
Производители образовательного ПО ожидают роста
По данным рейтинга EDtechs.ru, топ разработчиков образовательных платформ показал во II квартале рост на 16% относительно прошлого года и незначительное падение на 4,15% относительно I квартала текущего года. Компании ожидают осенью всплеск спроса, связанного с ростом интереса к отечественному ПО.
Из топ-100 рейтинга крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России 16 относятся к платформам и разработчикам ПО. По итогам II квартала 2022 года их суммарная выручка составила 1,9 млрд рублей, что на 16,1% больше, чем в 2021 году (выше, чем средний рост всех edtech-компаний, который составил 10,7%).
Падение относительно I квартала 2022 года также оказалось ниже, чем у edtech-рынка в целом, — 4,15% против 12,7%.
Лидером рынка остается iSpring, компания Юрия Усова из Йошкар-Олы, показавшая во II квартале по сравнению с I падение выручки примерно на 20%. Стоит также отметить, что у этого поставщика ПО была значительная часть зарубежных продаж, включая рынок США.
Впервые на второе место попала компания «Мобильное электронное образование», показавшая рост за квартал 588%. Это объясняется тем, что на II квартал пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).
А вот GetCourse из-за сокращения аудитории онлайн-школ, работающих на его платформе, показал падение примерно на 20% и сместился на третье место.
Крупнейшие компании сегмента «Платформы и разработчики ПО»
№ |
Компания |
Выручка, млн рублей |
Динамика за год (Y2Y), % |
|
II кв. 2021 |
II кв. 2022 |
|||
1 |
iSpring |
453,01 |
466,5 |
2,98 |
2 |
«Мобильное электронное образование» |
28,46 |
342,64 |
1103,94 |
3 |
GetCourse |
500 |
320 |
-36,00 |
4 |
Webinar Group |
208 |
235 |
12,98 |
5 |
«Дневник.ру» |
120 |
130 |
8,33 |
6 |
Websoft |
113,2 |
120,71 |
6,63 |
7 |
«Эквио» |
44,2 |
87,18 |
97,24 |
8 |
Mirapolis |
45 |
63 |
40,00 |
9 |
Teachbase |
28 |
60 |
114,29 |
10 |
«Лабмедиа» |
18,18 |
32,81 |
80,47 |
11 |
ProctorEdu |
25 |
15,64 |
-37,44 |
12 |
CORE |
17 |
15* |
-11,76 |
13 |
«Антитренинги» |
11,23 |
12,05 |
7,30 |
14 |
Unicraft |
10 |
12* |
20,00 |
15 |
ФРОО |
28 |
10,62 |
-62,07 |
16 |
Examus |
15* |
10* |
-33,33 |
ИТОГО |
1664,28 |
1933,15 |
*-оценка Smart Ranking. Источник: EDtechs.ru
Дно пройдено
В целом участники рынка оценивают такие результаты как «прохождение дна».
![]() |
«Мы все еще наблюдаем сниженную активность аудитории — все будто замерли, — говорит Сергей Михайлов, CEO и совладелец GetCourse. — Но постепенно она возвращается. Кажется, дно пройдено, и с осени должен пойти рост». |
Результаты этой активности в качестве восстановления выручки B2B-сектор edtech ожидает увидеть осенью. По словам Валерия Леонтьева, директора компании «Лабмедиа», крупные корпоративные заказчики обращают внимание на отечественное ПО, хотя резкого скачка в замене иностранного ПО на отечественное и не произошло. Он рассчитывает, что к осени ситуация на рынке станет более ясной, компании адаптируются к новой реальности.
«К нам пришли компании, которые ищут варианты импортозамещения HCM-платформы (ПО по управлению кадрами, обучению и пр. — Прим. ред.) в связи с уходом некоторых поставщиков с российского рынка, — подтверждает Алексей Корольков, генеральный директор Websoft. — В этом квартале мы отметили тщательно проработанные запросы, которые к нам приходят, это очень позитивный тренд».
В то же время участники рейтинга говорят о том, что работать стало сложнее из-за изменений правил игры.
«Ключевая проблема — планирование, — говорит Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Стало невозможно опираться на исторические данные. Рынок меняется на лету, и нам нужно моментально под него подстраиваться. Все старые механизмы пришлось пересмотреть. В то же время любой кризис — это время возможностей. Сейчас мы стабильно придерживаемся правила постоянного планирования, пересмотра целей и ресурсов в короткой (еженедельной и ежемесячной) перспективе».
Госфинансы
Многие компании отмечают возросшую роль государства. «Однозначно государство будет играть все большую роль как драйвер роста и как заказчик», — уверен Валерий Леонтьев.
По данным опроса Smart Ranking, около 25% разработчиков участвовали в проектах с госфинансированием, включая гранты от Фонда содействия инновациям, и скорее положительно оценили этот опыт, хотя и отмечают традиционно высокую степень формализации взаимодействия.
«Есть, конечно, формальности: нужно заполнять ряд бумаг, которые с точки зрения бизнеса, на мой взгляд, не имеют смысла, — делится Антон Ельницкий, основатель платформы «Антитренинги» (выиграла грант Фонда содействия инновациям 4 млн рублей на развитие искусственного интеллекта для модерации чата на вебинары). — Но понятно, для чего это нужно государству, — для отчетности перед налогоплательщиками, что деньги не были потрачены зря. При этом чувствуется заинтересованность со стороны государства в выдаче гранта, чтобы все произошло без проблем. Наверное, таким и должен быть грант».
Скорее плюс, чем минус
Все участники рынка верят, что рынок стабилизируется. «Возможности для роста остаются, рынок будет очень медленно расти или не падать», — полагает Александр Воронин, коммерческий директор Zenclass.
![]()
Эксперты сравнивают нынешние потери с отбрасыванием рынка на год назад, соответственно, с этой точки должен возобновиться рост.
«Мы наблюдаем, что общее количество онлайн-школ, зарегистрированных на платформе, упало на 20%, — признает Антон Ельницкий. — Но при этом регистрируется много новых начинающих экспертов, открывающих онлайн-школы. В условиях изменений в экономике многие видят выходом для себя, источником дохода запуск онлайн-школы. Поэтому мой прогноз такой: количество онлайн-школ будет продолжать расти, их будет больше, но их размер будет меньше»
Поставщики ПО для компаний основные надежды связывают с восстановлением деловой активности осенью. По словам Алексея Вагина, несмотря на кризис, крупные компании готовы тратить деньги на автоматизацию обучения. «Ведь любая автоматизация процессов уже в краткосрочной перспективе экономит деньги, — поясняет он. — Для компании в несколько сотен или тысяч сотрудников гораздо дешевле внедрить LMS, чем раздувать штат тренеров и тратить время сотрудников на очное обучение. Я ожидаю, что падение как минимум остановится».
Дата публикации: 03 Октябрь 2022

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.
Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».
Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.
Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.
Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.
В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.