
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Ключевые тренды в онлайн-подготовке к ЕГЭ в 2025 году — рост спроса на технические дисциплины, ранний старт подготовки, внедрение нейросетей и гибридных форматов, а также усиление конкуренции за качество сервиса. В новом исследовании Smart Ranking раскрывает результаты успешных школ, стратегии их продвижения и запросы современных учеников.
![]()
Дарья Рыжкова, основатель Smart Ranking
Мы видим, что онлайн-школы становятся весомым фактором в подготовке к ЕГЭ: по нашим данным, почти треть стобалльных результатов показали ученики онлайн-курсов. В исследовании участвовали не все школы, но данные даже по части рынка показывают, как сильно онлайн-подготовка влияет на результаты сдачи экзамена: баллы тех, кто готовился онлайн, выше средних по России. Надеемся, что рейтинг и наш анализ будут полезны будущим выпускникам и их родителям. А участники рынка “сверят часы” по трендам, которые они наблюдают, и оценят свою позицию со стороны».
Методология исследования
Мы обратились более чем к 12 онлайн-школам, которые занимаются подготовкой к выпускным экзаменам, в исследовании приняли участие пять из них. Для отображения более объективной рыночной картины мы добавили в исследование некоторые данные школ «Умскул», «99 баллов» и «Вебиум» из открытых источников.
Для оценки результативности подготовки к ЕГЭ мы использовали интегральный показатель, учитывающий число стобалльных результатов, долю результатов в диапазоне 80–100 баллов, средний балл по результатам учеников школы, а также показатель удержания, оценивающий число школьников, переходящих на следующий месяц обучения.
Итоговый балл рассчитывался как сумма произведений нормализованных значений показателей на вес каждой метрики: Σ((Показатель школы/Максимальное значение показателя в группе) Х Вес метрики).
Веса были определены следующим образом: наибольший вес (30%) присвоен абсолютному числу стобалльных результатов как ключевому индикатору способности школы готовить учеников на максимальный балл.
Доля результатов 90+ баллов (вес 25%) отражает достижение отличных показателей и системность работы школы, а доля 80+ (вес 20%) указывает на умение обеспечивать высокий уровень подготовки для значительной части учеников.
Средний балл (15%) выбран как универсальный показатель общего качества обучения. Метрика удержания учеников — retention (10%) — показывает, сколько учащихся проходят курс полностью — это признак доверия к школе.
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году
«100балльный репетитор»
Лидером по эффективности подготовки к ЕГЭ в 2025 году стала школа «100балльный репетитор». Ученики этой школы показали больше всего стобалльных результатов в абсолютном выражении — 985, она также вошла в лидеры по показателю удержания учеников. Всего ученики сообщили 58 864 результата экзаменов, что является рекордом среди участников рейтинга.
1,67% результатов учеников школы составили 100-балльные оценки, 10,96% — находятся в диапазоне 90–99 баллов, 19,31% — 80–89 баллов. Средний балл учеников «100балльного репетитора» составил 71,76, что соответствует четвертому месту по этой метрике.
Школа готовит ко всем предметам ЕГЭ по нескольким тарифам: без куратора, с куратором и с репетитором. Средний чек одного ученика — от 30 до 50 тысяч рублей.
Учеников к сдаче экзаменов готовят 25 преподавателей, а также команда кураторов и методистов. Материалы курсов адаптируются под потребности учеников благодаря системе анализа больших данных. Обучающиеся получают поддержку в формате психологических консультаций, тренировочных экзаменов.
![]()
«Чтобы ученики достигали высоких результатов, обучение должно быть не только структурным, но и максимально вовлекающим. Мы соединяем опыт сильнейших преподавателей и большие данные, собранные в ходе обучения более 300 000 наших учеников, чтобы дать такой опыт и помочь ребятам достичь своих жизненных целей», — рассказал соруководитель школы «100балльный репетитор» Никита Старун.
«Тетрика»
На втором месте по результативности подготовки к выпускным экзаменам — «Тетрика». В 2025 году ученики сообщили школе 10 858 своих результатов, 217 (2%) из которых были на 100 баллов, 9,99% — на 90–99 баллов. Отметим, что 59,99% результатов учеников «Тетрики» попали в диапазон 80–89 баллов, что в два раза больше, чем у второй по этому показателю школы — NeoFamily с 23,65%. Высокое качество подготовки подтверждает также лучший средний балл среди участников рейтинга — 82,3. Школа лидирует и по показателю удержания — 93,3%. Высокий результат может быть связан с бизнес-моделью школы: компания предлагает не потоковые курсы, а индивидуальные уроки.
![]()
«Мы готовим к экзаменам как индивидуально с репетитором, так и в мини-группах с ограниченным числом участников. В отличие от массовых платформ и потоковых онлайн-школ у нас нет универсальной программы “для всех”. Каждый педагог формирует индивидуальную траекторию: убирает лишнее повторение, концентрируется на пробелах и выстраивает обучение под конкретные цели школьника. Такой формат дает более высокий уровень персонализации и вовлеченности», — рассказал сооснователь «Тетрики» Николай Спиридонов.
В «Тетрике» доступны уроки по всем предметам ЕГЭ с тарификацией по количеству занятий: 8, 16, 24, 32, 48 и 64 урока.
NeoFamily
Третье место в общем зачете заняла школа NeoFamily. В 2025 году ее ученики сообщили о 3 323 своих результатах, 1,72% из них были 100-балльными, 15,86% — в диапазоне 90–99 баллов, 23,65% — 80–89 баллов. Школа стала третьей среди участников рейтинга по среднему баллу — 74,03, что значительно выше средних баллов российских выпускников по биологии — 54,5 и химии — 58,2.
NeoFamily специализируется на подготовке к ЕГЭ по четырем предметам: русский язык, базовая математика, химия и биология. В пакет восьмимесячного курса включена поддержка куратора и методиста-репетитора. Средний чек сезона подготовки 2024/2025 — 22 600 рублей.
Школа уделяет много внимания общению с учениками. Например, в этом году на платформе разделили функционал проверки домашнего задания и ведения ученика по треку: раньше за все это отвечал один человек — куратор. В NeoFamily появились методисты — люди, которые специализируются на проверке заданий и ответах на вопросы по экзамену. Теперь функция куратора — только вести ученика по курсу, так что его работа стала эффективнее.
«Наши преподаватели тесно общаются с учениками. Например, Андрей — преподаватель по биологии и основатель — часто сидит в чате методистов и отвечает на вопросы детей сам. Заметив сообщение о том, что с длинными ногтями неудобно печатать, он внедрил функцию голосовых сообщений. Дети видят, что они важны, очень чувствуют это и ценят, когда их обратная связь услышана», — рассказали в NeoFamily.
Рейтинг онлайн-школ по среднему баллу ЕГЭ
Средний балл ЕГЭ учеников школ-участниц рейтинга составил 73,86, что выше среднего показателя по России в 58,5 балла*.
Максимальный средний балл — у выпускников, подготовившихся в «Тетрике», — 82,3. На втором месте — ученики NeoFamily с 74,03 баллами, на третьем — «100балльный репетитор» с 71,76 баллами.
*Средний балл рассчитан на основе среднего показателя по всем предметам по данным Рособрнадзора.
Рейтинг онлайн-школ по абсолютному числу стобалльных результатов ЕГЭ
Суммарно ученики школ-участниц рейтинга показали 1 302 стобалльных результата — это 17,3% из 7 525 общего числа максимальных результатов*. А с учетом открытых данных школ «Умскул», «99 баллов» и «Вебиум» — 29%.
Наибольшее число результатов ЕГЭ в 100 баллов в школе «100балльный репетитор» — 985. По информации из открытых источников, второе место занимает «Умскул» с 825 стобалльниками, однако среди участников рейтинга второе место у «Тетрики» — 217. На третьей строчке NeoFamily с 57 стобалльными результатами.
Отметим, что «Фоксфорд» представил наилучший показатель по доле стобалльных результатов, но в абсолютных числах уступает школе «100балльный репетитор».
*Доля рассчитана с учетом того, что некоторые выпускники сдали на 100 баллов более одного предмета. В расчете учитывается именно количество результатов, а не людей, для чего общее число стобалльных результатов по России получено как сумма: (6820 * 1) + (331 * 2) + (13 * 3) + (1 * 4) = 7 525.
Рейтинг онлайн-школ по доле результатов ЕГЭ 80–100 баллов
Наибольшую долю результатов в диапазоне 80-100 баллов показали школы «Тетрика» — 71,98%, «Фоксфорд» — 41,85% и NeoFamily — 41,23%.
По доле результатов в диапазоне 90–99 баллов в лидеры вышли «Фоксфорд» с 16,7%, NeoFamily с 15,86% и «100балльный репетитор» с 10,96%.
В диапазоне 80-89 баллов лидирует «Тетрика» — 59,99% результатов из всех известных школе. Массовый хороший результат также показали ученики школ, подготовившихся в NeoFamily и «Фоксфорде».
Рейтинг онлайн-школ по retention
Больше всего учеников, продолжавших курсы подготовки к ЕГЭ из месяца в месяц, в школе «Тетрика» — 93,3%. На втором месте по удержанию учеников — «100балльный репетитор» с 93,1%. Третье место заняла школа NeoFamily с Retention 90%.
Тренды и прогнозы
Сегмент онлайн-подготовки к ЕГЭ демонстрирует динамичные изменения: растет спрос на технические дисциплины, рынок консолидируется вокруг крупных игроков, а ученики начинают готовиться раньше — с 8–9 классов. Онлайн-формат стал нормой, но теперь школы делают ставку на гибридные модели, персонализацию и психологическую поддержку. При этом конкуренция за бюджетные места в вузах повышает требования к качеству подготовки, заставляя EdTech-компании развивать методики и сервис.
Онлайн-школы как социальный лифт: растет доля учеников в регионах
Онлайн-формат позволяет охватить школьников по всей России. Онлайн-подготовка больше не привилегия учеников из городов-миллионников, а социальный лифт для ребят из регионов. Три онлайн-школы рассказали о географическом распределении своих учеников.
В составе учеников школы «100балльный репетитор» около 28% из регионов Центрального федерального округа, еще 20% — из Поволжья. Примерно по 7-10% учеников приходятся на Северо-Западный, Сибирский, Южный и Уральский федеральные округа. Меньше всего учеников школы с Дальнего Востока и из Северо-Кавказского федерального округа.
Около 37% учеников трех онлайн-школ, принявших участие в исследовании, живут в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные 63% составляют школьники со всех концов страны. Много ребят из деревень, сел, ПГТ, рассказали в NeoFamily.
«Традиционно от 50% до 60% нашей аудитории составляют жители крупных городов. Примерно 42% наших учеников — это жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Еще 19% — ученики из городов-миллионников. Оставшиеся 39% — жители других регионов. Наибольшее число стобалльников представляют крупные города, в частности, Москву, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск», — рассказали в пресс-службе «Фоксфорда».
Социальные сети — важный канал продвижения курсов подготовки к ЕГЭ
Успешные edtech-проекты используют комбинированные стратегии продвижения, сочетая performance-маркетинг, брендинг, партнерства и контент-маркетинг. В NeoFamily подчеркнули важность развития Telegram-канала и бесплатной платформы школы с базой заданий ЕГЭ и справочными материалами. Школа «Лектариум» использует для продвижения канал в Telegram, поисковую оптимизацию, контекстную рекламу, а также партнерство со школами и образовательными центрами.
«Наиболее эффективный канал для нас — прямые заходы. Это результат системной работы: прямой трафик — следствие узнаваемости бренда, доверия, накопленного через PR, контент, сильное предложение и работу перфоманс-команды. Перфоманс-каналы дают стабильный приток новых заявок и масштабируемость, но именно сочетание с сильным брендом и хорошей воронкой делает их наиболее эффективными», — рассказали в пресс-службе «Фоксфорда».
По итогам мониторинга каналов продвижения 15 онлайн-школ мы наблюдаем четыре самых популярных направления:
-
Видеоблоги школ в TikTok и YouTube Shorts;
-
Telegram как канал для связи с учениками;
-
Гибридные стратегии: performance + бренд-маркетинг;
-
Усиление работы с родителями через email-рассылки и VK.
![]()
«Большинство учеников учатся параллельно с соцсетями, листая в фоновом режиме страницы блогеров. Кайфовый блогерский вайб наших преподавателей — важный фактор вовлечения и повышения интереса к учебной деятельности. Мы находимся в среде ребят, там, где их фокус и внимание, при этом с нами они обучаются», — рассказал академический директор школы «100балльный репетитор» Айдар Шарифьянов.
Некоторые онлайн-школы, например, Skysmart, ведут отдельные социальные сети для детей и родителей: для школьников — VK, Youtube и TikTok, а для родителей — VK, Youtube, Дзен и Telegram.
Онлайн-школы повышают вовлеченность учеников через игры и конкурсы
За последние два года наблюдается тенденция снижения уровня вовлеченности учеников в подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, отметила руководитель продуктового направления «Лектариум» Вероника Сорокина. В частности, заметно уменьшилось выполнение домашних заданий и пробников. Поэтому онлайн-школы активно внедряют методы поддержки мотивации и вовлеченности учеников. Участники рейтинга используют пять основных способов:
1. Геймификация и соревновательные элементы.
2. Разнообразие форматов обучения.
3. Персонализация и адаптивные технологии.
4. Внеучебные активности и поддержка.
5. Мотивация через обратную связь и поощрения.
NeoFamily внедрила рейтинговую систему с ценными призами, в частности, подпиской на «Яндекс Плюс», что повышает вовлеченность через здоровую конкуренцию.
![]()
«У нас есть ежедневные активности, которые занимают не так много времени, но сильно влияют на запоминание информации и прогресс: интервальное повторение и нейротест — проверка на самые сложные темы для конкретного ученика + новые темы по желанию. Это входит в привычку со временем и сильно влияет на то, что у ученика гораздо лучше получается решать задания, а значит, он в целом доволен», — рассказал директор NeoFamily Андрей Фомин.
![]()
«Большую ставку мы делаем на организацию вовлеченной работы кураторов. Для многих наших учеников куратор — крутой наставник, который поможет и поддержит, выслушает и даст совет, придет к тебе, если ты вдруг начнешь снижать учебную активность, и постарается поднять твою мотивацию через старый добрый разговор по душам — бывает, этого очень не хватает! И это происходит гармонично и естественно с обеих сторон.
Кроме того, на наших курсах есть не только морковка спереди, но и морковка сзади — система жизней. Если не делать домашки — жизни сгорят и доступ к курсу будет закрыт. Около 40% учеников — горячие поклонники такого метода мотивации», — рассказал академический директор школы «100балльный репетитор» Айдар Шарифьянов.
Растет спрос на технические науки
Четыре из пяти участников рейтинга отметили увеличение спроса по техническим предметам. Так, NeoFamily, «100балльный репетитор», «Фоксфорд» и «Лектариум» рассказали, что выросло число учеников по курсам информатики, биологии, химии и физики. Эти наблюдения подтверждаются данными Рособрнадзора.
В «Фоскфорде» считают, что рост востребованности программ по русскому языку объясняется его обязательным статусом, а популярность физики как предмета по выбору связана с государственной поддержкой инженерных кадров.
«Растет спрос на гибридные предметные связки, выходящие за рамки классических профилей. По нашим наблюдениям, ученики все чаще строят траектории под конкретные профессии будущего, а не абстрактные профильные направления. Так, например, на 20% вырос спрос на связки предметов «информатика + биология» под биоинформатику и генетику, а также «физика + информатика» под робототехнику», — рассказали в пресс-службе «Фоксфорда».
Рынок онлайн-подготовки становится более зрелым
Две школы-участницы рейтинга считают, что сегмент онлайн-подготовки к ЕГЭ стал более оформленным. В «Фоксфорде» отметили, что рынок онлайн-школ консолидируется вокруг крупных участников, которые из года в год демонстрируют показатели, существенно опережающие темпы роста рынка, в то время как игроки меньшего размера стагнируют или падают в продажах.
![]()
«Зреет стандарт рынка и в качестве преподавания, и в методологии, и в организации продаж. При этом у компаний стало больше фокуса на собственных действиях, а не промахах соседа. Игроки рынка в целом заинтересованы в том, чтобы конкурировать качеством продукта. Мы делаем ставку на том, чтобы процесс обучения драйвил ребят, и подготовка вместо нудных занятий пробуждала искренний интерес», — поделился впечатлениями соруководитель школы «100балльный репетитор» Никита Старун.
Онлайн-школы становятся нормой для подготовки к ЕГЭ
Онлайн-школы укрепились и теперь считаются одним из основных способов подготовки к экзаменам — даже в сознании родителей, которые несколько лет назад относились к онлайн-школам более настороженно, считают в NeoFamily.
![]()
«Онлайн-школы существенно потеснили офлайн-курсы. Репетиторы — это классический и вечный способ обучения в принципе. Мы замечаем, что онлайн-школы вместо борьбы с этими ветряными мельницами стали просто внедрять репетиторство в тарифы и услуги. В целом это оптимальный способ: не бороться, а частично приобщиться, так как репетиторы и индивидуальный подход всегда будут востребованы», — рассказал директор NeoFamily Андрей Фомин.
Представители школы «Фоксфорд» отмечают, что все больше крупных игроков детского edtech уходят от противостояния «онлайн vs офлайн» к экспериментам с форматами гибридного обучения. Классические школы и репетиторы массово осваивают дистанционные технологии. В итоге получают преимущество те, кто предлагает ученику сквозную персонализированную траекторию «любое место × любой формат × гарантированный результат», считают в «Фоксфорде».
«Онлайн-сегмент все еще растет быстрее офлайна, но темпы снизились. Онлайн продолжает расти быстрее за счет масштабируемости и регионального охвата, но рынок вошел в стадию зрелости, а стоимость привлечения ученика выросла на 25–30% за два года», — сообщила пресс-служба «Фоксфорда».
Школьники начинают раньше готовиться к экзаменам
Две из пяти школ-участниц рейтинга заметили тренд на более раннее начало подготовки к ЕГЭ. Так, в NeoFamily увеличилась доля учеников 10-го класса, которые принимают решение готовиться за два года до ЕГЭ.
![]()
«Ученики стали в целом раньше задумываться о подготовке: теперь доля годового курса еще существеннее выделяется относительно более краткосрочных курсов. На все это повлияли как улучшения наших курсов, так и поведенческие изменения — дети теперь раньше задумываются о подготовке и больше переживают о ней», — рассказал директор NeoFamily Андрей Фомин.
«Ранняя профориентация становится более востребованной. Момент, когда ученики и их родители задаются вопросом выбора профильных предметов для сдачи на выпускных экзаменах, продолжает сдвигаться в сторону младших классов. Это связано с увеличением доли профильных классов в школах и популяризацией профильных учреждений среднего профессионального образования: почти две трети учеников после 9-го класса делают выбор в пользу СПО, стремясь раньше выйти на рынок труда», — отметили в пресс-службе «Фоксфорда».
Аудитория становится более требовательной к онлайн-школам
В условиях растущего выбора ученики ориентируются не только на цену, но и на качество преподавания, уровень сервиса, дополнительные услуги. Это стимулирует рынок повышать стандарты качества.
![]()
«Многие школы считают, что можно успешно записывать веселые тиктоки и при этом у тебя будет много учеников — это не так. Аудитория все больше разделяет, сможет ли тот или иной преподаватель действительно хорошо подготовить, или это просто блогер. Уровень запроса от учеников повысился, они стали более внимательны в выборе школы, изучают отзывы, программу, методики преподавания», — говорит соруководитель школы «100балльный репетитор» Никита Старун.
В «Лектариуме» видят не только рост требований к качеству обучения, но и спрос на более индивидуальные форматы обучения.
![]()
«Ученики и их родители все чаще ищут способы получить персонализированный подход, который поможет максимально эффективно подготовиться к экзаменам. В частности, наблюдается увеличение интереса к следующим форматам: мини-группы, индивидуальные консультации с кураторами, персонализированные программы обучения», — рассказала руководитель продуктового направления «Лектариум» Вероника Сорокина.
Конкуренция за места в вузах растет, особенно на популярные специальности, рассказали представители школы «Фоксфорд». В 2025 году стоимость обучения в российских вузах выросла на 12% по сравнению с прошлым годом, поэтому поступление на бюджетные места становится все более желанным для абитуриентов.
«Уже недостаточно просто “сдать хорошо” — нужно сдать очень хорошо, а в идеале — добрать баллы за счет олимпиад, портфолио и индивидуальных достижений. Это формирует новый тип спроса: на долгосрочную подготовку, начиная с 9–10 классов, на многокомпонентные траектории “ЕГЭ + олимпиады + дополнительные вступительные испытания + портфолио”, а также на персонализированные форматы, учитывающие цели поступления и сильные и слабые стороны ученика», — отмечают в пресс-службе «Фоксфорда».
В школе также заметили, что растет запрос на увеличение количества пробников и задач с ручной проверкой для подготовки к экзамену. Дополнительно ученики хотят получать шпаргалки и конспекты с ключевой информацией по темам.
Растет спрос на ОГЭ
Почти все участники рейтинга сходятся в том, что в России растет запрос на подготовку к экзаменам, которые сдают в 9 классе.
Четыре из пяти школ-участниц рейтинга уже ввели отдельные курсы по ОГЭ. Директор NeoFamily Андрей Фомин отметил «омоложение» интереса к экзаменационной подготовке, но в школе пока не планируют открывать направление ОГЭ, решив сосредоточиться на ЕГЭ.
![]()
«Мы видим в подготовке к ОГЭ большой потенциал в связи с общим трендом на продолжение обучения и в колледжах, большей осознанностью учеников и желанием начать готовиться как можно раньше. ОГЭ — это в том числе этап на пути к ЕГЭ. Мы верим, что это растущий рынок в моменте», — рассказал соруководитель школы «100балльный репетитор» Никита Старун.
В «Фоксфорде» видят в ОГЭ не только коммерческий потенциал, но и стратегическую ценность: оно позволяет выстраивать более протяженную образовательную траекторию — от ОГЭ к ЕГЭ и к поступлению. Раннее формирование доверительных связей с семьями позволяет вовлечь их в бренд и продемонстрировать эффективность школы, а заблаговременный старт подготовки помогает школьнику развить самостоятельность, уверенность и навык учиться в онлайне. Таким образом, ОГЭ — это не просто экзамен, а новая точка входа в осознанную подготовку.
Ученики ищут в онлайн-школах психологическую поддержку
Трое из пяти участников рейтинга рассказали, что школьники все больше ожидают найти в онлайн-школах не только само обучение и подготовку, но и психологическую поддержку. И многие школы уже готовы ее оказывать.
«Наши ученики получают поддержку от команды кураторов. Дополнительные встречи помогают ребятам справляться со стрессом, прокрастинацией и учат эффективно планировать свое время. В нашем комьюнити они могут найти поддержку и понимание от таких же учеников», — рассказали в пресс-службе «Фоксфорда».
Руководитель продуктового направления «Лектариум» Вероника Сорокина отметила усиление тревожности и стрессовых факторов среди учеников. Увеличился спрос на направление soft skills — развитие критического мышления, навыков планирования времени. Также в школе видят запрос на дополнительный контент по психологической подготовке и мотивации.
Использование нейросетей в подготовке
Онлайн-образование стремительно адаптируется к запросам нового поколения учеников, и одним из ключевых трендов стало активное внедрение генеративных нейросетей в подготовку к ЕГЭ. Так, в школе «Фоксфорд» отмечают, что современные старшеклассники все чаще используют ИИ-инструменты для ускоренного освоения материала, решения задач и даже симуляции экзаменационных условий.
«Фокус внимания учеников сместился на инструменты, которые дают более быстрый результат: короткие видеоуроки и тренажеры для отработки конкретных тем. Новое поколение старшеклассников требует персонализированных, технологичных и быстрых решений», — рассказала пресс-служба школы.
Нейросети могут анализируют уровень знаний ученика, его ошибки и темп усвоения информации, чтобы предлагать индивидуальные подборки заданий. Несмотря на преимущества остается вопрос контроля качества: нейросети иногда допускают фактические ошибки, поэтому их используют скорее как вспомогательный инструмент.
Выводы
Проведенный анализ онлайн-школ по подготовке к ЕГЭ в 2025 году выявил следующих лидеров сегмента:
-
«100балльный репетитор» — лидер по интегральному показателю и абсолютному числу стобалльных результатов, а также у школы один из самых высоких показателей удержания учеников.
-
«Тетрика» — лидер по среднему баллу — 82,3, и доле результатов в диапазоне 80-89 баллов — 59,99%. Вероятно, школа демонстрирует высокое качество подготовки за счет индивидуальной модели обучения.
-
NeoFamily показывает стабильные результаты по всем метрикам, занимает третье место по среднему баллу — 74,03.
Школы с меньшим количеством учеников, такие как «Фоксфорд» и NeoFamily, демонстрируют высокую концентрацию сильных результатов. Каждый пятый результат школы «Фоксфорд» находится около 90 баллов — это самый высокий показатель среди всех школ. NeoFamily на втором месте, несмотря на большее количество учеников, чем у «Фоксфорда».
Очевидно, что чем больше учеников доходит до конца подготовительного курса, тем лучше они сдают ЕГЭ. Поэтому высокий процент удержания школ «Тетрика», «100балльный репетитор» и NeoFamily коррелирует с высокими показателями результатов сдачи экзаменов с коэффициентом 0,66.
В 2025 году рынок онлайн-подготовки к ЕГЭ вступил в фазу зрелости, где ключевыми трендами стали снижение возраста начала подготовки, рост спроса на подготовку к ОГЭ, повышение требований к качеству обучения, персонализация программ, а также запрос на внедрение психологического сервиса в стандартные курсы подготовки.
Дата публикации: 03 Сентябрь 2025

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.