
Клиенты меньше думают о здоровье и больше о финансах: как инфобизнес растет после длительного падения
В III квартале 2022 года выручка инфобизнесменов выросла на 16,5% по сравнению с предыдущим кварталом — до 22,5 млрд руб. После кризисного полугодия падение закончилось.
Smart Ranking и GetCourse составили новый рейтинг инфобизнесменов. В него вошли онлайн-школы, работающие на платформе (охватывает 70% рынка) и готовые раскрывать свой оборот по итогам третьего квартала.
Общая выручка онлайн-школ на платформе GetCourse составила 22,5 млрд руб., увеличившись на 16,5% по сравнению со вторым кварталом. Таким образом, школы приблизились по этому показателю к результату третьего квартала 2021 года — 24,3 млрд руб. Самый большой рост с января 2022 года был отмечен в августе — выручка поднялась с 6,6 млрд руб. до 7,9 млрд руб. За год (по результатам третьих кварталов 2021 и 2022) суммарная выручка участников рейтинга выросла на 18%.
Участники рейтинга ожидают, что до конца года рынок продолжит расти. Почти все они планируют запустить новые продукты — курсы или марафоны — и увеличить доходы. В GetCourse прогнозируют, что по итогам 2022 года рынок повторит прошлогодний результат, когда суммарная выручка онлайн-школ, работающих на платформе, составила 93 млрд. руб.
Доля повторных продаж упала на несколько процентов по сравнению со вторым кварталом — с 50% до 48%. Однако этот показатель все еще выше среднемесячного в 2021 году, где доля повторных продаж не превышала 45%.
Число клиентов онлайн-школ значительно увеличилось. По данным GetCourse, среднесуточное количество посетителей за месяц на платформе выросло на 9% — с 3,3 млн. человек в июле до 3,6 млн. в сентябре. Данные свидетельствуют о том, что продолжительный кризис инфобизнеса закончился.
Сергей Михайлов, совладелец и управляющий партнер GetCourse, отмечает, что мобилизация повлияла на ситуацию незначительно:
«Рынок качнуло несравнимо меньше, чем в конце февраля — марте. Если тогда мы наблюдали резкое падение трафика сразу на треть, то в сентябре видели лишь небольшие колебания в масштабах отдельных дней, в целом же в сентябре-октябре не было просадки ни по трафику, ни по выручке».
По итогам третьего квартала упало количество лидов у школ, которые специализируются на:
здоровье — 28% (со 112,5 тысячи в июле до 80,5 тысячи в сентябре),
фитнесе — 19% (с 33 тысяч в июле до 26,5 тысячи в сентябре),
эзотерических практиках — 19% (45,9 тысячи в ибле до 36,9 тысячи в сентябре)
При этом вырос интерес к курсам по финансовой грамотности (21% — с 35,2 тысячи в июле до 42,7 тысячи в сентябре), новым профессиям (18,5% — со 145 тысяч в июле до 181,8 тысячи в сентябре) и психологии (9% — с 59,6 тысячи в июле до 65 тысяч в сентябре).
Из полного текста исследования, опубликованного на РБК Pro (необходима подписка), вы узнаете, какие школы продолжают падение и почему это происходит, у каких инфобизнесменов будут преимущества в грядущем году, как изменилась работа с рекламой и почему Telegram пока не может заменить Instagram*.
Виталия Чикнаева
* Meta, которой принадлежит Instagram, признана в России экстремистской организацией
Дата публикации: 24 Декабрь 2022

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.
Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.
В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.
Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.
Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.
Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.
На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».
Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».
Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.

7 декабря в Москве прошла первая офлайн-премия Edtechs Awards. Команда Smart Ranking наградила лучшие edtech-компании в 22 номинациях. Победителей определяли, основываясь на голосовании жюри и данных SmR. Компанию года выбрали гости мероприятия — ею стал «Яндекс Практикум». Лучшим СЕО объявили Андрея Сизова из «Фоксфорда», самый большой рост среди перспективных компаний показал «Профилум».

Второго ноября «Нетология», Skillfactory, Skillbox и шесть российских вузов объявили о создании Содружества онлайн-высшего образования (СОВО). Это первое объединение edtech-компаний и университетов, но на рынке есть и другие ассоциации: например, РАЦИО, АСОО и кластер «РАЭК/EdTech». Пока edtech-содружества только начинают работу: проводятся стартовые мероприятия, исследования и обсуждения стандартов онлайн-образования на государственном уровне.

Завершается «черная пятница» — самая масштабная распродажа на рынке онлайн-образования. Крупнейшие edtech-компании сообщили, что акция прошла успешно: некоторым игрокам удалось двукратно увеличить выручку по отношению к прошлому месяцу. Однако онлайн-школы отмечают: интерес к распродажам в этом году оказался ниже. Подробности о том, какой была «черная пятница» на рынке edtech в 2023 году, читайте в материале.

В 2023 году центр образовательных технологий Advancе оказался в непростой ситуации: его покинул основатель Николай Ягодкин. Столкнувшись с падением выручки, увеличением бюрократических требований и снижением конверсий рекламных инструментов, компания смогла преодолеть кризис, возобновить рост и сегодня строит планы стать единорогом на зарубежном рынке, уже создав свой первый курс на английском языке. Об этом и о своем необычном опыте работы с государственными школами рассказал Smart Ranking генеральный директор Advance Александр Згода.

Владелец образовательной компании Like Центр Аяз Шабутдинов до 16 декабря остается под арестом из-за обвинений в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Согласно версии следствия, он создавал ложное впечатление у клиентов о возможности построить прибыльный бизнес благодаря его учебным программам. Василий Алексеев, СЕО Like Центра, рассказал Smart Ranking о том, что сейчас происходит в компании и как выстроена работа относительно гарантий достижения результата обучения.

Во время конференции EdCrunch X прошла панельная дискуссия на тему «Как edtech-компаниям построить эффективное сотрудничество с вузами? Экономика онлайн-бакалавриата». Спикеры пришли к выводу, что edtech-компании могут быстрее, чем вузы адаптироваться к новым реалиям рынка, однако еще не скоро смогут заменить классические учебные заведения. Модерировал сессию Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education.

Лидеры российского рынка и специалисты зарубежного edtech поделились практиками трудоустройства на кейс-сессии EdCrunch «Как решать проблему кадрового голода? Трудоустройство под запросы рынка». Читайте, чем отличается поиск работы джуна и миддл-специалиста, как хакатоны могут привести к офферу и как школы интегрируется с работодателями.

На EdCrunch прошла панельная дискуссия на тему «”Завтра я не смогу найти работу?” Lifelong learning в мире быстрого развития индустрий». Спикеры пришли к выводу, что концепция непрерывного обучения в качестве бизнес-модели не работает, а также обсудили, что слеш-карьера может решить проблему выгорания учителей. Модерировала сессию Наталья Царевская, Директор направления EdTech ИТ-кластера, Фонд «Сколково».

Во второй день конференции Edcrunch X состоялась кейс-сессия про геймификацию обучения. Модератором сессии стала Дарья Островская, руководитель департамента олимпиад в «Учи.ру».

Рассказываем об итогах второй части кейс-сессии на конференции EdCrunch X, во время которой представители edtech-компаний обсудили роль и применение ИИ в их работе. Модератором сессии стал Хиран Банерджи, генеральный директор Quizzy.