
Производители образовательного ПО ожидают роста
По данным рейтинга EDtechs.ru, топ разработчиков образовательных платформ показал во II квартале рост на 16% относительно прошлого года и незначительное падение на 4,15% относительно I квартала текущего года. Компании ожидают осенью всплеск спроса, связанного с ростом интереса к отечественному ПО.
Из топ-100 рейтинга крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России 16 относятся к платформам и разработчикам ПО. По итогам II квартала 2022 года их суммарная выручка составила 1,9 млрд рублей, что на 16,1% больше, чем в 2021 году (выше, чем средний рост всех edtech-компаний, который составил 10,7%).
Падение относительно I квартала 2022 года также оказалось ниже, чем у edtech-рынка в целом, — 4,15% против 12,7%.
Лидером рынка остается iSpring, компания Юрия Усова из Йошкар-Олы, показавшая во II квартале по сравнению с I падение выручки примерно на 20%. Стоит также отметить, что у этого поставщика ПО была значительная часть зарубежных продаж, включая рынок США.
Впервые на второе место попала компания «Мобильное электронное образование», показавшая рост за квартал 588%. Это объясняется тем, что на II квартал пришлись выплаты от государственного проекта «Цифровые профессии» (с университетом «Иннополис»).
А вот GetCourse из-за сокращения аудитории онлайн-школ, работающих на его платформе, показал падение примерно на 20% и сместился на третье место.
Крупнейшие компании сегмента «Платформы и разработчики ПО»
№ |
Компания |
Выручка, млн рублей |
Динамика за год (Y2Y), % |
|
II кв. 2021 |
II кв. 2022 |
|||
1 |
iSpring |
453,01 |
466,5 |
2,98 |
2 |
«Мобильное электронное образование» |
28,46 |
342,64 |
1103,94 |
3 |
GetCourse |
500 |
320 |
-36,00 |
4 |
Webinar Group |
208 |
235 |
12,98 |
5 |
«Дневник.ру» |
120 |
130 |
8,33 |
6 |
Websoft |
113,2 |
120,71 |
6,63 |
7 |
«Эквио» |
44,2 |
87,18 |
97,24 |
8 |
Mirapolis |
45 |
63 |
40,00 |
9 |
Teachbase |
28 |
60 |
114,29 |
10 |
«Лабмедиа» |
18,18 |
32,81 |
80,47 |
11 |
ProctorEdu |
25 |
15,64 |
-37,44 |
12 |
CORE |
17 |
15* |
-11,76 |
13 |
«Антитренинги» |
11,23 |
12,05 |
7,30 |
14 |
Unicraft |
10 |
12* |
20,00 |
15 |
ФРОО |
28 |
10,62 |
-62,07 |
16 |
Examus |
15* |
10* |
-33,33 |
ИТОГО |
1664,28 |
1933,15 |
*-оценка Smart Ranking. Источник: EDtechs.ru
Дно пройдено
В целом участники рынка оценивают такие результаты как «прохождение дна».
![]() |
«Мы все еще наблюдаем сниженную активность аудитории — все будто замерли, — говорит Сергей Михайлов, CEO и совладелец GetCourse. — Но постепенно она возвращается. Кажется, дно пройдено, и с осени должен пойти рост». |
Результаты этой активности в качестве восстановления выручки B2B-сектор edtech ожидает увидеть осенью. По словам Валерия Леонтьева, директора компании «Лабмедиа», крупные корпоративные заказчики обращают внимание на отечественное ПО, хотя резкого скачка в замене иностранного ПО на отечественное и не произошло. Он рассчитывает, что к осени ситуация на рынке станет более ясной, компании адаптируются к новой реальности.
«К нам пришли компании, которые ищут варианты импортозамещения HCM-платформы (ПО по управлению кадрами, обучению и пр. — Прим. ред.) в связи с уходом некоторых поставщиков с российского рынка, — подтверждает Алексей Корольков, генеральный директор Websoft. — В этом квартале мы отметили тщательно проработанные запросы, которые к нам приходят, это очень позитивный тренд».
В то же время участники рейтинга говорят о том, что работать стало сложнее из-за изменений правил игры.
«Ключевая проблема — планирование, — говорит Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Стало невозможно опираться на исторические данные. Рынок меняется на лету, и нам нужно моментально под него подстраиваться. Все старые механизмы пришлось пересмотреть. В то же время любой кризис — это время возможностей. Сейчас мы стабильно придерживаемся правила постоянного планирования, пересмотра целей и ресурсов в короткой (еженедельной и ежемесячной) перспективе».
Госфинансы
Многие компании отмечают возросшую роль государства. «Однозначно государство будет играть все большую роль как драйвер роста и как заказчик», — уверен Валерий Леонтьев.
По данным опроса Smart Ranking, около 25% разработчиков участвовали в проектах с госфинансированием, включая гранты от Фонда содействия инновациям, и скорее положительно оценили этот опыт, хотя и отмечают традиционно высокую степень формализации взаимодействия.
«Есть, конечно, формальности: нужно заполнять ряд бумаг, которые с точки зрения бизнеса, на мой взгляд, не имеют смысла, — делится Антон Ельницкий, основатель платформы «Антитренинги» (выиграла грант Фонда содействия инновациям 4 млн рублей на развитие искусственного интеллекта для модерации чата на вебинары). — Но понятно, для чего это нужно государству, — для отчетности перед налогоплательщиками, что деньги не были потрачены зря. При этом чувствуется заинтересованность со стороны государства в выдаче гранта, чтобы все произошло без проблем. Наверное, таким и должен быть грант».
Скорее плюс, чем минус
Все участники рынка верят, что рынок стабилизируется. «Возможности для роста остаются, рынок будет очень медленно расти или не падать», — полагает Александр Воронин, коммерческий директор Zenclass.
![]()
Эксперты сравнивают нынешние потери с отбрасыванием рынка на год назад, соответственно, с этой точки должен возобновиться рост.
«Мы наблюдаем, что общее количество онлайн-школ, зарегистрированных на платформе, упало на 20%, — признает Антон Ельницкий. — Но при этом регистрируется много новых начинающих экспертов, открывающих онлайн-школы. В условиях изменений в экономике многие видят выходом для себя, источником дохода запуск онлайн-школы. Поэтому мой прогноз такой: количество онлайн-школ будет продолжать расти, их будет больше, но их размер будет меньше»
Поставщики ПО для компаний основные надежды связывают с восстановлением деловой активности осенью. По словам Алексея Вагина, несмотря на кризис, крупные компании готовы тратить деньги на автоматизацию обучения. «Ведь любая автоматизация процессов уже в краткосрочной перспективе экономит деньги, — поясняет он. — Для компании в несколько сотен или тысяч сотрудников гораздо дешевле внедрить LMS, чем раздувать штат тренеров и тратить время сотрудников на очное обучение. Я ожидаю, что падение как минимум остановится».
Дата публикации: 03 Октябрь 2022

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.