
Как edtech внедряет геймификацию: пять кейсов онлайн-школ
Востребованность игровых методик в edtech растет. По прогнозам Mordor Intelligence, рынок геймификации будет прирастать на 26% ежегодно. Smart Ranking изучил edtech-кейсы на российском рынке и выбрал пять решений, которые меняют подход к обучению.
«Вовлекай» от «Лабмедиа»: обучение через квест
Студия «Лабмедиа» разработала «Вовлекай» — платформу для создания обучающих игр. С ее помощью можно сформировать квест для онбординга новых сотрудников. Задача пользователей — подняться на вершину рейтинга и покорить все башни игры. Сначала они изучают теоретическую базу программы, а потом проверяют знания в интеллектуальных поединках с ботами и коллегами. Сражения симулируют трудные рабочие ситуации, которые ученик должен решить. У таких боев есть свой шаблон вопросов и ответов, все они являются частью общего сюжета, а каждая победа приносит квестовое достижение, поднимает ранг пользователя и помогает ему с осадой башен.
При этом создание такой игры не требует много времени. Компании INOXPOINT, которая воспользовалась сервисом, с учетом продумывания сценария квеста, на это понадобилось два дня.
Результат
В результате использования платформы «Вовлекай» уровень eNPS (индекс лояльности сотрудников) INOXPOINT вырос с 28 до 64 в 2024 году, а пользователи стали посещать обучающий сервис до 34 раз в месяц, вместо трех, как было раньше.
«Умскул» и «умкоины»: поощрения и персонификация обучения
Платформа «Умскул» повысила вовлеченность учеников благодаря системе очков, уровней, наград и внутриигровой валюте. Теперь за выполнение заданий и посещение занятий обучающиеся получают «умкоины», ключи и медали, которые отвечают за свой аспект взаимодействия с пользователем. Медали меняют интерфейс, «умкоины» можно тратить на брендированную продукцию и промокоды, а ключи — на участие в розыгрыше призов.Предусмотрены также награды четырех уровней — они зависят от качества работы ученика и влияют на его рейтинг.
Кроме того, в механику геймификации «Умскул» добавили индивидуальные задания. Система учитывает, насколько успешно ученик проходит программу, и предлагает упражнения для укрепления знаний и повторения трудного материала. Если пользователь их не выполняет, его рейтинг понижается.
Результат
Новые игровые механики уже дают положительный результат. Количество выполненных в срок заданий и завершений курсов увеличилось на 10–15%, сообщили в компании.
Skysmart: в VR-пространстве построили музей для обучения
Онлайн-школа Skysmart создала полностью геймифицированный образовательный проект — VR-музей. Это интерактивное приложение, созданное на платформе Unreal Engine 5. Оно позволяет посетить картинную галерею в режиме виртуальной реальности. При этом с объектами экспозиции можно взаимодействовать: в каждую картину музея можно «войти». Это перемещает человека в созданную на ее основе локацию, где пользователь может «брать» виртуальные объекты и детально их изучать. Вместо сухих данных «посетители» музея получают возможность «прожить» происходящее на изображении.
Музей поддерживает использование как ПК, так и VR-очков, может работать в онлайн- и офлайн- формате, что повышает его доступность. Проект рассчитан на студентов и школьников, занимающихся историей искусств, а также всех людей, интересующихся культурой.
Результат
В Skysmart отметили, что использование VR-музея в образовательных целях привело к повышению вовлеченности студентов в образовательный процесс. В компании утверждают, что на рынке отсутствуют аналоги, предлагающие глубокое и интерактивное погружение в искусство через VR.
Educational Reality «Сколково»: «умные» игры-симуляции
Еще один проект, связанный с VR, — игровое пространство Educational Reality от Школы управления «Сколково». С помощью ИИ-технологий разработчики составили сценарии игр-симуляций на основе бизнес-кейсов, чтобы сотрудники компаний могли получать реальный опыт без риска для работодателей.
Один из кейсов — командная игра «Симулятор трансформации университета». Она воссоздает все процессы управления вузом. Игроки могут влиять на каждый из них, включая интернациональность, брендинг, образовательную систему и остальное. Цель игры — разработать стратегию, которая приведет к наиболее высоким показателям университета.
Результат
В проекте более десяти игр, протестированных на 900+ участниках, а CSI (показатель удовлетворенности клиентов) формата оценивается на 9,8 из 10. В планах школы — адаптация игр под интересы компаний, отрасли и увеличение «портфеля» симуляций.
Rocket Tech School: обучающие курсы с сюжетной линией
Международная онлайн-школа программирования Rocket Tech School превратила образовательные курсы в игру. Целевая аудитория компании — это дети 5–17 лет. Основываясь на том, что в этом возрасте игровые методики лучше влияют на когнитивные способности и повышают интерес к учебе, RTS разработали сюжетные лайны для курсов каждой возрастной категории, использовали нарратив приключений для детей до 12 лет и карьерный — для детей 12+.
Каждый курс — полноценная обучающая игра с персонажами бренда и наградами. Младшие ученики собирают космический механизм, чтобы отправить инопланетян в другие галактики, а старшие представляют, что оказываются на месте стажеров компаний. На платформе дети получают первую «зарплату» — Rocket coins. Монеты дают за выполнение заданий и взаимодействие в сообществе RTS, их можно потратить на участие в ивентах бренда или обменять на деньги при прохождении 40 уроков.
Результат
В школе отметили, что геймификация положительно влияет на CSI школы: на ноябрь 2024 года индекс составил 9,45 из 10, а количество участников RTS Community превысило 2150 человек.
Анна Александрова
Дата публикации: 17 Январь 2025

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.