Неизбежное взросление: каковы перспективы edtech-компаний на рынке СПО
Рост популярности СПО отмечают представители и сегмента ДПО, и сегмента детского образования. Тренд на более раннее освоение профессии и улучшение имиджа колледжей и техникумов приводит к тому, что количество студентов СПО в России приближается к показателям высшего образования. За 2023 год рост этого направления составил у edtech-компаний порядка 70% в выручке. Однако многие отмечают, что работать с аудиторией 15–17-летних учеников в онлайне очень сложно.
По данным Минобразования, за последние 5 лет количество студентов СПО выросло примерно на 18,5%, приблизившись к количеству студентов вузов (3,5 млн и 4,1 млн человек соответственно).
При этом количество студентов, обучающихся в системе СПО на платной основе, росло еще более динамично. За последние 5 лет количество платников выросло почти в полтора раза, сегодня их доля в общем объеме составляет почти 35%. То есть за свои деньги учится примерно каждый третий студент колледжа
Динамика платного образования в СПО
|
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Доля студентов СПО, обучающихся на платной основе, % |
28,15 |
30,06 |
32,58 |
33,78 |
34,70 |
Динамика платного образования в СПО отдельных регионах доля платных студентов превышает 50%, и это не только Москва, но и южные регионы, где меньше крупных городов, а соответственно, и вузов.
Регионы — лидеры по количеству платных студентов СПО
|
Количество студентов, тыс. человек |
Доля от общего по стране, % |
Количество обучающихся платно, тыс. человек |
Доля платных студентов, % |
Количество частных колледжей |
||
|
1 |
Москва |
217,5 |
6,5 |
126,2 |
58 |
45 |
|
2 |
Краснодарский край |
149,6 |
4,2 |
72,2 |
48,2 |
44 |
|
3 |
Дагестан |
78,8 |
2,22 |
46,1 |
58,5 |
34 |
|
4 |
Московская область |
123,4 |
3,48 |
41,5 |
33,6 |
38 |
|
5 |
Свердловская область |
123,8 |
3,49 |
38,2 |
30,8 |
22 |
|
6 |
Ставропольский край |
72,5 |
2,04 |
36 |
50,02 |
45 |
|
7 |
Башкортостан |
110,8 |
3,12 |
34,1 |
30,7 |
12 |
|
8 |
Санкт-Петербург |
118,4 |
3,34 |
34 |
28,7 |
9 |
|
9 |
Татарстан |
92 |
2,59 |
34 |
36,9 |
28 |
|
10 |
Ростовская область |
111,1 |
3,13 |
32,7 |
29,4 |
9 |
Источник: Минобразования
Edtech-компании в СПО
В 2023 году компании из edtech-рейтинга заработали на СПО более 3 млрд рублей, годовой рост составил около 70%. При этом на 2024 год у многих амбициозные планы.
«В этом году мы прогнозируем кратный рост за счет региональной экспансии, — говорит Кристина Граль, директор по развитию бизнеса IThub Group. — Что касается ситуации на edtech-рынке в России, то очевидно, что сегмент СПО является стратегическим для развития в этом году».
Среди edtech-компаний, уже активно присутствующих на рынке СПО, основных игроков четыре. Самые популярные профессии связаны с информационными технологиями и дизайном, «Синергия» обучает также предпринимательству и юриспруденции.
В этом году число игроков должно примерно удвоиться, так как начнут набор новые компании. В частности, лидер рынка ДПО Skillbox запустил Цифровой колледж Skillbox в декабре 2023 года. Как рассказали в компании, первый набор студентов пройдет летом 2024 года, а к учебе студенты приступят с сентября. Планируемый набор — от 1000 студентов, на старте будет запущено два основных направления: «Программирование» и «Графический дизайн».
«Спрос на СПО в целом растет уже несколько лет, особенно на IT-специальности, — рассказывает Сергей Попков, cооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox. — Раньше восприятие среднего профессионального образования было скорее негативным — как непопулярный образовательный трек. Сейчас же старшеклассники пересматривают необходимость получения высшего образования. Мы видим, что количество школьников, которые не хотят доучиваться до 11-го класса, далее идти в вуз и только потом на рынок труда, растет. Согласно внутреннему исследованию Skillbox, 60% школьников желают как можно раньше начать профессиональную деятельность, 30% — избежать академической траектории в школе. Среди выпускников 11-х классов и людей, уже имеющих образование, основная мотивация для поступления в колледж — смена специальности на более перспективную».
При этом edtech-компании отмечают, что онлайн-обучение в ссузах пока недостаточно развито.
«Буквально десятки организаций способны реализовывать полноценный учебный процесс в онлайне, и единицы из них способны это делать на том уровне качества и сервиса, который принят сейчас в edtech, — продолжает Сергей Попков. — Большая часть колледжей — это государственные бюджетные организации, в которых внедрение новых технологий идет медленно. Долгое время система СПО в нашей стране была в упадке, и тогда точно было не до экспериментов с онлайном. Но надо признать, что в стране есть хорошие примеры динамично развивающихся колледжей, на опыт которых мы смотрим с большим интересом, но их возможностей объективно не хватает для удовлетворения спроса».
Другие будущие потенциально сильные игроки — Singularity Hub от основателей Skyeng и IT-колледж Maxitet от Maximum Education.
«Мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно СПО, а не продолжение обучения в школе, — говорит Михаил Мягков, основатель и CEO MAXIMUM Education. — Мы видели, что можем создать в данной области качественный образовательный продукт».
Skyeng пока свой проект в СПО не комментирует. Обучение там проходит за счет грантов и в партнерстве с компаниями-работодателями.
О планах по развитию программ СПО рассказали также в «ИнтернетУроке».
«Нашей общеобразовательной школе в этом году 10 лет, и мы видим крепнущий интерес со стороны девятиклассников и их родителей к профессиональному образованию, — говорит Ольга Перлина, директор по маркетингу компании «ИнтернетУрок». — Наши ученики интересуются, планируем ли мы открыть колледж в ближайшем будущем. Сейчас для нас вопрос не в том, расширять ли продуктовый ряд в направлении СПО, а в том, на каких специальностях сосредоточиться. В новом направлении вы видим профессиональный вызов и в том, чтобы обеспечить качество образования для студентов на том же высоком уровне, что мы задали для наших школьников. Параллельно, с учетом накопленного опыта в онлайн-образовании, рассматриваем пути поддержки студентов (например, функцию персональных наставников) и развития soft skills».
Трудные дети
Однако в отличие от дополнительного взрослого или детского образования СПО подчиняется строгим государственным регламентам (например, аккредитацию колледж получает только после первого выпуска, то есть спустя 3–4 года после запуска). Еще одна особенность — сложный возраст обучающихся, которых труднее контролировать в онлайне. Первым игрокам было в какой-то степени легче, так как они имели некую предысторию бизнеса (у «Синергии» были ссузы в активах, основатель IThub-колледжа работал в системе государственных колледжей), а новые стараются запускать новые проекты в партнерстве с уже существующими организациями.
«Edtech активно входит в коллаборации с колледжами и вузами, — говорит Кристина Граль. — Но прогнозировать, насколько эта модель будет успешной, сложно, так как из собственного опыта мы знаем, что фокус в среднем профессиональном образовании — не на hard skills, а на soft skills, что отмечают наши индустриальные партнеры. А соответственно, в онлайн-формате это делать сложнее».
Однако есть пример «Хекслета», который сосредоточен на онлайне, так как его бизнес-модель изначально предполагает максимальную автоматизацию.
Еще одна сложность — более ограниченный выбор профессий, подходящих для обучения в онлайне, чем в системе высшего образования.
«Важно понимать, что обучение в колледже всегда подразумевает освоение прикладных профессий, поэтому для таких программ критически важна практика, — отмечает Сергей Попков. — Именно поэтому цифровизация подходит далеко не всем специальностям (например, не подходит таким, как химические или сварочные технологии, поварское или сестринское дело). Поэтому проблемы и темп внедрения новых технологий в сегменте СПО сильно отличаются от того же высшего образования».
Тем не менее можно ожидать, что компании с этими сложностями справятся и с учетом текущих темпов рынок резко вырастет уже на рубеже 2024–2025 годов.
Дата публикации: 04 Апрель 2024
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.