Edtech-рынок растет, но темпы пока замерли на 22%
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам II квартала 2024 года. Второй квартал подряд рынок демонстрирует годовую динамику на уровне +22%. Главные ожидания связаны со вторым полугодием, сегментом высшего образования и СПО, а также внедрением ИИ.
Суммарная выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний России за II квартал 2024 года составила 32 млрд рублей, что на 22,46% выше, чем за аналогичный период 2023 года, и на 3,24% ниже, чем за I квартал 2024 года. Стабилизацию динамики на более низком уровне, чем в 2023 году, объясняют сложностями с получением рассрочек, смещением спроса рынка труда с IT-специалистов на квалифицированных рабочих (которых сложнее обучать онлайн), а также негативным информационным фоном вокруг инфобиза.
Сегмент разработки, который на фоне импортозамещения показал в I квартале рост больше 70% и мог стать новым двигателем российского edtech, вернулся к более умеренным показателям, и лидером роста снова оказался сегмент детского образования.
Основные тренды
- Лидером рейтинга второй квартал подряд становится Skyeng, прежний лидер холдинг Skillbox расположился на втором месте. При этом, по оценке SmR, квартальное падение показали два крупных игрока — Skillbox и «Нетология». На рынок в последние годы все большее влияние оказывает сезонность: год назад Skyeng так же вырывался в лидеры во втором квартале, обогнав Skillbox, который стал лидером по итогам года, поскольку наиболее «хлебным» оказывается второе полугодие, и сегмент ДПО еще может отыграть свои позиции. Отдельные игроки продолжали рост и во втором квартале: так, холдинг Ultimate Education (купивший новую школу) вырос на 62% за год.
-
При этом высокие результаты показали компании, работающие в сегменте классического базового образования — ВО и СПО, который пока не выделен в отдельный сегмент. Так, выручка «Синергии» от этих двух направлений, работающих в формате онлайн, выросла на 48%, выручка колледжа IThub — на 36%.
-
Из растущих направлений участники рынка по-прежнему называют обучение нейросетям (и взрослых, и детей).
Комментарии участников рынка
Об общей ситуации на рынке: рост консолидации, стоимости трафика и влияние информационного фона
![]()
Рустам Айнетдинов, исполнительный директор ГК Skyeng
«Мы отмечаем усиление конкуренции среди средних и небольших игроков, что оказывает давление на рост рекламных ставок. И скорее всего, те, кто не успеет или не сможет подготовиться к новому учебному сезону, проиграют свои доли рынка большим игрокам. Крупные компании продолжают как развивать сам образовательный продукт, так и создавать новые ценностные предложения для учеников. Такое положение дел будет стимулировать тренд на консолидацию рынка, и количество сделок в секторе ожидаемо вырастет».
![]()
Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox
«Мы делаем большую ставку на бесплатные каналы. Так, Skillbox Media, наш медиапроект, в первом полугодии пробил 5 млн визитов в месяц, и мы продолжаем масштабировать его. Делая акцент на развитии наших фримиум-воронок, в ближайшее время мы будем концентрироваться на развитии продуктовых и методологических решений, а также на улучшении метрик трудоустройства. Мы планируем, что в этом году трудоустроенных станет больше 30 тысяч».
![]()
Егор Сорокин, управляющий директор школы IT-профессий Skillfactory
«В первом полугодии замедлился темп рост рынка образовательных продуктов. Мы связываем это с несколькими вещами. Во-первых, значительно вырос спрос на рабочие специальности. Еще несколько лет назад был заметен активный рост рынка IT-профессий — этот сектор входил в число сфер с наибольшим количеством предлагаемых вакансий. Сейчас же наблюдается резкий рост интереса аудитории к рабочим специальностям, так как в некоторых случаях им даже проще и быстрее обучиться. Из этого следует, что конкуренция за кадры сейчас высокая не только в IT-секторе, но и в других отраслях, так как дефицит кадров испытывают и другие сферы. Во-вторых, в 2022–2023 годах сильному толчку в сфере IT способствовали и государственные инициативы: поддержка IT-отрасли, гранты и льготы, различные проекты, такие как «Цифровые профессии», существенно сказались на развитии рынка. Многие люди получили возможность обучаться востребованным IT-специальностям. На данный момент деятельность проекта на паузе, однако стоит учитывать, что он был драйвером для роста как рынка IT, так и соответствующих образовательных продуктов».
![]()
Павел Мосейкин, CEO Ultimate Education
«На текущем этапе развития российского рынка edtech мы отмечаем тенденцию к качественному росту в уже занятых нишах и пересмотру рыночной парадигмы в сторону увеличения прибыли. Если ранее компании акцентировали внимание на выручке и активно вкладывали бюджеты в маркетинг для привлечения новой аудитории и популяризации онлайн-образования в целом, то сегодня игроки ориентированы на маржинальность бизнеса и работу с текущими студентами, для которых онлайн-образование уже стало неотъемлемой частью жизни. Рынок edtech, и особенно сегмент дополнительного профессионального образования (ДПО), становится более стабильным и предсказуемым в плане роста и менее подверженным эмоциональным колебаниям. С учетом общей динамики мы ожидаем, что по итогам года сегмент ДПО сохранит лидирующие позиции, а общий рост рынка edtech составит не менее 30–35% год к году. Мы в Ultimate Education планируем продолжить демонстрировать опережающие рынок темпы роста».
![]()
Артем Захаров, основатель PuzzleBrain
«Наблюдаем увеличение цикла принятия решения о покупке даже на низком чеке, в том числе у проектов, с которыми общаемся напрямую и являемся для них частичным донором трафика. Такое ощущение, что покупки становятся всё более осмысленными или влияет давление в прессе, будто инфобиз — это плохо, и прочие факторы».
О популярных направлениях: по-прежнему в топе обучение нейросетям
![]()
Дмитрий Крутов, основатель и генеральный директор Skillbox
«Основной тренд — внедрение ИИ-технологий. Компании на рынке усиливают треки обучения и ассистентами, и сервисами на базе ИИ. Мы также много внимания уделяем обучению ИИ. Наблюдаем стабильный рост спроса на программы в направлениях дизайна, маркетинга и менеджмента. Во II квартале 2024 года направление маркетинга опередило дизайн, заняв третью строчку по числу пользователей. Лидерство сохраняет “Программирование”, на втором месте идет направление “Управление”. В этом году мы открыли новое для нас направление “Здоровье”, где ожидаем высоких результатов в 2024 году. Мы также наблюдаем значительный рост спроса на нецифровые профессии. Например, специальность “Дизайнер интерьеров” показала рост по выручке на 52% год к году».
![]()
Илья Курмышев, СЕО «Яндекс Практикума»
«Главный тренд, который сложно игнорировать, — глобальный рост интереса к искусственному интеллекту. В “Яндекс Практикуме” во II квартале 2024 года мы интегрировали модуль по работе с нейросетями во все флагманские курсы. Верим, что навык работы с ИИ вскоре станет заметным преимуществом на рынке труда во многих профессиях».
![]()
Ольга Перлина, директор по маркетингу «ИнтернетУрока»
На потребительское поведение наших клиентов влияет специфика нашего бизнеса — мы работаем с детской аудиторией, и даже еще более узко — со школьниками (и их родителями). Весной, что логично, у нас максимально востребованы курсы подготовки к выпускным экзаменам и онлайн-репетиторы — продукты, заточенные именно под конец учебного года: под последний рывок перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ и подведением итогов. Кроме того, в этом учебном году мы запустили линейку продуктов дополнительного образования для детей: в частности, курсы по развитию эмоционального интеллекта и по обучению работе с нейросетями — и во II квартале видим повышенный спрос именно на них.
Об СПО и ВО
![]()
Кристина Граль, директор по стратегическому развитию IThub college«Очевиден устойчивый спрос на обучение разработке игр и другим творческим профессиям. В то же время заметно снижение органического интереса к обучению традиционным IT-специальностям».
![]()
Егор Сорокин, управляющий директор школы IT-профессий Skillfactory
«Для нас одним из основных фокусов II квартала был старт приемной кампании в онлайн-магистратуры, которая продлится до сентября включительно. В этом году мы масштабировали направление высшего образования и запустили сразу 14 программ с ведущими вузами (восемь из которых — новые)».
Дата публикации: 01 Август 2024
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.