 
                        
                    Григорий Любачев, сооснователь мессенджера «Пачка»: Нас используют как средство снижения издержек
Сервис «Пачка» стал активно продвигаться в edtech в 2022 году на волне импортозамещения. Сегодня у мессенджера на сферу образования приходится около 20% выручки, притом что владельцы сознательно не развивают специализированный функционал, сохраняя универсальность мессенджера. О том, как влияет на разработчиков тренд на снижение издержек, как работать с государственным сектором и какие новые технологии сегодня еще можно внедрять, в интервью SmR рассказал сооснователь мессенджера «Пачка» Григорий Любачев.
— Как вы пришли к тому, чтобы начать предлагать свой мессенджер онлайн-школам? Насколько я знаю из истории компании, вы до этого развивали CRM-систему?
— Нет, на самом деле все началось еще 10 лет назад как раз с разработки мессенджера, который мы начали делать вместе с партнерами. Но тогда российский рынок был к этому не готов — свой мессенджер был интересен в основном государственным организациям, больше из соображений безопасности. Поняв, что продукт не получает широкого отклика, мы переключились на создание CRM и проработали в этой сфере несколько лет. В 2022 году мы вернулись к разработке мессенджера и начали получать запросы от образовательных учреждений, которые искали альтернативу зарубежным решениям в условиях волны импортозамещения. В итоге мы приняли решение попробовать работать с ними, при этом не адаптируя платформу специально под образовательные сценарии, но сделав продукт гибким, чтобы его можно было использовать как для корпоративных задач, так и в образовательных учреждениях. Сейчас на сектор образования приходится около 20% выручки компании.
— То есть школам не понадобились какие-то особые доработки?
— Да, наша система API и возможность интеграции позволяют школам без сложных доработок адаптировать платформу под свои нужды. Например, отправка диплома — это просто отправка файла, а ответ куратора — это аналог ответа коллеги. Инструменты, которые мы разработали для корпоративного мира, оказались так же полезны в образовательном секторе, особенно в частных школах и на IT-курсах, где важна асинхронная работа.
— А как насчет государственных учреждений? Есть ли у них какие-то специфические запросы?
— Мы больше работаем с частными школами, так как они активнее внедряют асинхронное обучение. В государственных образовательных учреждениях больше используются видеоформаты и студенческая электронная почта как основной канал коммуникации. Мессенджер у них используется второстепенно, в основном для пересылки файлов во время звонков.
— Не потому что в государственный сектор сложнее заходить с точки зрения бюрократии? 
— У нас есть разные кейсы. Например, были случаи, когда все начиналось с использования платформы на уровне отдельного факультета, причем за личные средства, чтобы не проходить долгие бюджетные согласования. Но со временем инструмент становился популярным во всей организации, и пользователи переходили на оплату через университет. Были даже случаи, когда университеты вписывались в наш бесплатный тариф, стараясь максимально эффективно использовать ресурсы.
— Какие категории клиентов у вас сейчас преобладают?
— Основная часть наших клиентов в edtech — это IT-курсы, так как мессенджер очень удобен для цифровых команд, особенно с возможностью отправки кода и интеграции с различными сервисами. Это позволяет имитировать реальные рабочие условия для студентов. И такие клиенты продолжают приходить.
— В последнее время мы наблюдаем замедление рынка онлайн-образования, чувствуете ли вы это на себе? И если да, то какие шаги в связи с этим предпринимаете?
— Мы со своей стороны ощущаем это немного иначе. Дело в том, что нас часто используют как средство снижения издержек. Наши решения помогают автоматизировать процессы, что позволяет школам эффективнее управлять ресурсами и справедливее распределять выплаты кураторам и преподавателям. Например, наша система позволяет отследить, сколько каждый куратор обработал запросов, и начислять соответствующее вознаграждение. Мы не продаем фиксированные пакеты, которые обязывают платить независимо от активности студентов. Если студент перестает учиться или не появляется на занятиях в течение двух недель, школа перестает платить за его лицензию. Это гибкая система, которая выгодна как нам, так и школам. Для нас напрямую выгодно, чтобы школы привлекали как можно больше студентов и все они активно обучались, потому что оплата идет только за активные лицензии. Таким образом, мы напрямую заинтересованы в том, чтобы студенты доучивались и получали ценность от программы, иначе школа просто перестает за них платить.
— На рынке есть и вовсе бесплатные инструменты. Школы не могут дойти в своем снижении издержек просто до использования обычных мессенджеров?
— Если образовательное учреждение использует только бесплатные инструменты, это может вызывать вопросы у студентов относительно качества обучения, за которое они сами при этом платят. Мы, например, слышим отзывы от наших клиентов, что наша платформа помогает не только с точки зрения эффективности, но и с точки зрения имиджа школы. Наш продукт помогает школам выстраивать профессиональную среду.
Об импортозамещении и новых технологиях
— По поводу импортозамещения, можно ли сказать, что свое основное влияние оно уже оказало?
— В 2022 году импортозамещение дало ощутимый толчок, но мы считаем, что потенциал для роста еще не исчерпан. Прошла волна перехода на корпоративном уровне, но многие компании и образовательные учреждения до сих пор используют личные, а не корпоративные аккаунты для работы. Например, Telegram — это не B2B-платформа, но некоторые компании используют его для управления учебным процессом. То же самое можно сказать о Google Docs, где файлы часто хранятся на личных аккаунтах кураторов. Это не всегда удобно или безопасно для школ. Импортозамещение помогает переходить на более структурированные и контролируемые решения, которые обеспечивают более высокий уровень безопасности и прозрачности. Поэтому мы считаем, что пространство для импортозамещения остается по-прежнему огромным, просто оно продолжит развиваться в направлении перехода с B2C-решений на специализированные B2B-продукты.
— Что вы думаете о перспективных технологиях в образовании? Нейросети оправдали возложенные на них надежды?
— Я думаю, что мы все еще в процессе. Сейчас нейросети используются очень базово — например, для ответа на вопросы студентов. В будущем я вижу больше возможностей для персонализации. Пока что технологии помогали снижать издержки, но в дальнейшем, на мой взгляд, акцент сместится на улучшение качества. Это может включать создание полностью персонализированных курсов, использование разных форматов контента — видео, аудио, текст, — причем обновляемых чаще и на основе актуальных данных.
Текущие AI-интеграции пока довольно просты: например, есть кнопка перехода, которая открывает чат, и вот это называется «внедрили AI». Но я считаю, что будущее за более глубокими и естественными решениями, когда уже не надо будет ничего нажимать и само взаимодействие с системой станет «волшебным». Даже на примере мессенджера можно сделать так, что если студент отходит от компьютера, система может автоматически предложить перейти на голосовое взаимодействие, а когда студент возвращается ближе к экрану, интерфейс меняется обратно на текстовый. И таких примеров сотни.
— Еще какие-то назовете?
— Вероятно, в будущем студент сможет легко организовать обсуждение в группе, посвященное только его вопросу, не тратя время на поиск подходящих людей. Это даст больше свободы в управлении временем.
О будущем
— Какие у вас дальнейшие планы по развитию на ближайшее время?
— Наш основной фокус — соответствовать ожиданиям современных пользователей мессенджеров. Например, когда-то мы считали, что мессенджер не обязательно должен включать в себя видеозвонки. Мы сами сторонники асинхронной работы, когда люди могут работать, не отвлекаясь на звонки, и решать свои задачи текстом, что дает больше свободы и времени для концентрации. В «Пачке» всегда были звонки, но они выполняли второстепенную роль. Но сегодня аудио- и видеозвонки — это уже необходимый функционал. Также мы активно развиваем интеграции, чтобы пользователи могли строить на базе нашей платформы любые процессы. И конечно, продолжим работать над более глубокой интеграцией AI, чтобы это было нечто действительно встроенное в саму логику продукта, а не просто кнопка.
— Кроме образования, есть ли у вас другие ключевые направления?
— Наши сценарии можно разделить на три группы. Самый массовый — это внутреннее общение в компаниях, для чего мы изначально и создавали продукт. Второй сценарий — это объединения между компаниями, например, внутри консорциума или общение подрядчиков с клиентами. И третий — это образование, которое имеет свою специфику и где мы продолжаем наращивать экспертизу. Но в целом мы ожидаем, что доля образовательных клиентов останется на уровне 20–25% и будет расти соразмерно с общей базой. Мы видим интерес к нашему продукту среди школ разного масштаба, и с ростом осведомленности о нашей платформе этот интерес будет увеличиваться.
Дата публикации: 18 Октябрь 2024
 
                        aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников. Создатели проекта — «ИнтернетУрок» и «Антиплагиат» при поддержке фонда «Сколково». Разработка ускоряет проверку сочинений и дает edtech-компаниям инструмент для улучшения подготовки к экзаменам без увеличения нагрузки на учителей.
 
                        ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
 
                    aiПушкин — сервис для автоматической проверки сочинений в формате ЕГЭ и ОГЭ, разработанный специально под задачи учителей и онлайн-школ. Он оценивает тексты по критериям ФИПИ за 1–2 минуты с точностью эксперта — благодаря тому, что модель обучена специалистами по русскому языку на реальных сочинениях учеников. Создатели проекта — «ИнтернетУрок» и «Антиплагиат» при поддержке фонда «Сколково». Разработка ускоряет проверку сочинений и дает edtech-компаниям инструмент для улучшения подготовки к экзаменам без увеличения нагрузки на учителей.
 
                    ИИ все активнее внедряется в образовательные продукты. Мы собрали пять реальных кейсов из edtech — от прогноза кадровых потребностей до ИИ-ботов в онлайн-курсах. Эти примеры показывают, как технологии помогают масштабировать обучение, персонализировать опыт студентов и экономить ресурсы бизнеса.
 
                    В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.
 
                    Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
 
                    Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
 
                    Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
 
                    Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
 
                    Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
 
                    I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
 
                    Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                            