
«Если бизнес услышат и не будут ему мешать, то все будет хорошо»
Руководитель школы Smart Евгений Свешников (17-е место в рейтинге EDtechs.ru школ на GetCourse по итогам I квартала) рассказал, почему в России мало качественных курсов по психологии, как перестраивать финансовую стратегию во время кризиса и чем инфобизнес отличается от инфоцыганства.
— C чего начался ваш бизнес?
— Изначально я вместе с командой строил другую школу, но у нас не сошлись интересы, и я решил создать свой проект. У меня был крутой спикер по нейропсихологии, и мы начали отталкиваться от этого. Мы стали экспериментировать, строить гипотезы. Постепенно вышли на нормальный формат и поняли, что именно окупается на рынке и приносит пользу. Нейропсихология — это сильный продукт. На рынке его практически нет, а существующие школы очень слабые. Чаще всего они просто копируют информацию из учебников и продают это как собственный курс. Мы увидели это и решили вынести на рынок действительно качественный продукт по этому направлению.
Сначала мы сделали курс по детской сказкотерапии, которая основана на нейропсихологии. А затем поняли, что помощь нужна не только детям, но и взрослым. Впрочем, в проекте мы сделали акцент не на терапии, а на обучении профессии нейропсихолога. И благодаря нашему дотошному подходу ко всем нюансам и качеству учебных материалов школа выстрелила — число клиентов увеличилось на 168%, и появилась чистая прибыль. Мы начали постепенно развивать линейку продуктов: запустили курс детского психолога, сексолога, клинического психолога и еще несколько направлений.
Изначально мы решили работать на GetCourse, потому что это единственная площадка для начинающих онлайн-школ, у которых нет собственных ресурсов. Платформа дала нам максимально полный удобный пакет инструментов, а мы его кастомизировали под себя. При этом мы понимаем, как можно улучшить Smart с технической стороны и уже работаем над собственной платформой. В будущем мы хотим развить школу в площадку с курсами без тематических ограничений в направлениях. Начнем с тех сфер, где у нас уже есть компетенции. Сейчас мы готовим дизайн-образование — веб-дизайн и UX, затем еще добавим направления из диджитала.
— Какие у вас были кризисы и как вы с ними справлялись?
— Мы запустились во время пандемии, но тот кризис даже помог нам — тогда увеличивался спрос на психологов и профессия развивалась. Когда бизнес начал расти, появились кадровые проблемы. По итогу из самой первой команды с нами осталось всего пять человек (всего сейчас в штате 70 сотрудников). Но это был не самый серьезный кризис.
После 24 февраля возникли уже более весомые проблемы. Мы отлично закончили 2021 год — подошли к обороту 10 млн рублей в месяц и планировали в 2022-м выйти на 320 млн рублей в год, в том числе с помощью заемных денег. Но теперь это вряд ли случится, потому что невозможно привлечь инвестиции.
До 24 февраля у инвесторов был интерес к нам, но сейчас все на паузе. Никто не готов инвестировать в российскую экономику. Привлечь финансирование можно только через международные направления, хотя и там будут вопросы к компании из России. Сейчас я изменил финансовую стратегию — нужно сохранять баланс между инвестициями и собственными деньгами, чтобы справляться и без заемных денег.
— Как изменились ваши каналы привлечения аудитории за последние полгода?
— Раньше мы нагоняли аудиторию в Instagram (признан экстремистской организацией. — SmR) и затем монетизировали ее. И это отлично работало. В начале февраля мы выделили на рекламу там около 450 тысяч рублей, но через месяц все накрылось.
С марта мы полностью перестроили маркетинг — диверсифицировали каналы, подключили VK и Telegram. У наших курсов средний чек довольно высокий — больше 100 тысяч рублей. Такая платежеспособная аудитория в основном пользуется Telegram — именно эта соцсеть нас спасла. Клиенты школ, готовые платить за образование большие суммы, не доверяют VK. Кроме того, в Telegram появилось много новых функций, которые частично закрыли потребность в Instagram, мы начали покупать там рекламу у блогеров. Но даже с ростом на новых площадках мы недополучаем около 50% от того, что могли бы иметь в нормальном периоде.
Еще один очевидный способ роста — выход на новые рынки и привлечение новой аудитории. Мы открыли юрлица за рубежом и таргетируемся на русскоязычных людей вне России, чтобы застраховаться от возможных рисков на внутреннем рынке.
Рынок еще находится в кризисе и будет оставаться там из-за падения платежеспособности населения, которая продолжит снижаться. Пока некое подобие стабильности сохраняется, мы чувствуем себя нормально, но это только сейчас. Осложняют ситуацию банки — упал процент одобрения рассрочек и выросли ставки. У нашей школы высокие чеки — не каждый готов заплатить 100 тысяч рублей сразу, но теперь возможность оплачивать образование постепенно будет не у всех. Если до этого мы планировали оборот 320 млн рублей, то теперь рассчитываем на 170 млн рублей.
— Как нынешний кризис может закончиться для бизнеса онлайн-образования?
— Прогнозы будут зависеть от государства — если предпринимателей услышат и не будут им мешать, то все будет хорошо и экономика будет расти. К сожалению, многие законы сейчас так или иначе ограничивают бизнес.
Крупным школам может быть еще сложнее, чем маленьким проектам. У них большие обороты и ориентация на внешнее финансирование, которого сейчас нет. Либо такие школы найдут новые инструменты, привлекут деньги от государства и будут зависеть от него, либо вымрут.
При этом глобальный рынок EdTech растет. Мы изучаем рынки Латинской Америки и Индии. Например, Бразилия — это Россия десять лет назад. В этих регионах очень много потенциала, но для выхода на них нужны ресурсы. Например, «Яндекс» сможет открыть там школы, а мы — нет, потому что сильно ограничены в финансах.
— Как вы относитесь к тому, что инфобизнес часто называют сферой инфоцыган?
— Понимаю, что есть негативное представление об инфобизнесе. Он связан с тем, что ожидания клиентов и обещания школ не совпадают с реальностью. Это все пошло от таких проектов, как «Бизнес Молодость», — они обещали людям быстрые деньги, но предоставляли лишь некачественный продукт.
Мы всегда понимали, что нужно делать такой продукт, который будет именно качественным. Нам важно, чтобы ученик остался довольным и вернулся к нам снова. Поэтому мы так сильно заморачиваемся над каждый курсом — от контента до оформления на сайте.
Виталия Чикнаева
Дата публикации: 24 Август 2022

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.