Что делает Like Центр, чтобы оставаться на плаву
После дела против основателя Like Центра онлайн-школа двигается к тому, чтобы стать группой компаний. О стратегии лидера ниши бизнес-образования в кризисный период рассказал Василий Алексеев, глава Like Центра.
Три трека развития бизнеса: путь к группе компаний
В бизнесе мы сейчас ведем три трека. Первый — поддержание числа учеников. У нас учится около 12,5 тысячи человек. После окончания двухлетнего курса у студента есть возможность продолжить учебу, но пока большая часть этой возможностью не пользуется — мы еще не нашли решение, как сделать так, чтобы выпускники продлевали обучение по модели клуба. Но тем не менее десятки студентов остаются после выпуска, и эта цифра постепенно растет. Второй трек — запуск новых образовательных продуктов, третий — продюсерский центр. Мы поняли, что у нас остались компетенции, которые были наработаны с Аязом и без него не реализуются. Чтобы эти компетенции не распускать, мы взяли на сопровождение трех человек: экспертов по психологии, искусственному интеллекту и лидерству. Работаем от их бренда и «пересобираем» школы, которыми они занимались.
Траты на продвижение сильно сократились: сейчас доля рекламных расходов составляет до 10%. Ставим на контент-маркетинг и работаем с имеющейся базой. Чтобы этот канал продолжал работать, приходится постоянно запускать новые продукты, иначе участникам приедается офер.
Мы строим группу компаний — это важно с точки зрения безопасности. Еще это выгодно: обычно в рамках одной компании клиенту невозможно продать дополнительный продукт к тому, что он уже купил. Внутри группы это делать проще.
Освободилась ли ниша после ареста Аяза
Среди нашей аудитории 70% составляли люди, которые хотели открыть свой бизнес. Если исходить из исследований GetCourse, то рынок в этой нише падает. Лето — не сезон для большинства школ, поэтому рынок продолжит падать еще три месяца. А если к январю и вырастет хотя бы на уровень предыдущего года, я буду считать это классным результатом. У нас продажи для этой категории аудитории тоже упали, но спрос при этом не снизился — снизилась готовность покупать определенные продукты в упаковке от блогеров. Сейчас против блогеров идет активная информационная кампания. Поэтому можно сказать, что спрос не упал — он просто не удовлетворяется теми игроками, которые есть на рынке.
Оставшаяся аудитория — действующие предприниматели, среди них спрос сохраняется. Нападки СМИ на блогеров не отталкивают бизнесменов — они всегда с осторожностью относятся к тому, что говорится с трибун, и действуют исходя из интересов и выгод бизнеса. Часть игроков, работающих с этой категорией, усилилась после дела против нас.
Направление наставничества теперь не такое популярное: с одной стороны, из-за предубеждений и хейта в отношении наставников, а с другой — из-за осознания самими наставниками, что такой продукт должен содержать образовательную траекторию и методологию, которые дают результат. Если результата не будет, то студенты запросят возвраты.
То, что произошло с нашей компанией, — капля в море судебных дел на рынке, просто многие случаи не становятся публичными.
Большое количество людей, которые продавали наставнические или просто высокочековые продукты, сейчас борются с потребительским терроризмом или с последствиями от оказания некачественной услуги.
Воронка и средний чек
Еще одно изменение на рынке — снижение чека и удлинение воронки. Мы точно идем по американской модели, где человек ценит не просто бренд, но и профит от продукта. Поэтому воронки удлиняются: потенциальные клиенты ждут «вау-эффекта» на каждом из этапов касания — будь то пробный урок или мини-курс. Это связано не только с недоверием, но и с платежеспособностью: она снижается, а закредитованность растет.
Многие отказываются продавать на высокий чек. Сильнее всего просели продукты с чеком от 150 до 400 тысяч рублей: ученикам выгоднее набирать низкочековые продукты и потреблять их один за другим.
Дата публикации: 05 Июль 2024
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.