
Первый рейтинг по качеству
Агентство Smart Ranking составило первый рейтинг качества edtech-компаний в сегменте ДПО. Аналитики проанализировали пакет опций, предлагаемых школам в сфере организации обучения, взаимодействия с учениками и помощи в трудоустройстве. Рейтинг показал, что все крупные школы постепенно приближаются к единым стандартам.
Smart Ranking проанализировал деятельность крупнейших edtech-проектов в сфере ДПО для составления первого Рейтинга, основанного не на финансовых показателях, а на качестве обучения. Составители подчеркивают, что этот рейтинг отражает скорее качество организации обучения, то есть соответствие школ набору обязательных параметров, которые важны для потребителя.
В рамках исследования были проанализированы системы контроля качества внутри самих компаний, которые используют три основных показателя: доходимость (процент выпустившихся учеников от поступивших, COR), индекс удовлетворенности (NPS) и достиг ли ученик основной цели обучения, чем в сегменте ДПО является трудоустройство или карьерные изменения. Однако в силу того, что система оценки показателя у каждой компании своя, сравнивать их напрямую оказалось невозможно. Именно поэтому была предложена система оценки по внешним критериям.
«Задача максимум - составить такой же рейтинг с точки зрения результатов обучения. Пока это невозможно, поскольку все компании используют разные методики расчета таких метрик, как доходимость (COR), индекс удовлетворенности NPS и доля трудоустроенных сотрудников. Но мы рассчитываем сделать его в будущем”, - говорит Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking.
Переход от количества
Крупнейшие игроки рынка уже давно говорят о необходимости серьезнее подходить к качеству образовательных онлайн-курсов, так как многим приходится сталкиваться с неоднозначным отношением потенциальных пользователей.
![]()
«Мне кажется, что недоверие к онлайн-обучению - это результат социальной инерции и диванной экспертизы, - считает Михаил Свердлов, экс-директор по развитию онлайн-университета SkyPro. - Многие респонденты даже среди возраста 25-38 лет считают, что без ВУЗа им не реализоваться в жизни. Но никто не смотрит на статистику, что 40% выпускников вузов никогда не работали по специальности”.
В то же время эксперты отмечают, что ситуация постепенно улучшается.
«Конечно, на доверие к онлайн-курсам все еще влияет репутация инфобизнесовых проектов, но время постепенно расставляет все по своим местам, - говорит Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования «Нетологии». - Уровень недоверия пользователей к онлайн-обучению постоянно снижается, и особенно сильно это стало заметно во время ковида. Количество выпускников образовательных платформ постоянно растет, и мы видим, что онлайн-курсы меняют жизнь все большего количества людей».
Именно поэтому возникает необходимость во внешней оценке качества онлайн-школ так же, как это уже существует в системе офлайн-образования, в частности, вузов. Международный же опыт тут применим слабо, так как онлайн-образование в России является во многом уникальным. Несмотря на внешние обстоятельства оно продолжит свое развитие, а значит, вопрос качества сохранит свою актуальность.
![]()
«В условиях рыночного спада как раз те компании, которые инвестировали и продолжают инвестировать в качество своего продукта — выиграют, - убежден Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education. - Ограниченные возможности потребителя сделают его более разборчивым, а значит требования к продукту вырастут».
С этим согласен и Георгий Бабаян, основатель Elbrus Bootcamp: «Школы, которые инвестировали в качество, сейчас чувствуют себя лучше всего. В Elbrus Bootcamp, Хекслет, HTML Academy наплыв желающих получить новую профессию». По его словам, нынешняя ситуация доказывает, что в кризис люди не готовы экспериментировать и выбирают проверенные программы с предсказуемым результатом.
Как построен рейтинг
На первом этапе было сформулировано более 20 показателей, которые могли бы быть использованы в качестве критериев Рейтинга. Основные требования - этот показатель должен быть важным для клиента и его можно получить без доступа к внутренней документации компании.
В итоговом варианте осталось 12 показателей, которые были разделены на три группы:
-
Институциональность - соответствие базовым требованиям к классическому учебному заведению, таким как наличие признаваемого диплома, курсы разного уровня и пр.
-
Учебный процесс - техническая подготовленность школы к организации учебного процесса и ответа на запросы учеников.
-
Трудоустройство - наличие системы профориентации, контакт с работодателем.
В общей сложности было проанализировано 35 edtech-компаний - крупнейших участников рынка онлайн-ДПО. Из них в итоговый рейтинг вошли топ-15 компаний по сумме баллов, расположившиеся на 10 строчках.
Параметры оценки качества организации обучения в онлайн-школах для взрослых и методика расчета каждого показателя
|
|
|
Да — 1, нет — 0 |
|
0 — только записанные видео, 1 — только живые уроки, 2 — живые уроки, которые можно посмотреть и в записи |
|
0 — отсутствие подробного описания, дополнительные баллы за:
До 2 пунктов - 1 балл, 3-5 пунктов - 2 балла, 6-8 пунктов - 3 балла |
|
Дополнительные баллы за рассрочку, банковский кредит |
|
0 — нет, 1 — можно поменять, 2 — можно вернуть |
|
0 — отсутствие такой системы, 1 — наличие |
|
1 — наличие, 2 — реагирование в течение 5 минут, 3 — доступность 24 часа. Дополнительные баллы: живой человек (а не робот), мессенджер (а не почта) |
|
0 — для записанных форматов без общения с преподавателем, 1 — есть его контакты, 2 — организован чат или другая система коммуникации |
|
0 — отсутствие, 1 — тест, 2 — практическая работа, 3 — обязательная для перехода на следующий уровень |
|
Отсутствие или наличие карьерного центра (аналогов) |
|
Наличие или отсутствие тестов/курсов по профориентации, бесплатных лекций, знакомящих с профессией. «Подходит ли эта профессия именно вам?» 0 — ничего такого нет, 1 — посмотреть видео, 2 — пройти тестирование, 3 — пройти ознакомительный курс |
|
Наличие у преподавателя работы (постоянной или проектной) по соответствующей профессии |
Результаты
Диплом установленного образца |
Наличие курсов разной формы взаимодействия |
Наличие полной подробной информации о курсе |
Удобство оплаты |
Возможность вернуть деньги |
Система проверки знаний перед зачислением |
Техническая поддержка |
Доступность преподавателя |
Проверка успеваемости |
Система связи с работодателями |
Профориентация |
Практикующие преподаватели |
ИТОГО |
|
Skillbox |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
25 |
«Яндекс Практикум» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
24 |
«Нетология» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
23 |
«Актион» |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
22 |
SkyPro |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
21 |
|
Elbrus Bootcamp |
1 |
2 |
3 |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
21 |
XYZ |
0 |
2 |
3 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
20 |
«Специалист» |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
20 |
SF EDUCATION |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
20 |
«Академия Айти» |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
20 |
Bang Bang Education |
0 |
2 |
3 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
19 |
ProductStar |
1 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
18 |
EDPRO |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
UAVProf |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
16 |
IThub college |
1 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
15 |
Рейтинг показал, что многие компании придерживаются близких стандартов, а потому логичнее говорить скорее о группах с близким или равным количеством баллов. Так, наиболее высокий результат показали Skillbox, «Яндекс.Практикум» и «Нетология».
Во второй группе по количеству баллов: «Актион», SkyPro и Elbrus Bootcamp.
Далее с равным количеством баллов идут SF Education, XYZ, Академия Айти и «Специалист».
*- места с одинаковым баллов можно считать равнозначными
Участники рынка говорят, что это соответствует реалиям, когда у школ уже есть must have, которому они стараются соответствовать. «В ближайшее время в эдтехе мы увидим в действии понятие «маркетнормал», и это больше будет исходить от пользователей и рынка (маркетнормал — это требования, которым надо соответствовать на рынке, чтобы успешно конкурировать с остальными и чтобы твой продукт покупали), - считает Антон Копылов, операционный директор Skillbox. - Мы видели такие примеры в других сегментах рынка (к примеру, российский финтех и развитие банкинга или фудтех — доставка еды), что привело к стремительному развитию качества сервиса».
Кроме того, они отмечают, что методика нуждается в расширении вариантов, к примеру, уроки с разными вариантами взаимодействия включают только «в записи» и живые. «Нет новых форматов обучения, - говорит Александр Вальцев, CEO SF Education. - Видеоуроки, на мой взгляд - это прошлое, сейчас даже история с симуляторами будет гораздо интереснее».
Выводы
Участники рынка оценивают результаты Рейтинга как полезные, хоть и не достаточные для того, чтобы делать однозначные выводы. «Анализ характеристик курсов изолированно вряд ли даст исчерпывающий ответ на вопрос о сравнительном качестве EdTech-компаний, - считает Евгений Лебедев, руководитель сервиса онлайн-обучения цифровым профессиям «Яндекс. Практикум» в России. - Но точно сможет дополнить картинку вместе с исследованиями результативности, данными о доходимости, отзывами и финансовыми показателями».
По мнению Елены Герасимовой, критерии методики Рейтинга простые и прозрачные, их легко объяснить пользователю, который не является профессионалом в EdTech. «Полезно взглянуть на свои продукты под еще одним углом: если специалисты сферы не увидели на лендинге курса что-то важное, это сигнал дорабатывать упаковку для нашего конечного пользователя, сделать продукт более понятным и соответствующим ожиданиям будущего студента», - говорит она.
В то же время эксперты говорят о том, что вопрос качества остается субъективным, и оценить его по каким-то внешним критериям в принципе - очень сложная задача. «Как по мне, качество - это достижение учеником, своих изначальных целей, - продолжает Михаил Свердлов. - А диплом и само обучение, это вовсе не цель, как и скорость ответа техподдержки. Целью ученика на входя является качественное изменение жизни, например увеличение дохода через смену профессии Или смена профессии, чтобы заниматься делом по душе а не тем, что получилось после вуза, который выбрали родители».
![]()
Субъективность причем проявляется не только со стороны ученика, но что важно - и со стороны работодателя. «Почему онлайн-образование так развито в сфере цифровых профессий? - рассуждает Александр Вальцев, CEO SF Education. - Потому что там есть понимание того, что вузы никаких преимуществ в работе не дают, наоборот, могут подавать устаревший материал. Но если мы говорим о более традиционных профессиях, то там многие индустрии привыкли к мысли, что хорошие знания дает только вуз, и это их позиция как работодателей. Хотя и студенты, и эксперты могут понимать, что это не так, я сам, например, много где преподавал и могу сравнить. Диплом МГУ будет цениться больше, чем диплом онлайн-школы, это просто наследие».
Скачать полный текст исследования
Дарья Рыжкова
Маргарита Арановская
Дата публикации: 02 Май 2022

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.