
«Если бизнес услышат и не будут ему мешать, то все будет хорошо»
Руководитель школы Smart Евгений Свешников (17-е место в рейтинге EDtechs.ru школ на GetCourse по итогам I квартала) рассказал, почему в России мало качественных курсов по психологии, как перестраивать финансовую стратегию во время кризиса и чем инфобизнес отличается от инфоцыганства.
— C чего начался ваш бизнес?
— Изначально я вместе с командой строил другую школу, но у нас не сошлись интересы, и я решил создать свой проект. У меня был крутой спикер по нейропсихологии, и мы начали отталкиваться от этого. Мы стали экспериментировать, строить гипотезы. Постепенно вышли на нормальный формат и поняли, что именно окупается на рынке и приносит пользу. Нейропсихология — это сильный продукт. На рынке его практически нет, а существующие школы очень слабые. Чаще всего они просто копируют информацию из учебников и продают это как собственный курс. Мы увидели это и решили вынести на рынок действительно качественный продукт по этому направлению.
Сначала мы сделали курс по детской сказкотерапии, которая основана на нейропсихологии. А затем поняли, что помощь нужна не только детям, но и взрослым. Впрочем, в проекте мы сделали акцент не на терапии, а на обучении профессии нейропсихолога. И благодаря нашему дотошному подходу ко всем нюансам и качеству учебных материалов школа выстрелила — число клиентов увеличилось на 168%, и появилась чистая прибыль. Мы начали постепенно развивать линейку продуктов: запустили курс детского психолога, сексолога, клинического психолога и еще несколько направлений.
Изначально мы решили работать на GetCourse, потому что это единственная площадка для начинающих онлайн-школ, у которых нет собственных ресурсов. Платформа дала нам максимально полный удобный пакет инструментов, а мы его кастомизировали под себя. При этом мы понимаем, как можно улучшить Smart с технической стороны и уже работаем над собственной платформой. В будущем мы хотим развить школу в площадку с курсами без тематических ограничений в направлениях. Начнем с тех сфер, где у нас уже есть компетенции. Сейчас мы готовим дизайн-образование — веб-дизайн и UX, затем еще добавим направления из диджитала.
— Какие у вас были кризисы и как вы с ними справлялись?
— Мы запустились во время пандемии, но тот кризис даже помог нам — тогда увеличивался спрос на психологов и профессия развивалась. Когда бизнес начал расти, появились кадровые проблемы. По итогу из самой первой команды с нами осталось всего пять человек (всего сейчас в штате 70 сотрудников). Но это был не самый серьезный кризис.
После 24 февраля возникли уже более весомые проблемы. Мы отлично закончили 2021 год — подошли к обороту 10 млн рублей в месяц и планировали в 2022-м выйти на 320 млн рублей в год, в том числе с помощью заемных денег. Но теперь это вряд ли случится, потому что невозможно привлечь инвестиции.
До 24 февраля у инвесторов был интерес к нам, но сейчас все на паузе. Никто не готов инвестировать в российскую экономику. Привлечь финансирование можно только через международные направления, хотя и там будут вопросы к компании из России. Сейчас я изменил финансовую стратегию — нужно сохранять баланс между инвестициями и собственными деньгами, чтобы справляться и без заемных денег.
— Как изменились ваши каналы привлечения аудитории за последние полгода?
— Раньше мы нагоняли аудиторию в Instagram (признан экстремистской организацией. — SmR) и затем монетизировали ее. И это отлично работало. В начале февраля мы выделили на рекламу там около 450 тысяч рублей, но через месяц все накрылось.
С марта мы полностью перестроили маркетинг — диверсифицировали каналы, подключили VK и Telegram. У наших курсов средний чек довольно высокий — больше 100 тысяч рублей. Такая платежеспособная аудитория в основном пользуется Telegram — именно эта соцсеть нас спасла. Клиенты школ, готовые платить за образование большие суммы, не доверяют VK. Кроме того, в Telegram появилось много новых функций, которые частично закрыли потребность в Instagram, мы начали покупать там рекламу у блогеров. Но даже с ростом на новых площадках мы недополучаем около 50% от того, что могли бы иметь в нормальном периоде.
Еще один очевидный способ роста — выход на новые рынки и привлечение новой аудитории. Мы открыли юрлица за рубежом и таргетируемся на русскоязычных людей вне России, чтобы застраховаться от возможных рисков на внутреннем рынке.
Рынок еще находится в кризисе и будет оставаться там из-за падения платежеспособности населения, которая продолжит снижаться. Пока некое подобие стабильности сохраняется, мы чувствуем себя нормально, но это только сейчас. Осложняют ситуацию банки — упал процент одобрения рассрочек и выросли ставки. У нашей школы высокие чеки — не каждый готов заплатить 100 тысяч рублей сразу, но теперь возможность оплачивать образование постепенно будет не у всех. Если до этого мы планировали оборот 320 млн рублей, то теперь рассчитываем на 170 млн рублей.
— Как нынешний кризис может закончиться для бизнеса онлайн-образования?
— Прогнозы будут зависеть от государства — если предпринимателей услышат и не будут им мешать, то все будет хорошо и экономика будет расти. К сожалению, многие законы сейчас так или иначе ограничивают бизнес.
Крупным школам может быть еще сложнее, чем маленьким проектам. У них большие обороты и ориентация на внешнее финансирование, которого сейчас нет. Либо такие школы найдут новые инструменты, привлекут деньги от государства и будут зависеть от него, либо вымрут.
При этом глобальный рынок EdTech растет. Мы изучаем рынки Латинской Америки и Индии. Например, Бразилия — это Россия десять лет назад. В этих регионах очень много потенциала, но для выхода на них нужны ресурсы. Например, «Яндекс» сможет открыть там школы, а мы — нет, потому что сильно ограничены в финансах.
— Как вы относитесь к тому, что инфобизнес часто называют сферой инфоцыган?
— Понимаю, что есть негативное представление об инфобизнесе. Он связан с тем, что ожидания клиентов и обещания школ не совпадают с реальностью. Это все пошло от таких проектов, как «Бизнес Молодость», — они обещали людям быстрые деньги, но предоставляли лишь некачественный продукт.
Мы всегда понимали, что нужно делать такой продукт, который будет именно качественным. Нам важно, чтобы ученик остался довольным и вернулся к нам снова. Поэтому мы так сильно заморачиваемся над каждый курсом — от контента до оформления на сайте.
Виталия Чикнаева
Дата публикации: 24 Август 2022

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.