
Как оставаться лучшим: лидеры рынка о 2023 годе
На премии Edtechs Awards прошла дискуссия лидеров рынка: в ней участвовали представители Skillbox, Skyeng, MAXIMUM Education, «Фоксфорда» и «Нетологии», Александр Ларьяновский подключился к обсуждению онлайн. Участники рассказали, что помогает удерживать звание лучших — это команда, инвестиции в качество продукта и умение перестроиться. Однозначного ответа на вопрос, возможен ли «китайский сценарий» в российском edtech, не нашлось. Среди самых сложных решений года топ-компании назвали увольнение сотрудников.
В дискуссии участвовали:
- Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox
- Наталья Влодавская, директор по сервису в Skillbox
- Андрей Сизов, генеральный директор «Фоксфорда»
- Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng
- Михаил Мягков, основатель и генеральный директор MAXIMUM Education
- Марианна Снигирева, CEO «Нетологии»
Разговор модерировала Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор edtech-акселератора ED2 и директор edtech-направления фонда «Сколково».
Как оставаться лидером
Андрей Сизов отметил, что любой бизнес строится на продукте, маркетинге и системе управления. Чтобы оставаться лидирующей школой, в «Фоксфорде» сфокусировались на этих трех элементах: в менеджменте развивали автономные команды, в маркетинге работали с «органикой», в продукте — старались сделать так, чтобы педагог был счастливым.
В Skyeng основой лидерства считают команду. В MAXIMUM Education к драйверам относят инвестиции, развитие качества курсов, retention, педагогику и расширение портфеля продуктов.
![]()
«В “Нетологии” этот год был сложным», — подчеркнула Марианна Снигирева. Спрос на ключевые продукты падал, и нужно было его удерживать. Главной силой Марианна Снигирева назвала антихрупкость, умение перестроиться.
Участие государства в edtech: «китайский сценарий» или сотрудничество?
«Нет причин предполагать, что в сегменте детского образования будет спад», — считает Андрей Сизов. По его словам, государство не будет создавать монополию на регулирование в детском образовании — это будет самоубийственно с учетом принятых бюджетов. Поэтому предпосылок к барьерному регулированию нет. У Михаила Мягкова взгляд на эту проблему отличается: «Я не согласен, что “китайский сценарий” не произойдет вообще, но согласен с тем, что это будет не в следующем году».
Усиление регулирования возможно в колледжах, прокомментировал Рустам Айнетдинов.
![]()
«Все-таки в СПО миллионы людей заняты, и государство обеспечивает их работой. Если не переучить этих людей и не предоставить им рабочие места в edtech, то это будет проблемой для государства», — добавил исполнительный директор Skyeng.
Также он отметил, что «Код будущего» хорошо задрайвил рынок детского онлайн-образования, а госучастие в edtech становится все активнее.
В планах — осваивать новую аудиторию курсов ДПО
Участники рынка отметили, что уже привлекли всю аудиторию, которая думает про трудоустройство, социальный лифт и зарплаты.
![]()
«Задача дальше — идти в сегмент 40 млн пользователей, которые пока не думают об онлайн-образовании», — считает Дмитрий Крутов. Skillbox будет осваивать премиум-форматы, длинные воронки, когда пользователь «покупается» за 18 месяцев до начала обучения. «В этом направлении идут все, кто занимается взрослым обучением, но пока получается сложно и дорого», — добавил Дмитрий Крутов.
Кроме новых аудиторий, драйвером в Skillbox считают формальное образование. «Объем рынка edtech — 100 млрд рублей, а формального образования — 1 трлн. Много колледжей и вузов, обучение в которых не эффективно, — чем больше таких организаций будет закрываться, тем, значит, лучше мы работаем», — отметил генеральный директор компании. Еще один драйвер — трудоустройство, на которое закрепился тренд в 2023 году. По разным оценкам, в этом году Skillbox трудоустроил 20–30 тысяч человек. Также компания делает ставку на развитие смешанных форматов и планирует осваивать их в следующем году.
Сложнее всего — пересобрать команду
В «Нетологии», «Фоксфорде» и Skillbox самыми сложными решениями года назвали увольнение сотрудников и изменение состава команды. Skyeng с трудом перестроился с формата face-to-face на face-to-group: пришлось переделывать платформу и весь продукт. Михаил Мягков отметил, что самое сложное — принимать правильные решения с точки зрения и руководителя, и предпринимателя.
Прогноз
По прогнозу Александра Ларьяновского, инвестиции в следующем году замедлятся — в edtech и так много вложено, инвесторы будут требовать от бизнеса выполнения обязательств. Чтобы их выполнить, онлайн-школы будут бороться за пользователей. «Год будет битвой маркетинга, но рынок не сильно продвинется», — прокомментировал Александра Ларьяновский.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 11 Декабрь 2023

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.
Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.
Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.
Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.
I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.
Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.
Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.
Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

В топ-500 быстрорастущих tech-компаний России Smart 500 вошло 68 edtech-проектов. Их суммарная выручка за 2024 год составила почти 107 млрд рублей, а рост относительно 2022 года — 91%. Чтобы расти на таком конкурентном рынке, самые динамичные компании используют разные стратегии — кто-то делает ставку на удержание учеников и развитие бренда, кто-то на выход в B2B и B2G‑сегменты, внедрение ИИ.

Онлайн-школам все труднее привлекать учеников. Особенно это заметно во взрослом сегменте, где компании столкнулись со снижением трафика на 6% во II квартале 2025 года. Чтобы справиться с ситуацией, edtech делает ставку на Telegram, CRM-маркетинг и органику.

Компания «Лидеры изменений», которая занимается обучением современным управленческим практикам, и исследовательское агентство Smart Ranking объявляют сбор заявок на участие в «Рейтинге Лидеров изменений». Его цель — оценить реальные достижения управленцев и специалистов, внедряющих цифровые трансформации в российских компаниях.

Сегмент курсов по ИИ становится все более востребованным среди В2С-аудитории. По данным исследования Smart Ranking, объем рынка за 2024 год составил 4,5 млрд рублей, а за I полугодие 2025 — 2,1 млрд рублей. По оценкам экспертов, за текущий год рынок увеличится на четверть. Его драйвером станут не только рост числа курсов, но и интеграция ИИ-инструментов в рабочие процессы компаний и повышение спроса на специализированные навыки.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.