
Community-based-модель. Сообщества улучшают бизнес-показатели игроков edtech
Edtech-компании замечают новый тренд на развитие сообществ: у аудитории онлайн-школ растет потребность в причастности к бренду. Поэтому игроки рынка начали больше вкладываться в работу с собственными комьюнити. Благодаря сообществам компании продвигают продукты, улучшают имидж и создают условия для трудоустройства выпускников.
Рост спроса
Edtech-компании используют комьюнити как бизнес-инструмент: с его помощью поддерживают лояльность бренду и продвигают услуги среди учеников и выпускников онлайн-школы.
Участники рынка отмечают, что важность комьюнити для клиентов растет.
![]()
«Значимая тенденция, которую мы наблюдаем, — это интерес к сообществу. Ожидания клиентов теперь — это тесный контакт с брендом, возможность влиять на продукт, эмоциональная и ценностная связь», — считает Яна Линник, Brand Team Lead SETTERS EDUCATION.
Такого же мнения придерживаются в Ultimate Education: по словам Павла Мосейкина, CEO образовательного холдинга, сейчас людям недостаточно просто продукта — аудитории важно соотносить себя с ценностями бренда.
Как организованы комьюнити
В основном комьюнити существуют в телеграм-чатах или Discord. Некоторые онлайн-школы также используют для общения со студентами и выпускниками свои LMS-платформы и встраивают в них мессенджеры и интерактивные тесты.
Управляют работой сообщества комьюнити-менеджеры: они организуют мероприятия и занимаются вовлечением студентов. В «Нетологии», например, восемь комьюнити-менеджеров, каждый из которых управляет двумя-тремя сообществами. Всего в сообществах «Нетологии» состоит больше 18 тысяч человек. В Ultimate Education работу комьюнити организуют руководители сообщества: они управляют аудиторией больше миллиона человек, по оценке холдинга.
Чем занимаются сообщества
Сообщества проводят мероприятия в разных форматах: например, организуют митапы, мастермайнды, неформальные встречи, лекции, воркшопы, геймджемы. Среди участников комьюнити растет запрос на офлайн-встречи: компании связывают это с тем, что во время онлайн-обучения студенты успевают соскучиться по живому общению. Также спрос на живой формат увеличился из-за пандемии.
Благодаря участию в сообществах выпускники курсов находят работу и запускают собственные проекты. Например, в «Нетологии» одна из участниц сообщества создала digital-агентство и наняла специалистами участников из комьюнити. В SETTERS EDUCATION рассказали, что некоторые выпускники благодаря сообществу смогли пересобрать команду или сменить карьерный трек.
Комьюнити как бизнес-инструмент
Сообщества влияют на бизнес-показатели компании. Они укрепляют имидж и развивают бренд. Поэтому организация комьюнити эффективно работает как для крупных школ, так и для нишевых проектов.
Сообщества создают дополнительный канал рекламы: продвигать продукт можно через чаты сообществ. Также члены комьюнити лояльны бренду и готовы рекомендовать его друзьям. Комьюнити как маркетинговый инструмент устойчиво к перестраиванию стратегии продвижения. Например, в Ultimate Education рассказали, что благодаря community-based-модели в прошлом году выручка холдинга и органический трафик продолжили расти несмотря на блокировку ряда маркетинговых каналов.
Комьюнити помогают улучшать продукт: edtech-компании обращаются к аудитории сообщества, когда проводят исследования и тестируют новые курсы. Обратная связь становится источником инсайтов.
Резюмируем
В edtech-компаниях замечают, что спрос на комьюнити растет: студентам и выпускникам важно чувствовать свою причастность к бренду и разделять его ценности. Сообщества приносят пользу как клиентам, так и бизнесу: участники получают возможность общаться и заниматься нетворкингом, а компании находят в комьюнити источник обратной связи и маркетинговый инструмент.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 15 Декабрь 2023

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.
Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.