Куда и как edtech внедряет ИИ
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты пока нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.
Smart Ranking представляет первую карту кейсов внедрения ИИ в различные бизнес-процессы на рынке онлайн-образования: от генерации контента до алгоритмов персонализации.
![]()
Дарья Рыжкова, СЕО агентства Smart Ranking
«Наша цель — понять, какой буст рынку edtech дают ИИ-технологии. Но поскольку мы пока не видим массового создания образовательных продуктов на ИИ, мы не можем сделать рейтинг и оценить рынок в деньгах. Сейчас мы сосредоточились на сборе данных об успешных кейсах внедрения ИИ в существующие продукты и кластеризовали их в карту, чтобы в дальнейшем оценивать их по глубине внедрения и эффективности для образовательного процесса и бизнеса edtech-компаний».
Вместо сотрудника
Анализ карты показал, что в образовательных продуктах ИИ применяется прежде всего в автоматизации: таких кейсов больше всего — 15 из 33. Компании описывают внедрение ассистентов для продаж, чат-ботов, систем проверки заданий. Именно такие кейсы приносят наиболее измеримый эффект: здесь легко посчитать экономию на зарплатах, рост конверсии или снижение нагрузки на команду. Реже ИИ используется для персонализации, генерации контента, аналитики и речевой диагностики.
Таким образом, ИИ в edtech становится «сотрудником», который берет на себя рутинные задачи, ранее требовавшие команды специалистов. Впрочем, такое применение ИИ характерно для любого типа бизнеса, не только edtech.
![]()
«Сейчас большинство edtech компаний разрабатывает ИИ-решения в тех сегментах бизнеса, где они могут выраженно повлиять на снижение расходов. Поэтому основные кейсы применения ИИ сосредоточены в тех областях, которые традиционно зависели от специалиста и были затратны: проверка домашнего задания, тестирование и диагностика знаний, тренинги, повторение материала и, конечно, создание контента – от методологии до визуализации», — считает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор аналитического агентства «Эддва».
Свои разработки и GPT
Как правило, edtech-компании разрабатывают ИИ-решения самостоятельно — таких кейсов 27. Приобрели технологию у подрядчика три компании, а еще в двух случаях указали смешанный тип — доработанную чужую систему.
Чаще всего среди основной технологии упоминается GPT. Она используется в каждом втором кейсе в изучаемой выборке. Следом идут машинное обучение, комбинации нескольких LLM, компьютерное зрение и специализированные модели (например, для анализа аудио).
Таким образом, то, что GPT встречается в половине кейсов, говорит об использовании компаниями готовых и универсальных решений для своих задач. Тем не менее, активное использование машинного обучения и комбинация сразу нескольких моделей указывают на готовность рынка разрабатывать уникальные инструменты через обучение на собственных данных.
Свою роль в глубине проработки решений сыграло и импортозамещение. Как отметил Константин Егошин, гендиректор «Кеды профессора», сработал локальный стек. YaGPT, GigaChat, VK Cloud-LLM избавили от зависимости от западных API, обеспечили хранение данных в контуре 152-ФЗ и сократили вывод новых AI-фич до 6–8 недель.
Эффект есть, но не системный
Почти в каждом кейсе (29 из 33) компании смогли зафиксировать метрику, на которую повлияло внедрение ИИ. Они рассказали и о влиянии на число клиентов, обращений в чат, экономии на сопровождении студентов.
-
На четверть повысилась вовлеченность учеников после диагностики компетенций Leoni с помощью ML-модели
-
На 23% возросла активность учеников на платформе «МКласс» от MAXIMUM Education
-
на 25% выросла выручка «Дома знаний», который персонализирует обучение через систему для прогноза оценки ученика, граф знаний и автоматические опросы учеников
-
+10% к ежемесячному прогнозу фиксирует Skillbox благодаря ИИ-помощнику для учителей английского
В 14 случаях из 33 отметили, что внедрение ИИ уже оказало положительное влияние и на финансовые показатели. Однако формы и масштаб этого эффекта варьируются, что не дает возможности зафиксировать устойчивый тренд. Тем не менее, сам факт того, что почти половина компаний в том или ином виде замечает денежную выгоду, кажется положительной тенденцией.
Некоторые компании не зафиксировали рост выручки, но сообщили о снижении издержек:
-
вполовину сократились расходы на кураторский состав с помощью «Нейрокуратора» в EDPRO
-
26% составила экономия расходов на сопровождение студентов с ИИ-ассистентом Ада от karpov.courses
Около трети кейсов указали, что влияние на бизнес-метрики пока незначительное, либо продукт только тестируется. Несколько компаний открыто заявили, что эффекта нет или он еще не проявился.
Глобальные исследования тоже подтверждают: ИИ внедряется активно, но эффекты пока ограничены. По данным McKinsey (2023 г.), 79% компаний используют ИИ хотя бы в одной функции, но только 5% видят его влияние на EBIT. Более свежая статья Boston Consulting Group (2025 г.) говорит о том же: 75% называют ИИ приоритетом, но лишь 11% фиксируют рост прибыли.
В то же время подобные исследования не охватывают вопрос о том, что было бы, если бы компании вовсе не внедряли ИИ: в мировом edtech мы видим, как отдельные компании вроде Duolingo и Squirrel AI добились рывка за счет активного использования ИИ, в то время как американский гигант Chegg столкнулся с падением спроса: его бизнес-модель, основанная на помощи студентам, оказалась уязвимой на фоне широкого распространения генеративных ИИ-инструментов.
Тройка лидеров
Участники рынка упоминают нескольких игроков в качестве лидеров по внедрению ИИ. Как правило, они говорят о Skyeng, Skillbox и «Яндекс Практикуме».
Skyeng отметился чат-ботом, который может оценить словарный запас ученика, его темп речи и фонетику, тем самым освободив до двух часов работы методиста. Другая разработка компании — автоматическая генерация урока с учетом увлечений ученика. В компании отметили, что благодаря ней снижается количество возвратов в начале обучения и растет вовлеченность.
О решениях Skillbox говорят, как о примере удачной автоматизации: автоматическая проверка знаний и модули по аналитике сокращают нагрузку на преподавателей и дают прирост вовлеченности. Кроме того, компания предоставила больше всех решений для карты ИИ — восемь кейсов.
«Яндекс Практикум» создает подсказки для студентов и краткий пересказ пройденного материала. Кроме того, ИИ встроен в проверку кода.
Созрел ли ИИ в edtech
Участники рынка считают, что внедрение ИИ в edtech пока находится на начальной стадии и решает несистемные задачи.
Кирилл Пшинник, сооснователь Zerocoder, говорит, что ИИ в российский edtech еще на стадии раннего внедрения. По его словам, пока речь идет о фрагментарной интеграции — от проверки домашних заданий до персонализации клиентского пути. Генеративные модели применяются для лидогенерации, подготовки методичек, подсказок преподавателям, но «ни одна из технологий пока не закрывает полный цикл задач автономно». Даже чат-боты и ассистенты не могут полноценно заменить менеджеров или кураторов.
![]()
О низком уровне зрелости говорит и Юлия Ермилова, директор по развитию ProdavAI. «По сравнению с другими индустриями edtech безусловно гораздо более открытая и готовая к экспериментам аудитория: судя по результатам наших CustDev интервью внедрением ИИ-ассистентов и прочих агентов никого не удивишь. Но при этом совсем небольшой процент компаний (около 5% по нашим подсчетам) реально внедрил технологию и активно ею пользуется», — отмечает она.
По ее словам, многие компании понимают необходимость внедрения ИИ, но отсутствие ярких примеров и рекомендаций по-прежнему мешает запуску собственных инициатив.
![]()
Есть и противоположное мнение. Константин Егошин, наоборот отмечает, что «российский edtech уже вышел из фазы экспериментальных пилотов и перешел к масштабируемой зрелости: AI-модули закладываются прямо в P&L, а восемь из десяти крупных платформ получают часть выручки от generative-AI. Фокус сместился с “фич ради PR” на функции, меняющие юнит-экономику: LLM-репетиторы и голосовые боты снимают до двух часов рутины с преподавателя».
Он выделяет три направления, где ИИ в российском edtech используется особенно активно: персональные AI-репетиторыи адаптивные траектории (пример — Skyeng), генеративное производство контента, автоматическая проверка знаний и learning-аналитика. По его словам, в Skillbox такая связка уже сократила нагрузку на преподавателей в 1,5–2 раза и дала прирост вовлеченности.
Тем не менее, глубокой персонализации пока не хватает, считает эксперт. Повышение вовлеченности от текущих рекомендательных движков держится всего на 10–15%. «Следующий прорыв лежит как раз на стыке мощных моделей и более тонкой контент-инженерии», — прогнозирует Константин Егошин.
![]()
О той же проблеме говорит и Наталья Царевская-Дякина: «Пока нет ярких кейсов применения ИИ-тьютора, индивидуального ИИ-сопровождения процесса обучения. Я это связываю с отсутствием необходимого уровня ИИ-грамотности у самих учеников. Чтобы успешно работать с системами искусственного интеллекта, надо иметь определенный навык их использования и обучения, а у большинства пользователей он пока не сильно развит».
Перспективы
Участники рынка и эксперты считают, что ИИ-решениям в образовании есть куда развиваться. Наиболее перспективные направления — персонализация, эмоциональная аналитика, нейроинтерфейсы и связь обучения с карьерным треком.
![]()
«Одним из ключевых, но пока недостаточно реализованных направлений остается персонализированное обучение. Потенциал нейросетей здесь огромен: возможность строить образовательную траекторию на основе данных о поведении пользователя, автоматически адаптировать сложность заданий, темп и формат подачи материала», — говорит Кирилл Пшинник. Развитию направления пока мешают ограниченное качество обучающих выборок, сложность верификации знаний, генерируемых ИИ и отсутствие общепринятых стандартов для контроля качества ИИ-контента.
Александр Ларьяновский, инвестор, сооснователь Realytics, бывший управляющий партнер Skyeng, считает, что ИИ особенно эффективен в «гуманитарных» областях, где может использоваться для предварительной генерации контента.
![]()
«При отработке правила грамматики лучше использовать материалы на интересную человеку тему. Зная его словарный запас, можно любой текст переписать под него или переозвучить аудио с липсинком. Представьте себе бота, с которым вы в качестве домашки общаетесь голосовыми сообщениями на английском, а в конце диалога получаете список ошибок и упражнения на их отработку», — объясняет он.
Ларьяновский считает, что перспективным также выглядит применение ИИ в роли «первой линии методической поддержки»: когда бот помогает ученику не просто увидеть ошибку, но и самостоятельно ее осознать и исправить. Кроме того, ИИ может строить индивидуальный граф знаний и прогнозировать пробелы на основе типовых ошибок, тем самым персонализируя траекторию обучения.
Константин Егошин называет еще несколько недоиспользованных зон внедрения ИИ:
-
Эмоциональную аналитику: технологии уже позволяют считывать мимику и интонации, чтобы понять, когда студент устал и нуждается в поддержке. Однако «продукты застряли в демозонах» из-за юридических и этических ограничений.
-
Нейроинтерфейсы. Простые EEG-гарнитуры показывают, что подстройка темпа обучения под когнитивную нагрузку повышает вовлеченность, но «оборудование дорогое и капризное к настройке», поэтому пока не используется.
-
Сквозные траектории «от обучения к карьере». Сегодня платформы могут порекомендовать следующий урок, но не связывают прогресс с рынком труда, поскольку данные о навыках и вакансиях разбросаны по разным системам.
-
Предиктивное удержание. По словам Егошина, «алгоритмы, которые заранее видят, что студент собирается „соскочить“, могут сохранить до трети подписок», но без объединенных данных из CRM и LMS такие решения работают лишь в отдельных школах.
«Итог простой: модели уже готовы, но их сдерживают инфраструктура, нормативка и фрагментированные данные. Уберем барьеры — и потенциал сразу превратится в реальные деньги и лучшую учебу», — резюмирует он.
Дополнительный потенциал эксперты видят и за пределами учебного процесса — прежде всего в маркетинге и продажах. Юлия Ермилова считает, что ИИ-ассистенты могли бы значительно усилить персонализацию коммуникаций на всех этапах воронки: от квалификации лида до «дожима» после вебинара или работы с подписной базой.
![]()
«Отделам продаж сложно охватить весь пул таких лидов, к тому же для компании это крайне высокозатратный процесс, в то время как ИИ-сотрудники могут оперативно и персонализировано подойти к коммуникации и заработать дополнительные ”очки” в виде горячих лидов или даже закрытий на оплату», — отмечает она.
Итак, ИИ становится частью бизнес-модели edtech-компаний — особенно там, где можно автоматизировать массовые процессы: продажи, проверку заданий, сопровождение студентов. Такие сценарии проще всего оцифровать и измерить, поэтому именно они дают наиболее заметный эффект: от роста выручки до снижения издержек. Однако масштаб и устойчивость этого эффекта пока неоднородны. Тем не менее, есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшие годы ИИ-направление стало ключевым драйвером эффективности продуктов на рынке онлайн-образования.
Дата публикации: 25 Июль 2025
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.