Smart Ranking


Российская edtech-экспансия в эпоху спецоперации

Российская edtech-экспансия в эпоху спецоперации

Как геополитическая ситуация 2022 года сказалась на экспансии российских edtech-компаний за рубежом? Рассказываем, как прогнозы 2021 года разошлись с реальностью, каким образом изменились стратегии выхода на иностранные рынки и чего теперь ожидать от международной экспансии российских образовательных продуктов.

Если в 2021 году одним из основных трендов российского edtech-рынка была активная экспансия за рубеж, при которой почти 30% крупнейших компаний уже развивали проекты в других странах, то после начала спецоперации ситуация закономерно пошатнулась. Согласно опросу Smart Ranking, проведенному в марте 2022 года, 55% компаний планировали международную экспансию в 2022 году, однако им пришлось пересмотреть планы. Только 15% опрошенных компаний были уверены, что смогут реализовать свои проекты на международных рынках. 

Больше трудностей испытывали компании, которые вели переговоры о масштабировании за границей или даже заключили контракты, однако не успели зарегистрировать бизнес за рубежом. Председатель оргкомитета GESA Russia Валерий Платонов объяснил, почему хуже всего приходится проектам, у которых юридические локации и целевые географические рынки не совпадают: «Это вызовет стремление к физическому переносу ресурсов edtech в другую страну. Санкции, вероятно, будут применяться только к компаниям с государственным импактом»

По итогам прошлого года российский рынок онлайн-образования только среди взрослых составлял чуть более 1% мирового рынка ($3 млрд против $255 млрд). Только за третий квартал 2021-го внешний оборот российских игроков за рубежом составил не менее $19 млн. Самыми привлекательными для российского edtech стали страны СНГ, Латинская Америка, Европа и США. Отдельные игроки работали на рынках Китая, Ближнего Востока и Индии. По количеству стран присутствия и доле зарубежной выручки лидировало обучение детей математике, иностранным языкам и программированию. 

Чего ожидали представители российского edtech от 2022 года

Учитывая благоприятствующие факторы для экспансии, в 2021 года активно продолжали открывать свои проекты за рубежом компании Skillbox, «Нетология», «Алгоритмика», «РОББО», TutorOnline, Like Центр, «Яндекс.Практикум», Getcourse, Qmarketing Academy, «ИнтернетУрок», Mishka AI и другие. Особенно успешно развивались детские образовательные проекты, изначально создававшиеся как международные. К примеру, у компании Novakid, которая работает в 45 странах, 80% выручки приходилось на Европу, 5–6% на Азию, а оставшуюся часть генерировал Ближний Восток. А разработчикам обучающих мобильных приложений IntellectoKids экспорт приносил аж 99% выручки. 

Например, так в III квартале 2022 выглядит распределение доли зарубежной выручки в сегменте иностранных языков — у Novakid на зарубежных клиентов приходится 95% выручки, а Skyeng наоборот — приостановили рекламные кампании в Европе и сконцентрировались на России и СНГ

В третьем квартале 2021 года у игроков были большие планы по глобальной экспансии в 2022-м. В «РОББО» прогнозировали, что рынок образовательной робототехники вырастет в два раза, и ожидали увеличения спроса на азиатских рынках, а сооснователь EBAC Brazil и Skillbox Андрей Анищенко предполагал, что в ближайшие 2 года сразу несколько игроков в сегменте ДПО наберут капитализацию в несколько сотен миллионов долларов вне России. Не видя в стране кратных точек роста для небольших компаний, CEO Puzzle English Иван Штанько советовал выходить за рубеж, формируя хорошие команды по growth-хакингу. В то же время даже в 2021 году иностранные инвесторы уже опасались сотрудничать с российскими edtech компаниями. «При продажах на B2B-рынке наблюдается нежелание иметь прямые контракты с российскими IT-компаниями. Зарубежные заказчики требуют подтверждения, что в портфеле нет клиентов под санкциями», — рассказал Алексей Вагин, CEO «Эквио».

В мартовском интервью Smart Ranking основатель A.Partners Алексей Соловьев отметил, что после начала спецоперации вся экспансия осуществляется в странах, которые соблюдают нейтралитет: Бразилии, Индии и других — и даже отключение SWIFT не помешает переводить часть экспортной выручки в РФ: 

«Не верю, что частную компанию могут заставить отказаться от покупки программного обеспечения другой частной компании, особенно если это ПО мирового уровня, как у iSpring. Мы лично не собираемся останавливать наши международные операции и намерены продолжить делать то, что мы делали, с учетом всех доступных нам методов, например, осуществления платежей через USDC».

Однако сейчас Алексей Соловьев предпочитает не комментировать ситуацию с российским edtech, как и отказываются это делать большинство инвесторов.

Куда санкции привели российский edtech за границей

Большинство компаний, представляющих российский edtech за рубежом, в сегодняшних реалиях опасаются давать комментарии — кто-то не хочет пиарить невзлетевшие проекты, а кто-то даже заявляет, что больше не общается с русскоязычными СМИ. Тем не менее карта российского присутствия на мировом рынке продолжает шириться, хоть и замедленными темпами. 

Основатель и продюсер «РОББО» Павел Фролов рассказал, что ситуация с продвижением проекта складывается удачно — только за август у компании купили франшизу в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Германии и Малайзии. На стадии подписания соглашений находится еще несколько стран: «Государство поддерживает экспорт наших продуктов в рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". Также содействие оказывает Центр поддержки экспорта, Агентство стратегических инициатив, Фонд развития инноваций и многие другие организации»

При этом компания перестала предоставлять данные по доле зарубежной выручки. 

Геополитическая ситуация повлияла на edtech-проект GetCourse — летом 2021 года компания вышла на индийский рынок с B2B-моделью и закрыла ее через полгода из-за проблем с оплатами по системами Stripe и Paypal. Пока в компании раздумывали, что делать дальше, наступил конец февраля. В изменившихся реалиях команда GetCourse оказалась не готова развивать бизнес в Индии по b2b-модели. В апреле создатели проекта начали тестировать B2C-модель — запуск онлайн-курсов, причем не только в Индии, но и в Бразилии и в других странах. Пока доля зарубежной выручки GetCourse колеблется в районе 1%.

В конце марта IT-школа Rebotica начала работать на всей территории Индии — до этого проект работал в стране в тестовом режиме. Компании планирует увеличить количество учеников до 500 к концу 2022 года. Основатель Rebotica Александр Киселев поделился, что прибыли за рубежом пока нет. По его словам, процесс тормозят трудности с транзакциями и рекламой в Facebook*, которой занимается русскоговорящие сотрудники. В планах команды — добиться в Индии операционной прибыли на небольших объемах и «пощупать» страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Доля зарубежной выручки больше 30% есть менее, чем у половины представителей edtech с российскими корнями. В большинстве случаев в III квартале 2022 года зарубежная выручка компаний упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — где-то незначительно (на 1% у Skyeng), где-то же — разительно (почти в два с половиной раза у Like Центр, в три раза — у EDPRO). При этом есть и случаи значительного роста — в шесть раз у Puzzle English, почти в три раза — у Code Breakers. Неоднозначная ситуация с динамикой зарубежной выручки показывает, что, хотя российский edtech и пострадал по сравнению в прошлым годом, дорога на иностранные рынки для россиян не закрыта.

Некоторые предприниматели устремились в Америку — как в Северную, так и в Южную. Например, СЕО «Хекслет» Кирилл Мокевнин на встрече со Smart Ranking по последствиям мобилизации для российского edtech поделился, что после 24 февраля компания в ускоренном режиме начинает выходить на рынок США — готовить новую платформу, переводить контент. А российский гигант «Like Центр» переехал в Аргентину — по словам Аяза Шабутдинова, международная экспансия проходит успешно: технология «Like Центр» работает по всему миру, в сентябре стартовал десятый поток обучения. 

Основатели edtech-стартапов пробуют свои силы и в Юго-Восточной Азии. Так, создатели онлайн-школы маркетинга и дизайна Qacademy Роман Кумар Виас, Игорь Винидиктов и Александр Соловьев продали свой бизнес компании Skyeng и в начале 2022 запустили на рынках Индонезии и Филиппин новый образовательный проект — школу IT-профессий Refocus. По словам Виаса, если в феврале этого года месячные продажи составляли $30 тыс, то к концу лета они увеличились до $700 тыс, а суммарный оборот за первые восемь месяцев работы превысил $1,5 млн. При этом совокупно edtech-проект пока убыточен, но в компании планируют это изменить уже к концу 2022, увеличив месячный оборот до $1,5 млн. На будущий год предприниматели планируют масштабировать Refocus на Таиланд, Малайзию и Вьетнам и привлечь на это $13 млн инвестиций в октябре-декабре 2022.

«Этот регион [Юго-Восточная Азия] хорош своей удаленностью от всего происходящего у нас [в России]. Тут больше перспектив и меньше конкурентов прямо сейчас», — рассуждает Роман Кумар Виас, сооснователь маркетингового агентства Qmarketing и онлайн-школы диджитал-профессий Qacademy. Так, с недавнего времени ITHub собирается развивать бизнес в Израиле, Индонезии, на Кипре, в Узбекистане и Киргистане, ориентируясь на русскоязычную аудиторию за рубежом, а также задумывается о локализации контента на узбекский язык. 

Не все потеряно. На какие зарубежные рынки стоит ещё присмотреться

После событий 24 февраля и мобилизации компании, с одной стороны, подсчитывают убытки или сокращают регионы присутствия, но с другой, для некоторых стартапов кризис стал стимулом к развитию и выходу на международные рынки. «Непонятно, когда ситуация стабилизируется, тем не менее у edtech-отрасли все еще есть потенциал за пределами России. Возможно, больше шансов на успех в странах, которые сохраняют нейтралитет в рамках текущего конфликта — странах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки», — заявляет Максим Спиридонов, серийный предприниматель, основатель «Нетология-групп», Digital Dolina. 

С ним согласен автор канала «Образование, которое мы заслужили» и ex-Content Director Skyeng Михаил Свердлов, который, кроме Южной Америки, советует обратить внимание на страны СНГ: «Всегда можно поехать и открыть компанию в дружественной стране ближнего зарубежья. Если раньше были “белорусские мидии”, то теперь будет армянский, грузинский, азербайджанский, узбекский edtech. Компании, которые уже работают на зарубежных рынках, могут просто перестать явно напоминать о своих корнях, изменить позиционирование».

Основатель и продюсер «РОББО» Павел Фролов прогнозирует, что edtech-компании в 2022 будут активно выходить на рынок Юго-восточной Азии: «Страны этого региона быстро растут и ценят качественное образование, в том числе российское. Речь, главным образом, об Индонезии, Малайзии, Вьетнаме и Бангладеше. Основная рекомендация по работе с этими странами — ещё больше, чем раньше, полагаться на местных партнёров, а не рассчитывать на собственные силы. Именно они сейчас, как никто другой, знают, как лучше преодолевать барьеры, мешающие сотрудничеству с российскими компаниями».

Несмотря на санкции и отношения между Россией и западными странами, образовательным платформам стоит присмотреться и к рынку США. Так, Руслан Галба, владелец агентства Tegra считает, что у некоторых edtech-продуктов в этой стране есть шансы на успех: «Если речь идет о новом продукте, технологическом стартапе или менее конкурентной нише, то США — отличный вариант. Ведь на этом рынке много свободных средств, которые уходят в инвестиции». Помимо этого, Галба советует ориентироваться на Сингапур, если компания рассматривает выход в Азию и на Дубаи — если думает о Ближнем Востоке.

Еще одна привлекательная страна для международной экспансии в 2022 году — Индия со множеством незанятых ниш — ожидается, что к 2025 году локальная аудитория пользователей, готовых платить за образовательные сервисы, в этой стране составит 37 млн человек. 

В целом, если в 2021 году компании рассматривали международную экспансию как еще одну точку роста, то в 2022 выход на международные рынки становится критически важен для дальнейшего существования проекта. 

«Интересно наблюдать за исходом российских EdTech-команд на международные рынки. Уверена, мы увидим показательные кейсы в самое ближайшее время. Развитие направления “международки” внутри российских компаний стало своего рода буфером для реализации амбиций экспансии своего продукта и даже, в некоторых случаях, релокации компании, а ещё резко растёт спрос сотрудников на работу именно в “международных” департаментах российских компаний. Люди активно ищут “план Б” для развития карьеры, готовясь к будущей возможной релокации», — делится Валентина Куренкова, GR-директор Нетологии

В то же время основатель Rebotica Александр Киселев советует осторожнее относиться к расширению за рубеж и просчитывать возможные риски: 

«Будут кейсы, когда международная экспансия получилась — но это относится скорее к тем компаниям, которые и до февраля развивали международное направление. В таких проектах решение принималось осознанно, а не на импульсе. До февральских событий компании бежали к какому-то большому развитию. После февраля — скорее бегут от чего-то, и непонятно, насколько это связано с желанием развивать проект за границей. В любом случае нужно избегать импульсивных решений и понимать, что выход на международный рынок стоит денег. И еще, по-хорошему, ответить себе на вопрос, где вы сами бы хотели находиться и какой бизнес строить. А исходя из этих ответов отстраивать понимание, есть ли здесь место международке, и если да, то какой стратегии стоит придерживаться».

* Meta, которой принадлежит Facebook, признана в России экстремистской организацией

Эллина Оруджева

Дата публикации: 20 Декабрь 2022


Аналитика и интервью
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023

Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023

Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023

Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023

Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023

Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023

«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023

Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023

Все статьи ->
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году
Высокие оценки теперь не так важны: какие курсы детского онлайн-образования самые востребованные в 2023 году

Детские онлайн-школы заработали 16,3 млрд рублей в первом полугодии 2023-го — на 32% больше, чем в прошлом году. Среди трендов, которые отмечают игроки рынка, наиболее заметен выход компаний за рамки привычных для детей и родителей школьных предметов: становятся востребованными курсы по личностным навыкам, развитию когнитивных способностей и программированию.

Аналитика22 Сентябрь 2023
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года
Мастер по контурной пластике, тестировщик ПО и менеджер: какое ДПО получают в первом полугодии 2023 года

За первое полугодие 2023-го edtech-компании сегмента ДПО заработали 18,1 млрд рублей — на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вместе с ростом сегмента увеличивается число студентов на курсах по дизайну, маркетингу и бухгалтерскому делу. Клиенты все чаще покупают продукты по soft skills. Среди IT-курсов лидируют профессии тестировщика и разработчика. По прогнозам онлайн-школ, эти тенденции продолжат набирать обороты. Рассказываем, как меняются предпочтения студентов в разных сферах от косметологии до программирования.

Аналитика19 Сентябрь 2023
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода
Шесть миллиардов, all inclusive и российское ПО: главные цифры и тренды сегмента разработчиков и платформ за полгода

В первом полугодии edtech-разработчики и платформы суммарно заработали 6,5 млрд рублей. Второй квартал принес рост более чем на четверть: выручка компаний увеличилась на 26,5% по сравнению с первым кварталом и на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассказываем, за счет чего развиваются компании, какие тренды отмечают участники рынка и что ждет сегмент в будущем.

Аналитика21 Август 2023
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech
Профессии будущего. Как нейросети открывают новые направления в edtech

Мировой рынок ИИ оценивается более чем в $136 млрд, а к 2030 году увеличится в 13 раз — до $1,8 трлн. Активная аудитория только ChatGPT-3.5 насчитывает более 100 млн человек, а в России число пользователей различных ИИ с прошлого года выросло минимум в 5 раз. Переход на рельсы ИИ меняет ситуацию на рынке труда. Ожидается, что в 2025 году в сфере нейронных сетей будут работать 97 млн человек, которых необходимо обучить. Edtech подстраивается под тренд, а мы рассказываем про опыт зарождения новых профессий.

Аналитика14 Август 2023
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков
Как продает edtech. Видео о кейсах крупнейших игроков

Представители Skillbox, «Like Центра», «Фоксфорда», «Нетологии», «ИнтернетУрока» и IThub College рассказали, как рекламируются на досках объявлений, через вебинары со звездами первой величины, полезные лонгриды, спецпроекты с крупными медийными корпорациями, амбассадорство и сарафанное радио. Загружаем видео в двух частях.

Аналитика07 Август 2023
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей
Российский edtech-рынок стагнирует, но по итогам года все же превысит 100 млрд рублей

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России по итогам первого полугодия 2023 года. Общая выручка компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 27,5%. Во II квартале 2023 года, по данным обновленного рейтинга агентства Smart Ranking, Индекс edtechs100 составил 417 пунктов, или 25,3 млрд рублей, что на 21 пункт (4,5%) ниже I квартала и может свидетельствовать о стагнации роста рынка и пересмотре закономерностей, которые царили на нем с бума роста ковидного 2020-го.

Аналитика02 Август 2023
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО.  Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов
Рецепты успеха самых быстрорастущих ДПО. Интервью Smart Ranking с руководителями динамичных проектов

Кроме основного рейтинга российского edtech, мы также составляем топы самых динамично растущих компаний на рынке по нашей специальной формуле. Мы поговорили с основателями, генеральными и операционными директорами топ-10 самых динамично растущих ДПО о том, какие решения привели к росту, что драйвит и сдерживает рынок и на что они делают ставку сегодня. Смотрите и слушайте наш видеоподкаст на YouTube.

Интервью14 Июль 2023
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ
Топ-7 нетривиальных кейсов маркетинга в edtech. Опыт крупнейших школ

Таргет на «Авито», контент-маркетинг и спецпроекты с крупными медийными личностями и корпорациями срабатывают лучше, чем оставшиеся после 2022 года performance-каналы, а большую эффективность показывает реклама отнюдь не у блогеров-миллионников. На встрече лидеров российского edtech, организованной Smart Ranking, представители онлайн-образования поделились опытом поиска эффективных маркетинговых механик.

Аналитика12 Июль 2023
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»
«Трудоустройство — это следствие того, что умеет студент»

Темпы роста рынка снижаются, конкуренция усиливается, стоимость привлечения клиентов растет, однако даже в этих условиях можно кратно увеличивать выручку. О проверке гипотез, поиске новых рынков и о том, почему невозможно гарантировать трудоустройство, рассказал Никита Старун, директор по стратегическому маркетингу Skillfactory.

Интервью29 Июнь 2023
Российская ISA: ожидания и реальность
Российская ISA: ожидания и реальность

Пока одни участники рынка считают ISA невозможной в России, часть игроков уже несколько лет ее практикуют. Skypro и Kata Academy рассказали, как построили и развивают модель, мотивируют и штрафуют студентов.

Аналитика13 Июнь 2023
Партнеры проекта