
Как избежать проблем с налоговой: советы инфобизнесменам от юриста
Доходы инфобизнеса растут: по статистике платформы GetCourse, в 2023 году они увеличились на 66% и составили 158 млрд рублей. Чем больше зарабатывают инфобизнесмены, тем пристальнее за ними следит государство. За прошлый год налоговая инициировала несколько громких дел против известных блогеров: Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии Чекалиной и других. Юрист и эксперт по налогам Антон Ивлев рассказал Smart Ranking, какие правила нужно соблюдать, чтобы не повторить их участь.
Если у вас крупная школа, то оформите команду по трудовому договору и будьте аккуратны при работе с самозанятыми
Крупные онлайн-школы обычно не оформляют членов команды по трудовому договору, потому что это невыгодно с точки зрения уплаты налогов и страховых взносов. Именно поэтому многие в инфобизнесе предпочитают работать с самозанятыми. При этом такой статус предполагает разовое предоставление услуги: к примеру, если онлайн-школе нужен сайт, то она заключает договор с дизайнером, и их совместная работа прекращается, когда услуга оказана. Тем не менее, зачастую школы нанимают самозанятых на должности кураторов, наставников, проджект-менеджеров, сотрудничая с ними продолжительное время.
Да, переход на трудовые отношения может оказаться дорогим, но я все равно советую его совершить. Так, для одной школы мы посчитали, что при правильном оформлении сотрудников фонд оплаты труда увеличится в полтора раза. Зато работать станет безопаснее: в этом году ФНС и Минтруд создали межведомственные комиссии, чтобы отслеживать неправильное оформление трудовых отношений. Одна из причин для проверки юрлица или ИП — именно работа с самозанятыми.
Правильно используйте патентную систему
Небольшим школам, которые оформлены как ИП и зарабатывают меньше 60 млн рублей в год, выгоднее использовать патентную систему налогообложения (ПНС). При ней стоимость патента (то есть налога) по Москве — около 50 тысяч рублей в год, а в других регионах — еще меньше. Если просто быть ИП на упрощенной системе налогообложения (УНС), то налог составит намного больше: допустим, школа зарабатывает 60 млн рублей, и в таком случае она уплатит налоговой 6%, то есть 3,6 млн рублей. Это значительно больше 50 тысяч рублей, которые бы школа заплатила, будь она на патенте.
Вести деятельность на патенте могут не все школы, а только те, услуги которых подходят под требования к образованию. С юридической точки зрения, образование — процесс, при котором ученика ведут из точки А, находясь в которой он не имеет навыков, знаний, умений, в точку Б, где он их получил. Этот путь должен быть четко регламентирован, ученик заранее должен понимать, какие блоки ему предстоит изучить. Так, например, если наставник просто продает ученикам еженедельные созвоны с собой, то для него патент не будет работать из-за отсутствия четкого учебного плана.
Второй обязательный критерий образовательного процесса — обратная связь. Школы должны контролировать успеваемость ученика, отслеживать улучшение его навыков. Форма фидбека может быть разной, например:
-
тесты,
-
домашние задания,
-
общение в общем чате,
-
вебинары в конце учебного блока, которые проводятся, чтобы ученики могли получить ответы на вопросы.
Если школа продает курсы в записи по тарифу «без обратной связи», юридически это не будет считаться образованием, а значит и не сможет облагаться налогом по патентной системе.
Получите лицензию на образование
Все предприниматели и организации, которые занимаются образовательной деятельностью, должны иметь соответствующую лицензию. Обойтись без нее могут исключительно индивидуальные предприниматели, которые проводят обучение самостоятельно — то есть никто, кроме них, не участвует в образовательном процессе: это школы без кураторов, наставников, дополнительных спикеров.
Часто онлайн-школы продают образовательный курс от имени продюсера, но само обучение проводит эксперт. В этом случае тоже нужна лицензия.
Если работать без лицензии, возникают следующие риски:
-
Штраф по ст. 14.1 КоАП РФ: 4-5 тысяч рублей для должностных лиц и ИП или 40-50 тысяч рублей для организаций.
-
Уголовное дело по ст. 171 УК РФ, если причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Ответственность будет в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо в виде ареста на срок до шести месяцев.
-
Ученики могут потребовать возврат средств в размере 100% от стоимости оплаченных услуг;
-
ФНС может лишить права на использование патентной системы (патент на образование детей и взрослых).
Переходите в жесткие ниши
Меньше претензий возникает к школам, которые дают измеримый результат. Например, если ученик покупал уроки в школе рисования, выполнял домашние задания, а по итогам обучения нарисовал картину, она и будет тем результатом, по которому можно судить о качестве предоставленных услуги.
Подготовьтесь к изменениям 2025 года
В 2025 году меняется «упрощенка»: все, кто облагается налогом по такой системе, будут платить НДС. Кроме того, лимит доходов по УНС вырастет до 450 млн рублей.
Ставка НДС в общем случае составляет 20%, но может быть понижена в зависимости от дохода:
-
Если у школы доход меньше 60 млн рублей, то она может не платить НДС.
-
Школы с доходами больше 60 млн, но меньше 250 млн рублей смогут платить налог по ставке 5%.
-
Если доход школы более 250 млн рублей, то пониженная ставка составит 7%.
Для того чтобы получить пониженную ставку, нужно подать заявление в налоговую. Сделать это необходимо заранее.
Дата публикации: 19 Июль 2024

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.