
Edtech потеряет сотни тысяч лидов из-за запрета на рекламу у иноагентов
Запрет на рекламу у иноагентов вступил в силу 22 марта. Edtech-компании потеряют большую долю инфлюэнс-маркетинга, а блогеры-иноагенты — основного рекламодателя в лице онлайн-школ. По оценке Smart Ranking, одни только YouTube-интеграции edtech с иноагентами набрали 214 млн просмотров за 2023 год. Теперь цены на рекламу у «разрешенных» блогеров вырастут, онлайн-школам придется искать другие каналы продвижения.
Реклама у иноагентов окупалась лучше, чем у других блогеров
Образовательные сервисы — один из основных рекламодателей для блогеров-иноагентов, считает Ассоциация блогеров и агентств (АБА). Все потому, что реклама у иноагентов приносила edtech хорошие результаты: по словам собеседников Smart Ranking, с 1 млн просмотров интеграции на YouTube-канале иноагента в онлайн-школу приходила тысяча лидов. При этом стоимость за просмотр составляла 1 рубль, что делало рекламу окупаемой.
![]()
«Действительно, реклама у иноагентов была достаточно эффективна. Интеграции, которые мы выкупали, показывали больше ROMI, чем у других блогеров», — подтверждает Кирилл Пшинник, СЕО Zerocoder (до запрета школа покупала рекламу на каналах Максима Каца*, Ильи Варламова*, Алексея Пивоварова*, Катерины Гордеевой* и других).
Через рекламу у иноагентов edtech достигал своей целевой аудитории, в том числе среди релоцировавшихся россиян.
Выгоднее контекстной рекламы
Интеграция на канале Максима Каца* в 2023 году стоила 700 тысяч рублей, по информации наших собеседников. В среднем его YouTube-ролики с рекламой для онлайн-школ набирали 730 тысяч просмотров. Если придерживаться оценки, по которой миллион просмотров рекламы в видео блогера-иноагента приносил edtech-компаниям около тысячи лидов, то стоимость лида с канала Максима Каца составляла тысячу рублей. Интеграция на канале Юрия Дудя* стоила 3 млн рублей. В среднем его ролики с интеграциями для edtech набирали 7,5 млн просмотров. Соответственно, один лид обходился edtech-компании в 400 рублей. Это дешевле, чем через другие каналы трафика. Например, за качественный лид через «Яндекс Директ» edtech в среднем платит 5–6 тысяч рублей, за обычного лида — примерно 1–2 тысячи, рассказал Илья Ларшин, СЕО агентства контекстной и таргетированной рекламы «Имтен».
Edtech запустил с иноагентами более 100 YouTube-интеграций в 2023 году
В 2023 году рекламодатели все чаще продвигались через YouTube-блогеров: в отличие от Instagram** это разрешенный инструмент, который приносит высокую конверсию.
Smart Ranking посчитал интеграции edtech на YouTube-каналах 13 иноагентов за 2023 год: их число достигло 117. При этом количество на самом деле может оказаться больше. Дело в том, что некоторые онлайн-школы уже просят вырезать их рекламу из опубликованных роликов иноагентов и удалять их упоминания из текстовых описаний видео. Об этом анонимно сообщил сотрудник компании из топ-100 рейтинга.
Рекламу для онлайн-школ снимали как минимум 13 блогеров-иноагентов: Илья Варламов*, Алексей Пивоваров*, Юрий Дудь*, Екатерина Шульман*, Максим Кац*, Антон Долин*, Михаил Шац*, Катерина Гордеева*, Татьяна Лазарева*, Евгений Понасенков*, Николай Соболев***, Майкл Наки*, Ирина Шихман*. Суммарно их ролики с интеграциями с edtech посмотрели более 214 млн раз. В среднем видео набирали 1,8 млн просмотров.
Если миллион просмотров на ресурсе иноагента приводил тысячу лидов, то за 2023 год благодаря YouTube-каналам блогеров, признанных иноагентами, edtech «дотянулся» до примерно 214 тысяч потенциальных покупателей.
В среднем конверсия из лида в продажу составляет 2%. Средний чек за длинные курсы-профессии при этом — 150 тысяч рублей. Так, иноагенты заработали edtech-компаниям больше 640 млн рублей за 2023 год за счет YouTube-интеграций.
Иноагенты с наибольшим трафиком
Больше всего просмотров edtech-компаниям принес Юрий Дудь*: девять его роликов, в которых рекламировались онлайн-школы, набрали около 68 млн просмотров. По числу интеграций при этом лидирует Илья Варламов* — за год их было не менее 29, по подсчетам Smart Ranking. Они собрали около 67 млн просмотров.
Интеграции на канале Алексея Пивоварова** принесли edtech-компаниям 29 млн просмотров. Также в топ-5 блогеров-иноагентов по трафику на YouTube вошли Катерина Гордеева* и Екатерина Шульман*. Интервью с рекламой онлайн-школ на канале Гордеевой просмотрели более 19 млн раз, а 16 интеграций в программе «Статус» у Шульман* собрали около 10 млн просмотров.
Каким игрокам рынка придется перестраиваться
Активнее всего в 2023 году размещала рекламу на YouTube-каналах иноагентов компания Eduson — всего 28 интеграций, подсчитали в Smart Ranking. Елена Масолова, СЕО Eduson, рассказала, что в месяц у Eduson 250–300 выходов у инфлюэнсеров, 5% среди них — на ресурсах иноагентов. Компания планирует заменить эти каналы альтернативными.
Иноагенты разместили 21 YouTube-интеграцию с «Нетологией» — ролики собрали около 42 млн просмотров. Skypro и «Синхронизация» размещались у Дудя* — за счет этого при небольшом суммарном числе интеграций с иноагентами (7 и 6 соответственно) видео с рекламой компаний смогли набрать около 38 и 32 млн просмотров. Пересмотреть каналы привлечения придется и другим edtech-компаниям: к примеру, Skillfactory, Skyeng, BONNIE&SLIDE.
Прогноз: таргет, Telegram и «разрешенные» блогеры
Теперь онлайн-школам придется «дотягиваться» до аудитории иноагентов через законные каналы: с помощью таргета, контекстной рекламы или через инфлюэнсеров, которые имеют схожие взгляды с иноагентами, но ими не являются. Наши собеседники назвали среди таких блогеров, например, Ксению Собчак.
Участники рынка считают, что реклама через ВК не сможет закрыть потребности edtech: она плохо работает для сегмента ДПО. Маркетинговые бюджеты могут перейти в Telegram.
![]()
«Образовательные сервисы продолжат размещать рекламу в разных доступных каналах. Бюджеты, которые ранее могли быть направлены на рекламу у иноагентов, перераспределятся на размещения у других блогеров и в Telegram-каналах. Одним из наиболее эффективных и актуальных каналов для привлечения клиентов в образовательные платформы сегодня является официальная реклама в Telegram Ads», — считает Никита Кравченко, ведущий эксперт по работе с платным трафиком в сервисе eLama.
Edtech опасается, что цена на рекламу у инфлюэнсеров значительно вырастет: блогеры будут завышать цены, понимая, что бизнесу больше не у кого закупать рекламу. По этой причине расходы на инфлюэнс-маркетинг, которые безостановочно росли после отключения рекламы через Meta** в 2022 году, начнут падать.
* Признан(а) иноагентом.
** Meta признана экстремистской в России и запрещена.
*** Исключен из реестра иноагентов 15.03.2024.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 22 Март 2024

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.