
Edtech-рынок Казахстана упал более чем на половину за первое полугодие 2023 года
Объем казахстанских edtech-компаний по топ-40 крупнейших игроков в первом полугодии 2023 года составил 26,7 млрд тенге (5,46 млрд рублей) — на 63,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, согласно отчету Smart Ranking (SmR) “Итоги первого полугодия 2023 года на edtech-рынке Казахстана” на основе рейтинга 40 крупнейших компаний topEDTECHS.kz.
С учетом доли российских компаний, а также доли BTS Education, которая вышла с публичного рынка, объем казахстанского edtech может оцениваться более чем в 32 млрд тенге (6,4 млрд рублей). Из российских компаний на рынке Казахстана работают Skyeng, Skillfolio, Code Breakers, Zerocoder, NovaKid, «Синергия», City Business School и «ЯКласс».
Первое место в рейтинге по объему выручки заняла компания TopIQ (14 млн тенге). Лидерство объясняется тем, что компания занимается распространением школьных учебников издательства «Алматыкітап баспасы», входящего в тройку лидеров издательского бизнеса Республики Казахстан. TopIQ заключила 13 контрактов на 1,5 млн и 1,7 млн тенге в 2022 и в 2023 годах соответственно. Платформа работает по платной подписке с образовательными организациями и индивидуальными пользователями.
На второй строчке находится компания Bilimland (входит в холдинг Bilim Media Group) — образовательная онлайн-платформа, на которой собраны уроки по школьной программе. По оценке SmR, за первые шесть месяцев 2023 года компания заработала 2,7 млрд тенге (550 млн рублей). Выручка проектов показала значительное падение (-46,27%) по сравнению с прошлым годом — в первом полугодии 2022-го она составила 5 млрд тенге (1 млрд рублей).
Третью строчку по размеру выручки заняла Datanomix.pro — онлайн-школа обучения навыкам анализа и визуализации данных на базе платформы для автоматизации аналитики и отчетности Qlik. В первом полугодии Datanomix заработала 1,9 млрд тенге (405,5 млн рублей) — по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выручка выросла на 32%.
На рынке за исследованный период преобладал сегмент ДПО (дополнительное профессиональное образование): его доля среди топ-40 составила 37,58%, в аналогичном периоде 2022 года — 25,54%. Большие объемы сегмента связаны с быстрым ростом интереса к образованию и технологиям в целом, отмечает CEO стартапа CodiPlay Жанадил Талдыбаев.
Общая выручка сегмента ДПО в 2023-м составила 9,895 млрд тенге (2 млрд рублей). Лидерами сегмента ДПО стали OpenAlmaU, Datanomix и DAR University, которые предлагают образование в сфере бизнеса и IT.
Существенное падение год к году показали все сегменты, но наименьшее оказалось у «Разработчиков и платформ» (-24,93%). В эту категорию вошли 10 компаний — представители образовательных платформ для корпоративного и школьного обучения, а также создатели решений для родителей детей с инвалидностью. Общая выручка сегмента составила 5 млрд тенге (1 млрд рублей).
Самое большое падение пришлось на сегмент детского образования — совокупная выручка компаний в этой сфере снизилась за год на 86,38%, рост показали всего две организации. При этом участники этой отрасли считают, что детское образование является самым стабильным в сфере edtech.
Виталия Чикнаева
Дата публикации: 15 Ноябрь 2023

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.