
Главные тренды ДПО в 2023 году: что ждет российский рынок
Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.
Локальные тренды: от востребованных профессий до государственного влияния
Локальные российские тренды напрямую связаны с социальной и геополитической ситуацией в стране — сегодня они отражают потребности населения в быстрой переквалификации и скорейшем трудоустройстве.
Меньше воды, больше практики: короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством
Цель быстро получить прикладную профессию и как можно скорее (в течение 4–6 месяцев) трудоустроиться или монетизировать свои компетенции будет основным запросом аудитории в 2023 году, основными причинами игроки называют сужение горизонта планирования и перераспределение доходов россиян. Если до 2022 года студенты в основном приходили учиться, чтобы развиваться в текущей профессии, то теперь желание поменять карьерный трек вышло на первое место. В Skillbox отмечают, что 66% студентов приходят в школу, чтобы сменить работу. Среди студентов Elbrus Bootcamp такую цель ставят перед собой 79% обучающихся.
«На первый план в образовании сейчас также выходит релевантность курсов текущим запросам рынка, — считает директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory Никита Старун, — поэтому перед edtech-компаниями стоит задача уже в процессе обучения погружать студентов в индустрию, давать возможность получать практический опыт, решать реальные бизнес-кейсы».
Чтобы быстрее освоить профессию, студенты теперь выбирают более интенсивные программы, к примеру буткемпы. Свои буткемпы есть, например, у Elbrus Bootcamp, «Нетологии», «Яндекс Практикума», SkillFactory. Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp, утверждает, что главные преимущества такого формата — полное погружение в учебу, большое количество практики, индивидуальная работа с наставниками и комьюнити, мотивирующие на всех этапах программы.
IT, дизайн и менеджмент впереди остальных
Еще в 2022 году образовательные платформы зафиксировали существенный рост спроса на IT-обучение — на 30–50% по сравнению с докризисным периодом. «На данный момент IT-сфера может служить гарантией того, что человек найдет работу с достойной оплатой на фоне сокращений, уходов компаний с российского рынка и других негативных экономических факторов», — объясняет Георгий Бабаян. Курсы по программированию в 2022 году выбрали 59% всех студентов «Яндекс Практикума», в «Нетологии» наибольшей популярностью также пользовались программы в сфере IT, основным фактором роста холдинга Ultimate Education послужили курсы по разработке видеоигр и IT-дизайну. Среди самых популярных направлений игроки выделяют курсы информационной безопасности, iOS-разработки и тестирования ПО.
Интерес студентов к прикладным программам в этом году только увеличится. «IT-специальности — программирование и цифровой дизайн — остаются наиболее востребованными. Среди работодателей есть запрос на специалистов направлений «Программирование», «Дизайн» и «Маркетинг». При этом больше всего трудоустроенных оказалось среди 1С-разработчиков, графических дизайнеров, дата-аналитиков, копирайтеров и веб-дизайнеров», — рассказывает сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox Сергей Попков. 31% студентов из общего числа новых пользователей выбрали курсы «Управление» в 2022 году в Skillbox, что позволило программе оказаться в тройке лидеров по популярности на платформе.
«На российском рынке сейчас наблюдается потребность в замене программного обеспечения и разработке аналогов вендоров, ушедших с российского рынка, — объясняет Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP», — поэтому в компании прогнозируют увеличение интереса к профессии тестировщика». По его словам, все большей популярностью пользуются программы обучения, которые дают комплексные знания, а не ограничиваются одной специализацией: «Универсальный разработчик должен быть подготовлен к изменяющемуся спросу на IT-рынке и уметь адаптироваться, программировать как на Python, JAVA, так и на Kotlin, Go и любых новых языках программирования».
Причем универсальность будет востребована и в других областях: «Растет спрос на Т-образные профессии и навыки в маркетинге, например, когда таргетолог берет на себя дополнительные задачи по SMM и развивается в этом направлении. Учебные программы также меняются исходя из этого тренда», — говорит Елена Герасимова.
Больше конкретики от экспертов
Рост микропредпринимательства в сфере онлайн-обучения станет одной из тенденций ДПО в этом году, уверен Георгий Бабаян: «На фоне активных маркетинговых кампаний крупных онлайн-школ и обезличенной коммуникации с ними взрослая аудитория отдает предпочтение экспертам, которые активно развивают свой личный бренд и комьюнити. Причем часто средний чек курсов или менторства у таких экспертов может быть сопоставим с покупкой годового курса в онлайн-школе».
Усиление роли государства
Одним из обязательных условий эффективного ведения бизнеса в 2023 году часть игроков называют сотрудничество с государственными заказчиками. Марианна Снигирева, генеральный директор «Нетологии», ожидает от edtech-компаний более глубокой интеграции в реализацию госпрограмм, когда игроки будут получать от государства льготы и гранты на обучение россиян. Сама «Нетология» участвует в программе персональных цифровых сертификатов — обучает студента, а после успешного окончания программы или его трудоустройства получает за него субсидию от 50 до 100% от суммы обучения.
«На фоне ухода зарубежных компаний и оттока кадров за рубеж российская экономика будет нуждаться в специалистах, которые смогут разрабатывать отечественный цифровой софт. Поэтому в этом году можно ожидать продолжение реализации госпроектов по подготовке IT-специалистов», — считает основатель Elbrus Bootcamp Георгий Бабаян. Он также полагает, что в 2023 году продолжится увеличение государственных инвестиций в образование.
Spektr и Ed.Partners отмечают, что финансирование программ профессионального обучения — общий тренд для всех стран с сильным государственным регулированием сферы образования, и предполагают, что, возможно, в этом году государство привлечет к сотрудничеству не только крупных edtech-игроков, но и нишевые ДПО. Из этого вытекает еще один побочный тренд — сотрудничество с вузами: сегодня почти 50% онлайн-программ на рынке высшего образования университеты реализуют совместно с edtech-платформами («Нетология», Skillbox, SkillFactory) — в 2022 году общая выручка таких программ превысила 1,4 млрд рублей.
Россия в глобальном контексте: в ногу с мировыми трендами
Несмотря на геополитическую ситуацию, российский и мировой edtech-рынки развиваются по схожему пути и следуют общим трендам ДПО. Единственным весомым отличием можно считать заморозку венчурного рынка.
Рост количества M&A-сделок
Согласно отчету консалтингового агентства McKinsey, из-за высоких затрат на привлечение клиентов многие мировые edtech-компании в 2023 году будут прибегать к слияниям и поглощениям, чтобы масштабироваться и снизить маркетинговые расходы.
То же касается и России: «Небольшие школы, скорее всего, будут закрываться, продаваться или уходить за рубеж: им в первую очередь не будет хватать маркетингового бюджета и возможностей для роста, Полагаю, что рынок еще больше сомкнется вокруг крупнейших игроков с большим трафиком — «Яндекса», VK и нас», — признается СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева.
Коучинг и наставничество
«Глобальный тренд, который точно совпадает с российским, — запрос на менторство и карьерный коучинг во время обучения, — рассказывает Георгий Бабаян, — Мы это видим по студентам Elbrus Bootcamp, которые в течение карьерной недели активно работают с менторами над резюме, портфолио, а главное — мягкими навыками и психологической устойчивостью, которые особенно нужны для успешного прохождения собеседований».
Модель обучения на основе подписки
С 2020 по 2022 год множество зарубежных платформ внедрили подписную модель обучения. Edtech-проектам такая модель позволяет получать рекуррентные платежи и дополнительную прибыль, упаковывая уже записанные курсы в подписку. К началу 2023 года ряд российских компаний реализовали подписную модель — среди них Edutoria, OTUS, XYZ School, HTML Academy, BBE и Moscow Digital School. Управляющий директор Ultimate Education Никита Подлипский считает, что подписка дает клиенту возможность убедиться в качестве продукта, знакомит с преподавателями и платформой в целом и положительно влияет на повышение конверсии других образовательных продуктов школы.
Микрообучение
Более 60% пользователей интернета получают знания из TikTok, YouTube или Instagram*. При этом в связи с обилием контента концентрация внимания человека снижается, и образовательным платформам становится все сложнее ее удерживать.
Поэтому нано- или микрообучение, адаптированное под мобильные устройства, может стать для edtech-платформ если не альтернативой, то дополнением к классическим обучающим форматам. В отличие от традиционных длинных лекций и семинаров такие уроки состоят из блоков, включающих небольшие тексты, короткие видеоролики, игры, которые занимают не больше 10 минут и позволяют обеспечить в четыре раза более высокий уровень вовлеченности студентов. Поскольку концепция lifelong learning становится все более популярной, нанообучение будет одним из важнейших мировых трендов Edtech в 2023 году.
Примеры микрообучения можно найти у таких образовательных гигантов, как Coursera, Udemy и Duolingo. Российские игроки частично реализуют методику микрообучения с помощью инфотейтмента в социальных сетях — в сторис и клипах. Примером edtech-компании из России, полностью сфокусированной на нанообучении, является
Skill Cup — платформа, где можно найти короткие интерактивные курсы по маркетингу, публичным выступлениям, продвижению. Изначально стартап был ориентирован на корпоративных клиентов (продукт опробовали сотрудники BMW, «Азбуки Вкуса», «Спортмастера», Tele2, Mail.ru), однако сейчас доступен и для частных лиц.
Рост интереса к гибридным и офлайн-форматам обучения
Многие потребители устали от удаленки во всех сферах и предпочитают обучение в группах, создавая комьюнити и развивая нетворкинг в процессе обучения, считает Павел Специан.
«Edtech сегодня делает первые шаги в обучении жителей разных городов России цифровым профессиям в офлайн-среде. Так, синергия подходов поможет нам за короткий срок сделать актуальное образование еще более доступным, — делится Сергей Попков. — В прошлом году мы уже открыли семь офлайн-пространств под брендом Skillbox — в Краснодаре, Казани, Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске и Новосибирске и профориентационный хаб в Москве. И число запросов как от пользователей, так и от работодателей продолжает расти. В регионах большая концентрация IT-компаний, которые заинтересованы в обучении высококвалифицированных специалистов. Офлайн-школы позволят создать площадку для диалога между компаниями и соискателями, выстроить развитую сеть нетворкинга в регионах».
Персонализация, адаптивность и нелинейность
На глобальных рынках растет фокус на управление талантами и обучение с индивидуальными траекториями развития. Персонализированное обучение может помочь студентам запомнить на 30% больше информации и набрать на 20% больше баллов в тестах.
На российском рынке образовательные компании пока что уделяют больше внимания быстрому реагированию на трансформацию рынка труда, — полагает Елена Герасимова. Поэтому индивидуальные траектории развития специалистов пока что не стали УТП ни одной из платформ, но уже вызывают интерес у опытной части аудитории.
Адаптивное обучение и построение персональных индивидуальных траекторий — зарождающийся стандарт сегмента, убежден Сергей Попков. «Процесс обучения подстраивается под входной уровень подготовки студентов, их цели, индивидуальную скорость прохождения, предпочтения по формату контента и возможности выбора кейсов для практики, — объясняет он. — Мы сделали первый шаг к адаптивности еще в прошлом году, обновив нашу LMS. В числе первых запуском курсов с нелинейной моделью обучения были “Веб-дизайн 3.0”, “Микросервисная архитектура”, “Продвижение “ВКонтакте”. Теперь пользователи могут изучать материалы в произвольном порядке, отталкиваясь от своего базового набора навыков. При этом балльная система оценки задач помогает не потеряться в изобилии контента — выбирать задачи по уровню сложности — и строить свою стратегию прохождения. В планах на ближайший год адаптировать курсы с направления “Маркетинг” и “Дизайн” под индивидуальные траектории».
Искусственный интеллект
Массовое внедрение нейросетей, таких как, например, ChatGPT, может привести к новому буму в edtech. RecearchAndMarkets пророчат появление нескольких единорогов на фоне активного использования ИИ и машинного обучения на технологических рынках. Нейросети уже помогают автоматизировать учебный процесс, проверять усвоенный материал и обеспечивают круглосуточную поддержку студентов: инструменты ИИ уже используют Grammarly, Duolingo, Thinkster и другие гиганты. Российские компании тоже уже используют нейросети для проверки домашних заданий, генерации части контента, оптимизации маркетинговых задач и даже создания курсов. Тем не менее многие игроки пока относятся к технологиям со скепсисом, подмечая, что выстроить весь путь студента с помощью ИИ пока невозможно и инструменты необходимо развивать постепенно, постоянно проверяя результаты внедрения.
Планы российского ДПО на 2023 год: новые запуски и кратный рост
Никита Подлипский, управляющий директор Ultimate Education
«На 2023 год наш холдинг ставит себе амбициозные цели по дальнейшему росту и увеличению доли рынка. Мы продолжим развивать продуктовую матрицу в своих нишах. На данный момент в школах холдинга запущено чуть больше 250 образовательных программ. Школы нацелены на расширение своей аудитории и продолжат развивать продуктовые матрицы и сообщества в своих нишах, выходя в смежные направления с наибольшим пересечением интересов своей клиентской базы».
Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу школы IT-профессий SkillFactory
«В 2023 году мы планируем кратно расти, параллельно с этим внедряя новую продуктовую и брендовую стратегии, развивая в том числе всю отрасль».
Павел Специан, генеральный директор «Компьютерной Академии ТОP»
«Мы ожидаем прироста за счет диверсификации продуктовой линейки, увеличения количества студентов в сегменте быстрых, коротких курсов. Планируем готовить специалистов «под заказ» рынка, участвовать в реализации государственных проектов, направленных на развитие и поддержку IT-индустрии».
Сергей Попков, сооснователь и директор по развитию бизнеса Skillbox
«В числе основных задач — рост рентабельности бизнеса для обеспечения его устойчивости. С точки зрения продукта сегодня мы работаем над качественным улучшением продуктов текущей линейки, стремясь к повышению результативности и вовлечения пользователей в процесс обучения. Главная задача для нас — сделать дополнительное профессиональное образование прозрачным и понятным».
Георгий Бабаян, руководитель и основатель школы программирования Elbrus Bootcamp
«На 2023 год у нас амбициозные планы. Во-первых, мы планируем запустить ряд новых образовательных программ. С февраля наш флагманский продукт — учебный курс по веб-разработке в формате буткемпа доступен в формате парт-тайм онлайн. Мы полностью сохранили программу курса, но адаптировали ее под график неполного рабочего дня, чтобы студенты могли совмещать работу, уход за семьей и личные проекты. В планах — запуск новой программы «Аналитик данных».Мы планируем увеличить количество новых студентов на 90%. Для нас по-прежнему ключевыми метриками качества обучения остаются процент доходимости студентов до конца курса, NPS и трудоустройство по окончании учебы. В 2023 году мы планируем повысить процент трудоустроенных студентов с 90 до 95% за счет развития партнерств с работодателями в сфере IT».
Елена Масолова, CEO Eduson
«Планируем более 1 млрд рублей выручки только от B2C, без секторов B2B и B2G».
Елена Герасимова, руководитель направления дополнительного профессионального образования в «Нетологии»
«Наши цели остаются оптимистичными: важно выходить на новые сегменты обучения и продолжать строить человечный и сильный бренд. Мы и дальше продолжим реализовывать социально значимые проекты. Рынок постепенно отходит от кризисного состояния, и нужно помогать ему стабилизироваться за счет достижения студентами их карьерных целей».
Эллина Оруджева
* Meta признана в России экстремистской организацией.
Дата публикации: 18 Апрель 2023

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.
Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.
За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.
За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.
Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.
Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.
Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.
Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.
Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.

Рынок обучения немецкому языку в России вырос на 27,5% — такая оценка связана в основном со всплеском эмиграции среди населения в 2022 году. Главного лидера сегмента — Гёте-институт — вскоре могут потеснить из-за блокировок счета организации. Сам же рынок будет стремиться к консолидации вокруг edtech-проектов, а больший упор сделает на онлайн- и гибридные форматы. Подробности — в новом рейтинге российских школ немецкого языка.

Объем российского edtech-рынка по итогам 2023 года превысит 100 млрд рублей, рост составит 20–25% — такой прогноз сделало Агентство Smart Ranking на основании результатов I квартала. Детское онлайн-обучение при этом по темпам опередит ДПО, в результате чего их доли в общем объеме примерно сравняются и суммарно будут составлять около 70–80% рынка. Среди самых перспективных форматов — детские школы программирования и репетиторство по школьным предметам по подписке.

Первый квартал стал рекордным для многих онлайн-школ — они увеличили выручку на сотни процентов. В 2023 году прогнозируемая совокупная выручка школ вырастет на 30% до 123 млрд руб. Активно драйвить рынок будут школы маркетплейсов, психологии и обучения ИИ. В приоритете многих школ встанут короткие программы обучения.

За полгода после запуска образовательная платформа по гуманитарным наукам «Страдариум» заработала 14,3 млн рублей без маркетингового бюджета. Уже 11 месяцев проект развивается по cost-эффективной модели. Сооснователь платформы Янис Прошкинас рассказал о том, как запустить рабочий MVP и продвигать курсы через коллаборации, а также о ценообразовании курсов и минусах модели продаж по подписке.

За 5 лет число пользователей интернета со смартфонов в России увеличилось почти в 2 раза. Чтобы сохранять и увеличивать свой трафик на фоне изменений в веб-среде, edtech-проекты запускают собственные мобильные приложения. В топ-15 российских образовательных приложений вошли разработки компаний из сегментов ДПО, иностранных языков, детского образования, а также платформ для создания курсов и проведения вебинаров.

Ключевые тенденции, определяющие развитие ДПО в России и мире, мы выделили вместе с представителями ведущих российских edtech-компаний — это короткие интенсивные программы с последующим трудоустройством, коучинг и наставничество, персонализация обучения и ряд других тенденций. Игроки также рассказали, на какие проекты они делают ставку в 2023-м и какого результата ожидают.

Изучайте подборку самых интересных edtech-конференций из разных стран — России, Казахстана, США, Китая, Испании, Германии, Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Италии, Израиля, чтобы не упустить обмен опытом и возможность заявить о своем проекте.

Всего на 1,17% по итогам 2022 года вырос общий объем выручки крупнейших казахстанских edtech-компаний по результатам исследования аналитического агентства Smart Ranking. На замедление рынка повлияло множество факторов от военного конфликта в Украине до высокой закредитованности населения. Тем не менее рынку пророчат активный рост к началу 2024 года.

Skypro, будучи проектом одного из лидеров рынка — Skyeng, выходил на рынок ДПО с изначально амбициозными целями и заявкой на лидерство. О том, почему рынок ДПО оказался для группы Skyeng самым сложным, как конкурировать с гигантами через перевоспитание пользователя, и о планах на будущее рассказал исполнительный директор Skypro Владимир Баяндин.

Выручка инфобизнесменов в 2022 году составила 96,2 млрд рублей и увеличилась всего на 3% по сравнению с 2021-м. Падение кризисного первого полугодия сменилось ростом, за которым, по мнению игроков, последует быстрый подъем.