренду и продвигают услуги среди учеников и выпускников онлайн-школы.
Участники рынка отмечают, что важность комьюнити для клиентов растет.
![]()
«Значимая тенденция, которую мы наблюдаем, — это интерес к сообществу. Ожидания клиентов теперь — это тесный контакт с брендом, возможность влиять на продукт, эмоциональная и ценностная связь», — считает Яна Линник, Brand Team Lead SETTERS EDUCATION.
Такого же мнения придерживаются в Ultimate Education: по словам Павла Мосейкина, CEO образовательного холдинга, сейчас людям недостаточно просто продукта — аудитории важно соотносить себя с ценностями бренда.
Как организованы комьюнити
В основном комьюнити существуют в телеграм-чатах или Discord. Некоторые онлайн-школы также используют для общения со студентами и выпускниками свои LMS-платформы и встраивают в них мессенджеры и интерактивные тесты.
Управляют работой сообщества комьюнити-менеджеры: они организуют мероприятия и занимаются вовлечением студентов. В «Нетологии», например, восемь комьюнити-менеджеров, каждый из которых управляет двумя-тремя сообществами. Всего в сообществах «Нетологии» состоит больше 18 тысяч человек. В Ultimate Education работу комьюнити организуют руководители сообщества: они управляют аудиторией больше миллиона человек, по оценке холдинга.
Чем занимаются сообщества
Сообщества проводят мероприятия в разных форматах: например, организуют митапы, мастермайнды, неформальные встречи, лекции, воркшопы, геймджемы. Среди участников комьюнити растет запрос на офлайн-встречи: компании связывают это с тем, что во время онлайн-обучения студенты успевают соскучиться по живому общению. Также спрос на живой формат увеличился из-за пандемии.
Благодаря участию в сообществах выпускники курсов находят работу и запускают собственные проекты. Например, в «Нетологии» одна из участниц сообщества создала digital-агентство и наняла специалистами участников из комьюнити. В SETTERS EDUCATION рассказали, что некоторые выпускники благодаря сообществу смогли пересобрать команду или сменить карьерный трек.
Комьюнити как бизнес-инструмент
Сообщества влияют на бизнес-показатели компании. Они укрепляют имидж и развивают бренд. Поэтому организация комьюнити эффективно работает как для крупных школ, так и для нишевых проектов.
Сообщества создают дополнительный канал рекламы: продвигать продукт можно через чаты сообществ. Также члены комьюнити лояльны бренду и готовы рекомендовать его друзьям. Комьюнити как маркетинговый инструмент устойчиво к перестраиванию стратегии продвижения. Например, в Ultimate Education рассказали, что благодаря community-based-модели в прошлом году выручка холдинга и органический трафик продолжили расти несмотря на блокировку ряда маркетинговых каналов.
Комьюнити помогают улучшать продукт: edtech-компании обращаются к аудитории сообщества, когда проводят исследования и тестируют новые курсы. Обратная связь становится источником инсайтов.
Резюмируем
В edtech-компаниях замечают, что спрос на комьюнити растет: студентам и выпускникам важно чувствовать свою причастность к бренду и разделять его ценности. Сообщества приносят пользу как клиентам, так и бизнесу: участники получают возможность общаться и заниматься нетворкингом, а компании находят в комьюнити источник обратной связи и маркетинговый инструмент.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 15 Декабрь 2023
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.