Smart Ranking


Как изменились подходы инвесторов в российский edtech и чего ожидать от 2023 года

Как изменились подходы инвесторов в российский edtech и чего ожидать от 2023 года

Игроки и эксперты рынка рассказали, как они общаются с инвесторами после 24 февраля, есть ли у компаний шансы на выгодные экзиты и что будет с рынком инвестиций в 2023 году. 

Признаки оттока были еще в 2021-м 

Из-за экономического кризиса в российском edtech произошел серьезный отток инвестиций — за 2022 год фонды и частные инвесторы вложили в него около $27 млн, что примерно в семь раз меньше, чем в 2021 году. Тем не менее общая сумма сделок в российском edtech в 2022 году составила около $53,8 млн за счет крупной покупки: МТС полностью приобрела платформу для проведения онлайн-вебинаров Webinar за 2 млрд рублей. «В мире ситуация не лучше: в Штатах, например, она даже немного хуже: объем сделок в edtech снизился на 71% и составил $1,7 млрд», — рассказал основатель DSight Арсений Даббах. Директор направления edtech Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина подчеркивает, что дело, безусловно, не только в edtech, а во всем рынке — объем российских венчурных инвестиций за первое полугодие 2022 года приравнивается к показателям Эстонии. 

После начала СВО интересы инвесторов изменились — многие сделки сейчас заморожены. Однако эксперты подчеркивают, что падение началось еще в конце 2021 года. 

«Экономический цикл закончился. Рецессия или какие-то ее признаки начались еще тогда — публичные компании, как Facebook, стали падать. В основном замедление затронуло глобальный венчурный рынок поздних стадий — их стало меньше. В нашей стране это все накладывается еще и на геополитику», — говорит Арсений Даббах из DSight.

 

 

У малых компаний есть шанс, но лучше развиваться без инвестиций

Есть ли у стартапов и небольших компаний шансы выжить в таких условиях? Игроки рынка считают, что это вполне реально, в том числе потому, что маленькие компании более гибкие — им проще подстроиться под происходящее. Привлечь инвестиции сейчас сложно, но возможно. 

Несмотря на то что ушли многие венчурные фонды и иностранные инвесторы, в стране остались меры государственной поддержки, семейные офисы и бизнес-ангелы, у которых есть средства на инвестиции, хотя они менее активны, чем до 24 февраля. Поэтому, по мнению Арсения Даббаха и других экспертов рынка, ранняя стадия в России не пропадет — новые компании продолжат появляться. 

Однако сейчас важно уметь существовать без инвестиций. Кирилл Пшинник из «Зерокодера» отмечает: если есть возможность, лучше отказаться от сделок и строить бизнес-модель так, чтобы она могла существовать и развиваться без них.

«Для небольших проектов крайне важно быть рентабельными, иметь возможность расти „на свои“. Больше шансов будет у тех, у кого есть достаточный объем трафика и востребованный продукт при низких коммерческих расходах — по нашему опыту, не более 40-45% к выручке», — объясняет Никита Подлипский из Ultimate Education.

 

 

На что теперь смотрят инвесторы

Подход к инвестированию, по мнению экспертов и представителей компаний, изменился. 

«Сейчас больше шансов на привлечение инвестиций у компаний, чья бизнес-модель уже работает и приносит доход, чем у высокотехнологичных продуктов на стадии MVP, — говорит Виталий Алтухов, Head of RnD компании «Профилум». — Работающему бизнесу инвестиции нужны скорее на масштабирование, чем на отработку гипотез».

 

 

Никита Подлипский из Ultimate Education отмечает, что раньше инвесторы смотрели на долгосрочную перспективу и потенциал капитализации бизнеса, а сейчас больше обращают внимание на возможности роста в текущей ситуации и прибыльность компании. 

Причины привлечения инвестиций у компаний тоже изменились: «Раньше edtech-проекты привлекали инвестиции для масштабирования на новые, в первую очередь международные рынки. Сейчас они сосредоточились на трансформации текущей модели, включая масштабирование продуктовой матрицы „вглубь“, адаптацию маркетинговой стратегии, рост конверсий и борьбу за удержание клиента на локальном рынке». 

Наталья Царевская-Дякина отмечает, что раньше все смотрели на «национальных чемпионов» и компании с перспективой выхода на глобальный рынок. Однако сейчас неизвестно, куда заведут переговоры с первыми, поэтому инвесторы обращают внимание на компании с российской выручкой: «При этом важно понимать, что инвесторы, готовые вкладываться в компании с российской и иностранной выручкой, — это разные инвесторы, которые не пересекаются». 

«Тяжело говорить про капитализацию, потому что сделок практически нет» 

Во II квартале директор по инвестициям «Синергии» Сергей Четвериков рассказал, что из-за снижения темпов прироста бизнеса инвесторы уже начали переоценку стоимости компаний в меньшую сторону: «Сразу несколько фаундеров в последнем квартале выставили свои edtech-компании на продажу». 

Так, в апреле TutGood привлек инвестиции от сервиса поиска специалистов «Профи» через дочку «Тьюторион» в обмен на 10% проекта. Тогда, например, оценки стоимости всей компании от разных экспертов колебались от 100 млн до 500 млн рублей, а суммы сделки — от 20 млн до 50 млн. Уже в августе стало известно, что «Профи» купил 94% платформы. СЕО TutGood Иван Коланьков оценивает сделку как удачную, хотя признается, что до 24 февраля она могла быть более выигрышной для инвесторов и основателей компании, которые владели долями.

Иван Коланьков отмечает, что в текущей ситуации не приходится говорить о капитализации: 

«До всем известных событий среднерыночный мультипликатор оценки стартапов в edtech в России был в среднем по рынку 4х выручки. После 24 февраля стало сложно говорить о мультипликаторах: общепринятые формулы оценки бизнеса, которые были ранее, сейчас не работают. Сейчас речь идет скорее о мультипликаторах к EBITDA, так как мысли инвесторов сместились в сторону приобретения финансово устойчивых компаний».

Кирилл Пшинник из «Зерокодера» тоже подчеркивает, что сейчас сложно говорить о мультипликаторах, потому что сделок очень мало. Однако, по его наблюдениям, мультипликатор все же колеблется в пределах 1–3х к годовой выручке: «Это очень мало, поэтому небольшой бизнес, который имеет выручку 3–5 млн в год, автоматически не попадает под инвестиции, так как, чтобы развиваться и привлекать существенные деньги, ему нужно отдать половину компании, а это бессмысленно».

Компании и эксперты отмечают, что шансов на выгодный экзит сегодня практически нет. Это связано с тем, что оценки сейчас значительно ниже, а требования к проектам у инвесторов — выше. «Знаем о некоторых экзитах, которые планируются на ближайшие недели и месяцы, — видим, что оценки очень низкие. Даже по низким мультипликаторам нет сделок», — рассказывает Арсений Даббах из DSight. Он также отметил, что стратегов, нацеленных на поглощения, сейчас стало меньше.

 

Государственная поддержка достанется не всем

Чтобы выжить и развиваться, можно обращать внимание на меры господдержки: гранты, льготные кредиты и прочее. Некоторым это действительно помогает. У компании «Мобильное электронное образование» за II квартал выручка выросла на 588%, так как на этот период пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).

Эксперты считают, что если компании планируют оставаться в России, то нет ничего страшного в деньгах от государства. Однако если проект планирует выход на международный рынок, могут возникнуть сложности, потому что некоторые фонды находятся под санкциями. 

Однако госфинансирование поможет далеко не всем — его получает небольшое количество компаний. Среди опрошенных Smart Ranking во II квартале в сегменте детского образования таких проектов всего 20%, а в ДПО — 30%. Как утверждает Кирилл Пшинник, CEO «Зерокодера», госфонды не очень активны, а также скорость совершения сделки большая по сравнению с частными фондами. 

Ждать улучшений пока не стоит

Опрошенные эксперты и компании не считают, что в ближайшее время не стоит ожидать существенных улучшений. Наталья Царевская-Дякина указала на три причины падения объемов венчурных инвестиций: 

  1. Венчурные сделки — долгий процесс, а срок прогнозирования в нашей стране существенно снизился, поэтому многие инвесторы вряд ли будут рисковать.

  2. Сейчас сложно посчитать стоимость денег. Раньше это делали в долларах, но при нынешней ситуации это невозможно.

  3. Юридические риски в последнее время особенно велики. Трудно предугадать, не попадет ли кто-то под санкции или не мобилизуют ли часть команды.

 

Как видно, эти пункты неисправимы к концу 2022-го. Поэтому компаниям следует не полагаться на деньги инвесторов, а стараться развиваться своими силами и строить рентабельные бизнес-модели.

«По нашим ожиданиям, в мире до середины 2023 года будут продолжаться кризисные явления. Может быть, даже продолжатся падения. Однако со второго полугодия 2023-го, возможно, начнется восстановление, — делится прогнозами Арсений Даббах из DSight. — При этом сложно прогнозировать, что будет в России. Все экономические связи точно не восстановятся, поэтому, я думаю, наш рынок будет лихорадить до конца следующего года. Однако если произойдут улучшения в политике, то к концу 2023 года появятся признаки восстановления: придут азиатские инвесторы, возвратится частный капитал или появятся новые частные фонды».

Анна Швецова

Дата публикации: 12 Январь 2023


Аналитика и интервью
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025

Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025

Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025

Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025

Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025

Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025

Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025

Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Все статьи ->
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл
Гонка лидеров: кто удержался в топе edtech и кто выбыл

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Аналитика 28 Март 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний: какие бизнес-модели сработали в 2024 году

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Аналитика 21 Март 2025
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO
Как онлайн-школе выстроить полностью удаленную команду и не пожалеть об этом: на примере EDPRO

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

Интервью 14 Март 2025
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску
Корпоративное обучение нейросетям: советы по запуску

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Аналитика 07 Март 2025
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными
Результаты «М-Чекапа»: edtech-проектам есть куда расти в работе с образовательными данными

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Аналитика 28 Февраль 2025
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году
Edtech-мероприятия в России и за рубежом в 2025 году

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

Аналитика 21 Февраль 2025
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали
Лидер рынка под давлением: главу iSpring задержали

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Новости 11 Февраль 2025
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать
Как утекают обучающие программы онлайн-школ, и что с этим делать

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Аналитика 07 Февраль 2025
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%
Edtech-рынок вырос в 2024 году на 19%

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Новости 03 Февраль 2025
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы
Когда и как учить, чтобы студенты вовлекались: цифры и советы

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

Аналитика 31 Январь 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
FAQ Marketing

Комплекс работ по настройке, закупке и ведению рекламных кампаний, привлечение поискового трафика и работа с репутацией.

Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Сервис аналитики и видеосвязи для онлайн-школ и корпоративного обучения. Позволяет оптимизировать пробные занятия, повышать вовлеченность студентов и увеличивать прибыль.

Салид

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.