Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок
Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.
Локальные тренды: от востребованных профессий до государственного влияния
Локальные российские тренды напрямую связаны с социальной и геополитической ситуацией в стране — сегодня они отражают потребности населения в быстрой переквалификации и скорейшем трудоустройстве.
Меньше воды, больше практики: короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством
Цель быстро получить прикладную профессию и как можно скорее (в течение 4–6 месяцев) трудоустроиться или монетизировать свои компетенции будет основным запросом аудитории в 2023 году, основными причинами игроки называют сужение горизонта планирования и перераспределение доходов россиян. Если до 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии, то теперь желание поменять карьерный трек вышло на первое место. В Skillbox отмечают, что 66% студентов приходят в школу, чтобы сменить работу. Среди студентов Elbrus Bootcamp такую цель ставят перед собой 79% обучающихся.
![]()
«На первый план в образовании сейчас также выходит релевантность курсов текущим запросам рынка, — считает директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory Никита Старун, — поэтому перед edtech-компаниями стоит задача уже в процессе обучения погружать студентов в индустрию, давать возможность получать практический опыт, решать реальные бизнес-кейсы».
Чтобы быстрее освоить профессию, студенты теперь выбирают более интенсивные программы, к примеру буткемпы. Свои буткемпы есть, например, у Elbrus Bootcamp, «Нетологии», «Яндекс Практикума», SkillFactory. Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp, утверждает, что главные преимущества такого формата — полное погружение в учебу, большое количество практики, индивидуальная работа с наставниками и комьюнити, мотивирующие на всех этапах программы.
IT, дизайн и менеджмент впереди остальных
Еще в 2022 году образовательные платформы зафиксировали существенный рост спроса на IT-обучение — на 30–50% по сравнению с докризисным периодом. «На данный момент IT-сфера может служить гарантией того, что человек найдет работу с достойной оплатой на фоне сокращений, уходов компаний с российского рынка и других негативных экономических факторов», — объясняет Георгий Бабаян. Курсы по программированию в 2022 году выбрали 59% всех студентов «Яндекс Практикума», в «Нетологии» наибольшей популярностью также пользовались программы в сфере IT, основным фактором роста холдинга Ultimate Education послужили курсы по разработке видеоигр и IT-дизайну. Среди самых популярных направлений игроки выделяют курсы информационной безопасности, iOS-разработки и тестирования ПО.
![]()
Интерес студентов к прикладным программам в этом году только увеличится. «IT-специальности — программирование и цифровой дизайн — остаются наиболее востребованными. Среди работодателей есть запрос на специалистов направлений «Программирование», «Дизайн» и «Маркетинг». При этом больше всего трудоустроенных оказалось среди 1С-разработчиков, графических дизайнеров, дата-аналитиков, копирайтеров и веб-дизайнеров», — рассказывает сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox Сергей Попков. 31% студентов из общего числа новых пользователей выбрали курсы «Управление» в 2022 году в Skillbox, что позволило программе оказаться в тройке лидеров по популярности на платформе.
![]()
«На российском рынке сейчас наблюдается потребность в замене программного обеспечения и разработке аналогов вендоров, ушедших с российского рынка, — объясняет Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP», — поэтому в компании прогнозируют увеличение интереса к профессии тестировщика». По его словам, все большей популярностью пользуются программы обучения, которые дают комплексные знания, а не ограничиваются одной специализацией: «Универсальный разработчик должен быть подготовлен к изменяющемуся спросу на IT-рынке и уметь адаптироваться, программировать как на Python, JAVA, так и на Kotlin, Go и любых новых языках программирования».
Причем универсальность будет востребована и в других областях: «Растет спрос на Т-образные профессии и навыки в маркетинге, например, когда таргетолог берет на себя дополнительные задачи по SMM и развивается в этом направлении. Учебные программы также меняются исходя из этого тренда», — говорит Елена Герасимова.
Больше конкретики от экспертов
Рост микропредпринимательства в сфере онлайн-обучения станет одной из тенденций ДПО в этом году, уверен Георгий Бабаян: «На фоне активных маркетинговых кампаний крупных онлайн-школ и обезличенной коммуникации с ними взрослая аудитория отдает предпочтение экспертам, которые активно развивают свой личный бренд и комьюнити. Причем часто средний чек курсов или менторства у таких экспертов может быть сопоставим с покупкой годового курса в онлайн-школе».
Усиление роли государства
Одним из обязательных условий эффективного ведения бизнеса в 2023 году часть игроков называют сотрудничество с государственными заказчиками. Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии», ожидает от edtech-компаний более глубокой интеграции в реализацию госпрограмм, когда игроки будут получать от государства льготы и гранты на обучение россиян. Сама «Нетология» участвует в программе персональных цифровых сертификатов — обучает студента, а после успешного окончания программы или его трудоустройства получает за него субсидию от 50 до 100% от суммы обучения.
![]()
«На фоне ухода зарубежных компаний и оттока кадров за рубеж российская экономика будет нуждаться в специалистах, которые смогут разрабатывать отечественный цифровой софт. Поэтому в этом году можно ожидать продолжение реализации госпроектов по подготовке IT-специалистов», — считает основатель Elbrus Bootcamp Георгий Бабаян. Он также полагает, что в 2023 году продолжится увеличение государственных инвестиций в образование.
Spektr и Ed.Partners отмечают, что финансирование программ профессионального обучения — общий тренд для всех стран с сильным государственным регулированием сферы образования, и предполагают, что, возможно, в этом году государство привлечет к сотрудничеству не только крупных edtech-игроков, но и нишевые ДПО. Из этого вытекает еще один побочный тренд — сотрудничество с вузами: сегодня почти 50% онлайн-программ на рынке высшего образования университеты реализуют совместно с edtech-платформами («Нетология», Skillbox, SkillFactory) — в 2022 году общая выручка таких программ превысила 1,4 млрд рублей.
Россия в глобальном контексте: в ногу с мировыми трендами
Несмотря на геополитическую ситуацию, российский и мировой edtech-рынки развиваются по схожему пути и следуют общим трендам ДПО. Единственным весомым отличием можно считать заморозку венчурного рынка.
Рост количества M&A-сделок
Согласно отчету консалтингового агентства McKinsey, из-за высоких затрат на привлечение клиентов многие мировые edtech-компании в 2023 году будут прибегать к слияниям и поглощениям, чтобы масштабироваться и снизить маркетинговые расходы.
То же касается и России: «Небольшие школы, скорее всего, будут закрываться, продаваться или уходить за рубеж: им в первую очередь не будет хватать маркетингового бюджета и возможностей для роста, Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — «Яндекса», VK и нас», — признается СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева.
Коучинг и наставничество
![]()
«Глобальный тренд, который точно совпадает с российским, — запрос на менторство и карьерный коучинг во время обучения, — рассказывает Георгий Бабаян, — Мы это видим по студентам Elbrus Bootcamp, которые в течение карьерной недели активно работают с менторами над резюме, портфолио, а главное — мягкими навыками и психологической устойчивостью, которые особенно нужны для успешного прохождения собеседований».
Модель обучения на основе подписки
С 2020 по 2022 год множество зарубежных платформ внедрили подписную модель обучения. Edtech-проектам такая модель позволяет получать рекуррентные платежи и дополнительную прибыль, упаковывая уже записанные курсы в подписку. К началу 2023 года ряд российских компаний реализовали подписную модель — среди них Edutoria, OTUS, XYZ School, HTML Academy, BBE и Moscow Digital School. Управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский считает, что подписка дает клиенту возможность убедиться в качестве продукта, знакомит с преподавателями и платформой в целом и положительно влияет на повышение конверсии других образовательных продуктов школы.
Микрообучение
Более 60% пользователей интернета получают знания из TikTok, YouTube или Instagram*. При этом в связи с обилием контента концентрация внимания человека снижается, и образовательным платформам становится все сложнее ее удерживать.
Поэтому нано- или микрообучение, адаптированное под мобильные устройства, может стать для edtech-платформ если не альтернативой, то дополнением к классическим обучающим форматам. В отличие от традиционных длинных лекций и семинаров такие уроки состоят из блоков, включающих небольшие тексты, короткие видеоролики, игры, которые занимают не больше 10 минут и позволяют обеспечить в четыре раза более высокий уровень вовлеченности студентов. Поскольку концепция lifelong learning становится все более популярной, нанообучение будет одним из важнейших мировых трендов Edtech в 2023 году.
Примеры микрообучения можно найти у таких образовательных гигантов, как Coursera, Udemy и Duolingo. Российские игроки частично реализуют методику микрообучения с помощью инфотейтмента в социальных сетях — в сторис и клипах. Примером edtech-компании из России, полностью сфокусированной на нанообучении, является
Skill Cup — платформа, где можно найти короткие интерактивные курсы по маркетингу, публичным выступлениям, продвижению. Изначально стартап был ориентирован на корпоративных клиентов (продукт опробовали сотрудники BMW, «Азбуки Вкуса», «Спортмастера», Tele2, Mail.ru), однако сейчас доступен и для частных лиц.
Рост интереса к гибридным и офлайн-форматам обучения
Многие потребители устали от удаленки во всех сферах и предпочитают обучение в группах, создавая комьюнити и развивая нетворкинг в процессе обучения, считает Павел Специан.
![]()
«Edtech сегодня делает первые шаги в обучении жителей разных городов России цифровым профессиям в офлайн-среде. Так, синергия подходов поможет нам за короткий срок сделать актуальное образование еще более доступным, — делится Сергей Попков. — В прошлом году мы уже открыли семь офлайн-пространств под брендом Skillbox — в Краснодаре, Казани, Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске и Новосибирске и профориентационный хаб в Москве. И число запросов как от пользователей, так и от работодателей продолжает расти. В регионах большая концентрация IT-компаний, которые заинтересованы в обучении высококвалифицированных специалистов. Офлайн-школы позволят создать площадку для диалога между компаниями и соискателями, выстроить развитую сеть нетворкинга в регионах».
Персонализация, адаптивность и нелинейность
На глобальных рынках растет фокус на управление талантами и обучение с индивидуальными траекториями развития. Персонализированное обучение может помочь студентам запомнить на 30% больше информации и набрать на 20% больше баллов в тестах.
На российском рынке образовательные компании пока что уделяют больше внимания быстрому реагированию на трансформацию рынка труда, — полагает Елена Герасимова. Поэтому индивидуальные траектории развития специалистов пока что не стали УТП ни одной из платформ, но уже вызывают интерес у опытной части аудитории.
![]()
Адаптивное обучение и построение персональных индивидуальных траекторий — зарождающийся стандарт сегмента, убежден Сергей Попков. «Процесс обучения подстраивается под входной уровень подготовки студентов, их цели, индивидуальную скорость прохождения, предпочтения по формату контента и возможности выбора кейсов для практики, — объясняет он. — Мы сделали первый шаг к адаптивности еще в прошлом году, обновив нашу LMS. В числе первых запуском курсов с нелинейной моделью обучения были “Веб-дизайн 3.0”, “Микросервисная архитектура”, “Продвижение “ВКонтакте”. Теперь пользователи могут изучать материалы в произвольном порядке, отталкиваясь от своего базового набора навыков. При этом балльная система оценки задач помогает не потеряться в изобилии контента — выбирать задачи по уровню сложности — и строить свою стратегию прохождения. В планах на ближайший год адаптировать курсы с направления “Маркетинг” и “Дизайн” под индивидуальные траектории».
Искусственный интеллект
Массовое внедрение нейросетей, таких как, например, ChatGPT, может привести к новому буму в edtech. RecearchAndMarkets пророчат появление нескольких единорогов на фоне активного использования ИИ и машинного обучения на технологических рынках. Нейросети уже помогают автоматизировать учебный процесс, проверять усвоенный материал и обеспечивают круглосуточную поддержку студентов: инструменты ИИ уже используют Grammarly, Duolingo, Thinkster и другие гиганты. Российские компании тоже уже используют нейросети для проверки домашних заданий, генерации части контента, оптимизации маркетинговых задач и даже создания курсов. Тем не менее многие игроки пока относятся к технологиям со скепсисом, подмечая, что выстроить весь путь студента с помощью ИИ пока невозможно и инструменты необходимо развивать постепенно, постоянно проверяя результаты внедрения.
Планы российского ДПО на 2023 год: новые запуски и кратный рост
Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education
![]()
«На 2023 год наш холдинг ставит себе амбициозные цели по дальнейшему росту и увеличению доли рынка. Мы продолжим развивать продуктовую матрицу в своих нишах. На данный момент в школах холдинга запущено чуть больше 250 образовательных программ. Школы нацелены на расширение своей аудитории и продолжат развивать продуктовые матрицы и сообщества в своих нишах, выходя в смежные направления с наибольшим пересечением интересов своей клиентской базы».
Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory
![]()
«В 2023 году мы планируем кратно расти, параллельно с этим внедряя новую продуктовую и брендовую стратегии, развивая в том числе всю отрасль».
Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP»
![]()
«Мы ожидаем прироста за счет диверсификации продуктовой линейки, увеличения количества студентов в сегменте быстрых, коротких курсов. Планируем готовить специалистов «под заказ» рынка, участвовать в реализации государственных проектов, направленных на развитие и поддержку IT-индустрии».
Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox
![]()
«В числе основных задач — рост рентабельности бизнеса для обеспечения его устойчивости. С точки зрения продукта сегодня мы работаем над качественным улучшением продуктов текущей линейки, стремясь к повышению результативности и вовлечения пользователей в процесс обучения. Главная задача для нас — сделать дополнительное профессиональное образование прозрачным и понятным».
Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp
![]()
«На 2023 год у нас амбициозные планы. Во-первых, мы планируем запустить ряд новых образовательных программ. С февраля наш флагманский продукт — учебный курс по веб-разработке в формате буткемпа доступен в формате парт-тайм онлайн. Мы полностью сохранили программу курса, но адаптировали ее под график неполного рабочего дня, чтобы студенты могли совмещать работу, уход за семьей и личные проекты. В планах — запуск новой программы «Аналитик данных».Мы планируем увеличить количество новых студентов на 90%. Для нас по-прежнему ключевыми метриками качества обучения остаются процент доходимости студентов до конца курса, NPS и трудоустройство по окончании учебы. В 2023 году мы планируем повысить процент трудоустроенных студентов с 90 до 95% за счет развития партнерств с работодателями в сфере IT».
Елена Масолова, CEO Eduson
![]()
«Планируем более 1 млрд рублей выручки только от B2C, без секторов B2B и B2G».
Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии»
![]()
«Наши цели остаются оптимистичными: важно выходить на новые сегменты обучения и продолжать строить человечный и сильный бренд. Мы и дальше продолжим реализовывать социально значимые проекты. Рынок постепенно отходит от кризисного состояния, и нужно помогать ему стабилизироваться за счет достижения студентами их карьерных целей».
Эллина Оруджева
* Meta признана в России экстремистской организацией.
Дата публикации: 18 Апрель 2023
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.