Smart Ranking


И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

И хочется, и колется: как edtech осваивает сегмент среднего профобразования

Edtech-компании в 2023 году заработали в сегменте СПО (среднего профессионального образования) на 70% больше, чем за 2022 год. Их суммарная выручка составила более 3 млрд рублей, как показало исследование Smart Ranking. Несмотря на перспективность направления, заходить в сегмент пока готовы не все — участников рынка отпугивают госстандарты и сложные бизнес-модели. На закрытой встрече Smart Ranking игроки edtech обсудили возможности онлайн-школ на рынке СПО. 

 

Дети хотят зарабатывать

Популярность СПО растет: по данным Минпросвещения, больше 60% учащихся после 9-го класса выбирают учиться в колледже. Интерес к среднему профессиональному образованию объясняется тем, что подростки боятся не сдать ЕГЭ и хотят быстрее найти работу. Это подтверждает исследование, которое провела «Нетология». Компания опросила три тысячи человек, включая студентов колледжей и преподавательский состав, и выяснила, что школьники идут в колледж по следующим причинам: 

  • низкий социально-экономический статус семьи;

  • ранний срок выхода на рынок труда;

  • отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ;

  • привлекательность учебных программ из-за бума цифровых профессий; 

  • недостаток информации о поступлении в вузы;

  • возможность поступить в университет без сдачи ЕГЭ.

Отток учеников после девятого класса подтверждают и edtech-компании, ориентированные на домашнее обучение. Например, в «ИнтернетУроке» заметили, что девятиклассники уже не так активно возвращаются в десятый класс и вместо этого поступают в колледжи. По оценкам Андрея Сизова, девятый класс в Домашней школе «Фоксфорда» закончат около 3,5 тысяч человек в 2024 году. Более 1,5 тысяч из них решат получать СПО, а не доучиваться в школе (при условии, что статистика «Фоксфорда» не будет отличаться от тенденций по всей России).

 

В государственных интересах

Кроме изменения предпочтений девятиклассников, сегмент драйвит государство: оно активно вкладывается в проекты СПО. Например, на федеральный проект «Профессионалитет» планируется потратить около 30 млрд бюджетных средств за два года. Заинтересованность в развитии сегмента связана с дефицитом рабочих рук — он составил около 5 млн человек в 2023 году, по данным института экономики РАН. 

Кроме федеральных проектов Минпросвещения разработало «Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года»: по ней планируется обновить содержание учебных программ, повысить финансовую устойчивость колледжей, обеспечить им целевую поддержку, а также улучшить квалификацию преподавателей.

 

Пока дорого 

Edtech-компании единогласно называют СПО главным драйвером рынка на ближайшие десять лет. Однако освоить нишу пока решаются немногие. Основная проблема — разработать бизнес-модель. «Сейчас мы находимся на этапе оценки объема инвестиций для запуска СПО. С одной стороны, нужны инвестиции для создания контента, с другой — для платформенного технологического решения. Также нужно учитывать регулятивные ограничения. Мы пока все еще оцениваем рынок СПО и подбираем для себя интересную бизнес-модель», — рассказала Анастасия Ильина, руководитель направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory.

В ГК WINbd сообщили о похожей проблеме. «Мы тоже просчитали бизнес-модель, учли все риски и пока оставили только офлайн-колледж, который открываем совместно с партнерами», — рассказала Александра Бюллер, директор по маркетингу и продажам ГК WINbd


Такая ситуация закономерна для молодого рынка.

«[Выход на рынок СПО] — не про быструю выручку, к сожалению, а про инвестиции в этот сегмент. Поэтому совершенно нормально сначала создать этот рынок самостоятельно, развивать его и уже только после получить продажи», — считает Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».  


Полный онлайн

Не все участники рынка верят в то, что edtech может научить в онлайн-формате чему-то, кроме цифровых профессий. Это связано со спецификой отработки навыков по специальностям СПО. «Студентам нужно отработать навыки профессиональной деятельности. Воспитатель детского сада, например, может отработать навык только на реальной группе детей. Если вы пойдете в поликлинику, то захотите, чтобы медсестра попала вам в вену, а не мимо», — отметила Валерия Безуевская, проректор по развитию Сургутского государственного университета.

Также барьером для организации полностью дистанционного обучения становятся  образовательные стандарты, по которым студенты колледжей обязаны изучать физику, химию, биологию.

«Первые два курса у студентов должны проходить лабораторные занятия, например по физике и химии. Как их делать оптимально по финансовым затратам и результативно с требуемым качеством для студента в онлайн, пока не понятно», — отметила Александра Бюллер. Возможным выходом становятся программы с колледжами-партнерами.

 

Тем не менее, участники рынка видят перспективы не только в диджитал-специальностях. Михаил Мягков, СЕО и основатель MAXIMUM Education, предположил, что кроме IT, дизайна и маркетинга можно преподавать юридические, экономические и педагогические специальности.

«У нас уже есть партнерские программы по обучению педагогов младших классов: мы создаем модули для онлайн-обучения, технологии для преподавателей. На следующем этапе можно заниматься направлениями, которые требуют больше практики, но обучать им в гибридном формате или с колледжами партнерами», — дополнил Михаил Мягков.

​​

Пока в профессиональном сообществе продолжаются дискуссии о возможности перевести СПО полностью в дистанционный формат, лидер рынка Skillbox первым запустил лицензированный Цифровой колледж, обучение в котором построено в онлайн-формате. В 2024 году пройдет первый набор студентов на пять программ обучения цифровым профессиям: графический дизайн и программирование. По словам Виктории Хохряковой, руководителя продуктовой команды Цифрового колледжа, онлайн открывает возможности для студентов даже в самых отдаленных уголках страны и позволяет образовательным учреждениям привлекать квалифицированных преподавателей-практиков также без оглядки на их местоположение. Так, онлайн-обучение делает уникальные знания и навыки доступными для больших масс людей.

 

Кто раскачает рынок

Участники рынка ожидают, что сегмент СПО смогут развить компании, изначально ориентированные на детей: у них уже сформировалась лояльная аудитория школьников и родителей. Свои программы с колледжами-партнерами есть у MAXIMUM Education. Андрей Сизов сообщил, что «Фоксфорд» собирается начать сотрудничество с колледжами в ближайшем будущем: компания планирует интегрировать свои курсы по общеобразовательным дисциплинам в их программы.

 

На стыке

Edtech-компании не только открывают свои колледжи или запускают партнерские программы СПО, но и создают другие продукты, связанные с сегментом. Например, «Профилум» предлагает колледжам карьерные консультации для выпускников. MAXIMUM Education проводит «Навигатор поступления: колледжи» — ивент с выставкой московских колледжей. «Нетология» устраивала бесплатный вебинар для преподавателей сферы СПО. 

 

Итого

Edtech-игроки видят перспективы в СПО: его драйвит как спрос среди школьников, так и федеральные бюджеты. Тем не менее, компании не спешат выходить на рынок: им сложно рассчитать прибыльную бизнес-модель. Дополнительными барьерами становятся образовательные госстандарты и несочетаемость некоторых специальностей с онлайн-форматом. Несмотря на это, многие участники рынка исследуют свои возможности в сегменте.

Дата публикации: 19 Апрель 2024


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.