
Как оставаться лучшим: лидеры рынка о 2023 годе
На премии Edtechs Awards прошла дискуссия лидеров рынка: в ней участвовали представители Skillbox, Skyeng, MAXIMUM Education, «Фоксфорда» и «Нетологии», Александр Ларьяновский подключился к обсуждению онлайн. Участники рассказали, что помогает удерживать звание лучших — это команда, инвестиции в качество продукта и умение перестроиться. Однозначного ответа на вопрос, возможен ли «китайский сценарий» в российском edtech, не нашлось. Среди самых сложных решений года топ-компании назвали увольнение сотрудников.
В дискуссии участвовали:
- Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox
- Наталья Влодавская, директор по сервису в Skillbox
- Андрей Сизов, генеральный директор «Фоксфорда»
- Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng
- Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education
- Марианна Снигирева, CEO «Нетологии»
Разговор модерировала Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора ED2 и директор edtech-направления фонда «Сколково».
Как оставаться лидером
Андрей Сизов отметил, что любой бизнес строится на продукте, маркетинге и системе управления. Чтобы оставаться лидирующей школой, в «Фоксфорде» сфокусировались на этих трех элементах: в менеджменте развивали автономные команды, в маркетинге работали с «органикой», в продукте — старались сделать так, чтобы педагог был счастливым.
В Skyeng основой лидерства считают команду. В MAXIMUM Education к драйверам относят инвестиции, развитие качества курсов, retention, педагогику и расширение портфеля продуктов.
![]()
«В “Нетологии” этот год был сложным», — подчеркнула Марианна Снигирева. Спрос на ключевые продукты падал, и нужно было его удерживать. Главной силой Марианна Снигирева назвала антихрупкость, умение перестроиться.
Участие государства в edtech: «китайский сценарий» или сотрудничество?
«Нет причин предполагать, что в сегменте детского образования будет спад», — считает Андрей Сизов. По его словам, государство не будет создавать монополию на регулирование в детском образовании — это будет самоубийственно с учетом принятых бюджетов. Поэтому предпосылок к барьерному регулированию нет. У Михаила Мягкова взгляд на эту проблему отличается: «Я не согласен, что “китайский сценарий” не произойдет вообще, но согласен с тем, что это будет не в следующем году».
Усиление регулирования возможно в колледжах, прокомментировал Рустам Айнетдинов.
![]()
«Все-таки в СПО миллионы людей заняты, и государство обеспечивает их работой. Если не переучить этих людей и не предоставить им рабочие места в edtech, то это будет проблемой для государства», — добавил исполнительный директор Skyeng.
Также он отметил, что «Код будущего» хорошо задрайвил рынок детского онлайн-образования, а госучастие в edtech становится все активнее.
В планах — осваивать новую аудиторию курсов ДПО
Участники рынка отметили, что уже привлекли всю аудиторию, которая думает про трудоустройство, социальный лифт и зарплаты.
![]()
«Задача дальше — идти в сегмент 40 млн пользователей, которые пока не думают об онлайн-образовании», — считает Дмитрий Крутов. Skillbox будет осваивать премиум-форматы, длинные воронки, когда пользователь «покупается» за 18 месяцев до начала обучения. «В этом направлении идут все, кто занимается взрослым обучением, но пока получается сложно и дорого», — добавил Дмитрий Крутов.
Кроме новых аудиторий, драйвером в Skillbox считают формальное образование. «Объем рынка edtech — 100 млрд рублей, а формального образования — 1 трлн. Много колледжей и вузов, обучение в которых не эффективно, — чем больше таких организаций будет закрываться, тем, значит, лучше мы работаем», — отметил генеральный директор компании. Еще один драйвер — трудоустройство, на которое закрепился тренд в 2023 году. По разным оценкам, в этом году Skillbox трудоустроил 20–30 тысяч человек. Также компания делает ставку на развитие смешанных форматов и планирует осваивать их в следующем году.
Сложнее всего — пересобрать команду
В «Нетологии», «Фоксфорде» и Skillbox самыми сложными решениями года назвали увольнение сотрудников и изменение состава команды. Skyeng с трудом перестроился с формата face-to-face на face-to-group: пришлось переделывать платформу и весь продукт. Михаил Мягков отметил, что самое сложное — принимать правильные решения с точки зрения и руководителя, и предпринимателя.
Прогноз
По прогнозу Александра Ларьяновского, инвестиции в следующем году замедлятся — в edtech и так много вложено, инвесторы будут требовать от бизнеса выполнения обязательств. Чтобы их выполнить, онлайн-школы будут бороться за пользователей. «Год будет битвой маркетинга, но рынок не сильно продвинется», — прокомментировал Александра Ларьяновский.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 11 Декабрь 2023

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.
Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.
К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.
Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.
Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.
10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.
Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.
Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Максимальный рост выручки показали компании с высоким retention, доступными ценами и широкой продуктовой линейкой — от детских программ до СПО и ВО. Такие модели смогли адаптироваться к вызовам рынка: снижению доступности рассрочек и дорогостоящему привлечению клиентов.

Число удаленных работников сокращается: с 2022 года по II квартал 2024-го оно снизилось вдвое, по данным НИУ ВШЭ. Многие компании возвращают сотрудников в офис, считая, что без контроля и личного присутствия эффективность команды падает. Однако онлайн-школа EDPRO уже шесть лет успешно работает полностью удаленно — и не собирается от этого отказываться. Ирина Соколова, HR-директор EDPRO, рассказала, как компании удалось выстроить эффективную команду без офиса, и дала советы по найму и вовлечению удаленных сотрудников.

К 2030 году 80% сотрудников должны освоить навыки работы с нейросетями — такую цель ставит Национальная стратегия развития ИИ. Курсы по нейросетям будут все востребованнее: бизнес будет закупать обучение сотрудников, чтобы оптимизировать работу. Данила Драпеза, руководитель центра компетенций по ИИ и нейросетям ГК WINbd, дал советы, с чего начать запуск корпоративных курсов по нейросетям, и поделился кейсами использования ИИ при создании образовательного контента.

Образовательные проекты собирают множество данных, чтобы оценить качество своих курсов: посещаемость, активность студентов, отзывы, результаты экзаменов. Однако исследование «М-Чекап» Дмитрия Аббакумова показало: не все edtech-проекты используют эти данные эффективно. Компании часто полагаются на субъективные метрики, не проверяют достоверность данных и не привлекают специальных сотрудников для их анализа.

Мы собрали ключевые мероприятия для всех профессионалов в edtech: предпринимателей, инвесторов, разработчиков онлайн-курсов, преподавателей и HR-специалистов. В подборке — российские и международные события, темы выступлений, спикеры и стоимость участия.

10 февраля в офисе iSpring прошли обыски, после которых основателя edtech-бизнеса Юрия Ускова задержали. Компании предъявляют обвинения в мошенничестве, но сотрудники iSpring видят в деле скрытый мотив — он связан с гражданской позицией Ускова. Ситуация может изменить баланс сил в сегменте платформ для корпоративного обучения, где iSpring — лидер, занимающий почти половину рынка.

Средняя стоимость курса, по данным Smart Ranking, составляет 52 000 рублей. Однако весомую часть образовательных продуктов можно купить нелегально и за гораздо меньшие деньги — по паре тысяч за курс. О теневом рынке слитых курсов и о том, как edtech себя защищает, рассказывает Фёдор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам 2024 года. Динамика снизилась: рост рынка составил 19% по сравнению с 32% годом ранее. При этом сегмент ДПО, один из двух крупнейших, замедлился до 16%, детское образование остается основным драйвером рынка.

Ежемесячно сервис livedigital посещает более миллиона пользователей. Платформа изучила их активность и дала онлайн-школам рекомендации: когда лучше проводить уроки, как удерживать внимание студентов и какие форматы работают эффективнее.