Smart Ranking


«Так дальше продолжать нельзя». Василий Алексеев, СЕО Like Центра о ситуации Аяза Шабутдинова

«Так дальше продолжать нельзя». Василий Алексеев, СЕО Like Центра о ситуации Аяза Шабутдинова

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. 

Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

 

Про обвинение Аязу Шабутдинову

 

Аяз стойко переживает эту ситуацию, так как верит в дело, которому посвятил значительную часть своей жизни, — в развитие предпринимателей. И он точно верит в справедливость следствия.

 

Мы уверены, что это был не более чем гражданский спор: у каждой компании возникают вопросы к качеству оказанных услуг. Поэтому обвинение в крупном мошенничестве нас удивило. Из восьми человек, которые подали заявления, с тремя никогда не было никаких дискуссий и споров, в двух случаях суды признали нашу правоту, с тремя процессы шли.

 

19 ноября мы выиграли одно дело, 21 ноября — еще одно, 22 ноября — выиграли третий суд. Если мы не правы, мы готовы за это отвечать, но это гражданско-правовые отношения, а не уголовные.

 

Как ситуация отражается на компании

 

Сегодня мы перестроили часть продуктов. Аяз участвовал в оказании определенных услуг, но из 25 тысяч человек, которые сейчас обучаются, большая часть не взаимодействовала напрямую с ним. Наша команда, предприниматели, участники курсов очень понимающе отреагировали: многие предложили свою поддержку и помощь.

 

Также мы стали чаще общаться с сотрудниками. Часть процессов изменилась, мы договорились о том, что каждый в декабре представит новые ключевые показатели эффективности в ответ на текущие вызовы. При этом с частью команды мы решили расстаться. 

 

Что происходит с продажами

 

В октябре наш объем продаж составил около 800 млн рублей, поэтому по итогам года мы рассчитываем прийти к 6 млрд. После этого роста сейчас мы очевидно зафиксируем падение продаж. Это связано с нашим шоком, фокус внимания переведен сейчас в первую очередь на действующих клиентов. 

 

Мы ищем решения, которые позволят нам выйти на целевые показатели: сейчас они ниже и составляют 50–60% от среднего по году.

 

Как реагируют инвесторы и рынок

 

У инвесторов, конечно, были вопросы, но они нас очень поддерживают. В первый же день представитель Сергея Солонина [инвестор, совладелец компании] пришел к команде и сказал: «Ребята, вы можете рассчитывать на нас». Мы презентовали планы акционерам, и они поддержали их реализацию.

 

Почти каждый edtech-лидер написал ходатайство или предложил другие форматы поддержки.

 

Обостренную реакцию желтой прессы могу объяснить тем, что долгий период мы не занимались существенной работой над своим имиджем. Мы должны были чаще и четче объяснять, чем мы занимаемся.


 

Что представляет собой обучение в Like Центре

 

Наш основной продукт — курс «Университет бизнеса». В нем учатся около 20 тысяч человек по 140 траекториям в разных бизнес-нишах. Это годовая или двухлетняя программа, интенсивность которой каждый настраивает под себя. Каждые полтора месяца студент курса принимает решение о том, на какую траекторию он хочет переключиться и в каком формате учиться. Он может идти по программе с поддержкой тренера в интенсивном формате или самостоятельно. Каждая траектория подразумевает под собой определенный контент, достаточно интенсивный, который мы внедряем.

Второй по популярности продукт — это программа МСА («Миллион с Аязом»): по итогам этого года она займет примерно 30–35% от общего объема продаж. На этой программе обучается около 2,5 тысячи человек. 

 

У нас есть и академические траектории, где большое внимание уделяется экономике. Мы скоро подключим бота, который будет находить образовательный контент по индивидуальным запросам. 

 

На кого ориентировано обучение в Like Центре

 

Наша аудитория — это люди, которые хотят открыть свой первый бизнес, и те, кто уже пробовал запустить свое дело. Наша задача — помочь им начать устойчиво зарабатывать в рамках выбранной ниши. Начинающих предпринимателей мы в первую очередь обучаем выбору ниши, маркетингу и продажам.

 

У более опытной аудитории, которая приходит с запросом развить уже существующий бизнес, мы анализируем юниты, которые они могут масштабировать.

 

Мы сейчас разделены на 12 больших ниш, и внутри них уже идут траектории. То есть условно есть ниша маркетплейсов, а внутри них десятки траекторий: есть Wildberries, «Wildberries. Одежда» и т. д. Каждые полтора месяца запускается новый поток. Торговля на маркетплейсах — самая востребованная траектория у наших клиентов.

 

Как устроен образовательный процесс

 

Сразу после оплаты с учеником связывается тьютор, который узнает потребности, компетенции, цели участника и подбирает ему подходящую траекторию. У нас работает более 300 тьюторов.

 

Учеба делится на спринты, когда мы понимаем, что человек может уже сейчас быстро начать достигать результата при определенном уровне подготовки. Но если у человека низкий уровень подготовки, то есть он никогда предпринимательством не занимался, то они сначала проходят подготовительный модуль. Таких студентов у нас 70%.

 

Далее мы стремимся идентифировать нишу, в которой этот человек сможет достичь наибольших высот. Здесь много самостоятельной работы, но у участников всегда есть преподаватель, который делится опытом.

 

После предварительного модуля начинается основной. Он бывает онлайн или офлайн — например, в наших региональных коворкингах или на площадке в Москве в течение пяти дней. Студенты-предприниматели во время основного модуля должны заработать на бизнесе первые деньги. С более опытными участниками мы ищем и тестируем модели масштабирования для их бизнеса.

 

Про работу с ожиданиями

 

Недавно мы проанализировали, что у нас 22% студентов, которые считают, что обучение не принесло ожидаемой пользы после прохождения 50% курса, — мы имеем еще половину обучения, чтобы это исправить.

 

Если у студента в какой-то момент что-то не получается и опускаются руки, у нас есть команда психологов (почти 100 человек). Если у учеников очень мало опыта или компетенций, то мы просто увеличиваем объем подготовительных курсов для них.

 

Еще одна важная наша задача — возвращать людей из пассивного обучения в активное. У нас около 60% студентов одновременно со всем потоком проходят курс, а вот как раз 40% идут самостоятельно. Влиять на достижение результата мы можем больше у тех, кто идет в шаг со всем курсом и активно выполняет задания.


 

Про гарантию результатов

 

Мы действительно даем гарантию по достижению результата. Мы начали делать это примерно в I–II квартале этого года. Для наших студентов более важно, чтобы они достигли целей, а не имели возможность получить возврат. Это ставит нас в позицию, в которой мы несем ответственность за то, чтобы найти вместе с участником решения для его бизнеса.

Кстати, мало кто спрашивает, сколько мы делаем возвратов. Если сравнить наш объем возвратов по причине «не подходит», то он будет одним из самых больших на рынке, так как мы лояльно относимся к ученикам.

 

В некоторых случаях мы идем наперекор оферте и выплачиваем деньги больше, чем положено по оферте, или вообще выплачиваем, просто смотря на конкретную жизненную ситуацию, в которой находится человек. 

И стоит посмотреть на соотношение. Восемь человек (которые сейчас подали иски) — много ли это относительно 50 тысяч выпускников? Юридические агентства угрожают, что могут набрать 100 или 200 таких человек. Но даже это очень мало относительно 25 тысяч, которые у нас сейчас учатся. Ключевой заявитель — Наталья Калистратова — полгода проходила обучение и везде говорила, как ей все нравится. В итоге она проиграла в суде.

Я понимаю, это наша ответственность, что мы не обеспечили каждого результатом. Я понимаю, что появятся какие-то рамки, критерии к рынку образования в целом. Я считаю, что это нормально, это адекватно. Но все-таки сначала должны появляться рамки, а потом наказание за них, а не наоборот.

 

О совместных инвестициях с Like Центром

 

Изначально наш центр появился как корпоративный университет группы компаний «Лайк». Тогда у группы было большое количество различных управляющих компаний с разветвленной сетью партнеров или собственной сетью. Образование было важно для того, чтобы развивать партнеров и франчайзинг на местах.

 

В 2019 году сооснователь группы Qiwi Сергей Солонин купил часть «Лайка». Вместе с ним мы выработали модель инвестиций в разные компании, не только в наших выпускников. Спустя некоторое время мы продали весь этот фонд менеджменту, который управлял портфелем. Из этого фонда выросло много классных сильных компаний, которые до сих пор благодарят нас.

Сейчас инвестирование и образовательный процесс никак не соединены.

 

О роли Аяза и изменениях

 

Мы всегда считали, что основатель, который работает как лицо бренда, — это ускоритель роста компании. При этом мы понимаем, что нельзя полностью полагаться на него одного в маркетинге. Это рискованно. В этом году мы увеличили инвестиции в продвижение бренда Аяза, и ситуация, которая произошла с ним, — это как раз реализация этого риска. Наши затраты на маркетинг составляли со II квартала 10–15% от объема продаж. Сейчас эта цифра составляет примерно 5%.

 

Эта ситуация подала нам очень мощный сигнал, что компании и всему рынку нужно меняться: так дальше продолжать нельзя, нужно трансформироваться, и мы точно будем это делать.


 

Полный текст интервью смотри на YouTube

Дата публикации: 27 Ноябрь 2023


Аналитика и интервью
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025

Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Все статьи ->
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года
Ключевые события edtech-рынка во второй половине 2025 года

Собрали для вас список главных мероприятий рынка онлайн-образования во втором полугодии 2025 года. Форумы, выставки и премии — все, что поможет вам следить за трендами, перенимать лучшие практики и находить партнеров как в России, так и за рубежом.

Новости 27 Июнь 2025
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse
Тренды инфобизнеса в 2025 году — по данным GetCourse

В I квартале 2025 года онлайн-школы на платформе GetCourse заработали 41,3 млрд рублей — на 3,5% меньше, чем годом ранее. Это 22% от годового плана — 189 млрд рублей. Заметен рост повторных продаж, изменение структуры трафика и усиливающийся спрос на продукты в среднем ценовом сегменте.

Аналитика 14 Июнь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.