
Как избежать проблем с налоговой: советы инфобизнесменам от юриста
Доходы инфобизнеса растут: по статистике платформы GetCourse, в 2023 году они увеличились на 66% и составили 158 млрд рублей. Чем больше зарабатывают инфобизнесмены, тем пристальнее за ними следит государство. За прошлый год налоговая инициировала несколько громких дел против известных блогеров: Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии Чекалиной и других. Юрист и эксперт по налогам Антон Ивлев рассказал Smart Ranking, какие правила нужно соблюдать, чтобы не повторить их участь.
Если у вас крупная школа, то оформите команду по трудовому договору и будьте аккуратны при работе с самозанятыми
Крупные онлайн-школы обычно не оформляют членов команды по трудовому договору, потому что это невыгодно с точки зрения уплаты налогов и страховых взносов. Именно поэтому многие в инфобизнесе предпочитают работать с самозанятыми. При этом такой статус предполагает разовое предоставление услуги: к примеру, если онлайн-школе нужен сайт, то она заключает договор с дизайнером, и их совместная работа прекращается, когда услуга оказана. Тем не менее, зачастую школы нанимают самозанятых на должности кураторов, наставников, проджект-менеджеров, сотрудничая с ними продолжительное время.
Да, переход на трудовые отношения может оказаться дорогим, но я все равно советую его совершить. Так, для одной школы мы посчитали, что при правильном оформлении сотрудников фонд оплаты труда увеличится в полтора раза. Зато работать станет безопаснее: в этом году ФНС и Минтруд создали межведомственные комиссии, чтобы отслеживать неправильное оформление трудовых отношений. Одна из причин для проверки юрлица или ИП — именно работа с самозанятыми.
Правильно используйте патентную систему
Небольшим школам, которые оформлены как ИП и зарабатывают меньше 60 млн рублей в год, выгоднее использовать патентную систему налогообложения (ПНС). При ней стоимость патента (то есть налога) по Москве — около 50 тысяч рублей в год, а в других регионах — еще меньше. Если просто быть ИП на упрощенной системе налогообложения (УНС), то налог составит намного больше: допустим, школа зарабатывает 60 млн рублей, и в таком случае она уплатит налоговой 6%, то есть 3,6 млн рублей. Это значительно больше 50 тысяч рублей, которые бы школа заплатила, будь она на патенте.
Вести деятельность на патенте могут не все школы, а только те, услуги которых подходят под требования к образованию. С юридической точки зрения, образование — процесс, при котором ученика ведут из точки А, находясь в которой он не имеет навыков, знаний, умений, в точку Б, где он их получил. Этот путь должен быть четко регламентирован, ученик заранее должен понимать, какие блоки ему предстоит изучить. Так, например, если наставник просто продает ученикам еженедельные созвоны с собой, то для него патент не будет работать из-за отсутствия четкого учебного плана.
Второй обязательный критерий образовательного процесса — обратная связь. Школы должны контролировать успеваемость ученика, отслеживать улучшение его навыков. Форма фидбека может быть разной, например:
-
тесты,
-
домашние задания,
-
общение в общем чате,
-
вебинары в конце учебного блока, которые проводятся, чтобы ученики могли получить ответы на вопросы.
Если школа продает курсы в записи по тарифу «без обратной связи», юридически это не будет считаться образованием, а значит и не сможет облагаться налогом по патентной системе.
Получите лицензию на образование
Все предприниматели и организации, которые занимаются образовательной деятельностью, должны иметь соответствующую лицензию. Обойтись без нее могут исключительно индивидуальные предприниматели, которые проводят обучение самостоятельно — то есть никто, кроме них, не участвует в образовательном процессе: это школы без кураторов, наставников, дополнительных спикеров.
Часто онлайн-школы продают образовательный курс от имени продюсера, но само обучение проводит эксперт. В этом случае тоже нужна лицензия.
Если работать без лицензии, возникают следующие риски:
-
Штраф по ст. 14.1 КоАП РФ: 4-5 тысяч рублей для должностных лиц и ИП или 40-50 тысяч рублей для организаций.
-
Уголовное дело по ст. 171 УК РФ, если причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Ответственность будет в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо в виде ареста на срок до шести месяцев.
-
Ученики могут потребовать возврат средств в размере 100% от стоимости оплаченных услуг;
-
ФНС может лишить права на использование патентной системы (патент на образование детей и взрослых).
Переходите в жесткие ниши
Меньше претензий возникает к школам, которые дают измеримый результат. Например, если ученик покупал уроки в школе рисования, выполнял домашние задания, а по итогам обучения нарисовал картину, она и будет тем результатом, по которому можно судить о качестве предоставленных услуги.
Подготовьтесь к изменениям 2025 года
В 2025 году меняется «упрощенка»: все, кто облагается налогом по такой системе, будут платить НДС. Кроме того, лимит доходов по УНС вырастет до 450 млн рублей.
Ставка НДС в общем случае составляет 20%, но может быть понижена в зависимости от дохода:
-
Если у школы доход меньше 60 млн рублей, то она может не платить НДС.
-
Школы с доходами больше 60 млн, но меньше 250 млн рублей смогут платить налог по ставке 5%.
-
Если доход школы более 250 млн рублей, то пониженная ставка составит 7%.
Для того чтобы получить пониженную ставку, нужно подать заявление в налоговую. Сделать это необходимо заранее.
Дата публикации: 19 Июль 2024

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.