
Георгий Бабаян: «Мне хотелось сделать образование ориентированным на результат»
Буткемп — метод интенсивного обучения IT-профессиям: спустя уже несколько месяцев глубокого погружения студент готов сменить работу. Такой формат популярен на Западе, но в России распространен не столь широко: в классическом очном виде учебу в буткемпах организует только одна компания — «Эльбрус Буткемп». Мы поговорили с ее основателем Георгием Бабаяном о том, как построено обучение, с какими трудностями сталкиваются студенты и как школа планирует масштабироваться.
— Почему на фоне популярности онлайн-формата вы решили обучать людей программированию в офлайн-буткемпах?
— Я сам учился в буткемпе, и мне понравилось. В отличие от учебы в университете и школе буткемп нацелен на результат и приближен к реальной работе.
Расскажу побольше про формат. Изначально буткемп — подготовка новобранцев, быстрое погружение в военную профессию. Но сейчас формат используется и в других сферах: существуют, например, танцевальные, киберспортивные, и IT-буткемпы. За три месяца учебы по такому принципу человек получает новую специальность.
В 2010 году в США был бум на IT-профессии: требовалось много разработчиков. Университеты не справлялись и не успевали выпускать нужное число специалистов. Появились IT-буткемпы, сформировалась индустрия очных школ программирования с интенсивной программой. Такой формат себя хорошо зарекомендовал, им стали пользоваться career-switchers. Это молодые профессионалы, которые хотят сменить профиль.
Когда я создавал свой буткемп, мне было важно, чтобы у людей была возможность обучиться новой специальности на практических заданиях за короткий срок. Кроме того, я учился в России и знаю, как тут устроена система образования. Она прекрасна, но не совершенна — как сфера услуг она явно может улучшиться. Мне хотелось стать частью изменений: сделать образование ориентированным на результат, например на успешное трудоустройство.
У нас два формата: офлайн и онлайн. Когда мы только создавали школу, мы сосредоточились на развитии офлайн-программ и работе со студентами в кампусе. Нам было важно быть в постоянном контакте с ребятами, передавать им наши ценности, быстро возвращаться с обратной связью. Во время пандемии мы запустили и онлайн-формат, в котором сохранили ключевые методические принципы обучения в буткемпе: программа адаптирована под него, качество обучения остается на высоком уровне. Теперь онлайн-формат наряду с обучением в кампусе — часть нашего образовательного предложения.
— Как экономический кризис повлиял на желание людей обучаться по ускоренной программе?
— В 2022 году многие компании стали сокращать сотрудников, и мы увидели большой спрос на переквалификацию. Интересная ситуация: образование в какой-то степени идет «в контры» с экономикой. Чем хуже экономическая ситуация, тем чаще люди задумываются о переподготовке и смене профессии. Образование становится индустрией, которая помогает справиться с изменениями.
Мы живем в «быстрое» время: все процессы ускоряются, индустрии молниеносно рождаются и умирают. Стандартное образование по 4–6 лет становится слишком длинным. Студенты хотят скорее проверить, подходит ли им новая специальность. Часто перед людьми стоит цель переехать или перейти на дистанционную работу — тогда им тоже нужна оперативная смена профессии и ускоренная программа. Здесь на помощь приходит буткемп.
— Чтобы пройти 12-недельное очное обучение в кампусе, студент во время него, вероятно, не должен учиться или работать? Удается ли людям совмещать обучение в «Эльбрусе» и другие активности?
— У всех разные подходы к учебе. Лично я лучше фокусируюсь на одной задаче. У наших студентов так же — им сложно совмещать учебу еще с чем-то. Обучение очень тяжелое: оно требует высокого уровня концентрации и большого количества времени. Занятия идут до семи вечера, но многие остаются и после девяти, и по выходным.
Сочетать учебу с работой невозможно — неважно, студент учится онлайн или офлайн. У нас были студенты, которые работали по ночам в барах, а днем учились. Они и работали плохо, и учились плохо. Те, кто сочетал образование с домашними обязанностями, например забирал детей из школы, — тоже не преуспевали в учебе. Поэтому, прежде чем начать учиться у нас, нужно договориться обо всем с близкими.
Благодаря такому глубокому погружению и концентрации у наших студентов высокие результаты: 84% выпускников находят работу в первые три месяца после окончания курсов. Доходимость до конца — от 80 до 90% в зависимости от программы.
Еще у нас есть part-time-буткемп — наш продукт с меньшей загруженностью, но это не классический формат.
— В рамках карьерной недели вы помогаете выпускникам в процессе трудоустройства. Расскажите, что самое сложное в этом процессе?
— Самая серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся, — у многих студентов есть синдром самозванца. Мы часто видим, что человек старательно учится, но когда доходит до трудоустройства — боится не справиться. Проблема уверенности в себе меньше встречается у людей из «софтовых» профессий: пиара, продаж, журналистики. Если студент до учебы работал в инженерных специальностях, строительстве, геодезии, то ему сложнее проходить собеседования и презентовать себя.
— Наблюдаете ли вы сезонность в своем продукте — когда к вам приходит учиться больше всего студентов? С чем это связано?
— Много ребят приходят в сентябре, когда заканчиваются летние отпуска. Также спрос находится на высоком уровне в феврале из-за принципа «новый год — новая жизнь». Люди, которые учатся в университете, приходят летом во время каникул.
Нам важно учитывать не только даты, когда на курсы записывается больше студентов, но и даты, в которые им будет проще найти работу. Январь и август — спокойные месяцы на рынке труда, в это время искать работу сложнее. А вот в декабре — очень легко. Есть студенты, которые 31 декабря получали оферы. Это связано с тем, что большие компании к концу года должны «закрыть» планы по трудоустройству.
— Ожидаете ли вы роста по итогам 2023-го и за счет чего? Собираетесь масштабироваться?
— Да, ожидаем рост и планируем масштабироваться. Сейчас мы растем за счет того, что развиваем каналы маркетинга, которые себя хорошо показали. Также мы увеличили число платежных опций. Это привело больше студентов.
Кроме того, мы планируем обновить линейку программ и расширить географию — открыть новые кампусы. Новые курсы будут тоже из IT-индустрии. Пока мы не приняли окончательного решения, но будем запускать что-то из этого списка: веб-дизайн, UX-дизайн, тестирование, кибербезопасность. Сейчас все эти специальности востребованы — для нас важно обучать тем профессиям, по которым можно быстро найти работу.
— А как планируете расширять географию?
— Открыть кампусы в городах-миллионниках: например, в Челябинске, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Мы верим в российский рынок, тут большой спрос на хорошее образование и много молодых талантливых ребят, которые хотят учиться.
Главная проблема, которую нам предстоить решить во время расширения, — возможное размывание корпоративной культуры. Нужно, чтобы наши ценности и принципы работы были едиными для всех буткемпов «Эльбруса» вне зависимости от географии.
— Какие маркетинговые каналы работают эффективнее всего?
— Самый эффективный — это реферальный маркетинг: 60% студентов приходят по рекомендации друзей. Контент-маркетинг тоже оказался рабочим инструментом в современных реалиях. Мы генерируем полезный контент для интернета, и так о нас узнает более широкая аудитория. Мы также проводим мероприятия онлайн и офлайн.
— В других школах, например в «Яндекс Практикуме» и «Хекслете», тоже работает формат буткемпа. Как вы относитесь к конкуренции?
— Я рад, что коллеги замечают этот формат, — например, в США уже более 100 буткемпов, а в России среди классических буткемпов я пока назвал бы только нас. Но буткемпов точно должно быть больше: есть спрос на быструю переподготовку и со стороны работодателей, и со стороны студентов.
То, что отличает нас от конкурентов, — количество часов с преподавателем. Наш преподаватель проводит со студентами по восемь часов в день. На одного преподавателя приходится 10–15 студентов — это дает высокие результаты. Такого у конкурентов пока нет.
Ксения Зайцева
Дата публикации: 31 Октябрь 2023

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.
По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.
Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.
Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.
В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.
Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.
Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.
Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.
В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.

Сегмент soft skills становится все более востребованным как среди B2C-аудитории, так и в корпоративном обучении. По данным совместного исследования Smart Ranking и Alpina Digital, выручка топ-10 онлайн-школ, обучающих мягким навыкам, выросла на 16% в 2024 году — до 2,2 млрд рублей. На фоне высокой конкуренции среди edtech-компаний и падения интереса к длинным курсам такие программы помогают расширять продуктовую линейку и отвечать на новые запросы аудитории — от стресс-менеджмента до развития кросс-культурных навыков.

Образовательный холдинг Ultimate Education, один из лидеров рынка edtech в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО), объявил об изменениях в топ-менеджменте. Cо-СЕО Ultimate Education назначены Владимир Синицын и Анна Тимофеева. Павел Мосейкин, ранее занимавший позицию СЕО, переходит в совет директоров Ultimate Education и будет заниматься стратегическим развитием компании.

По данным исследования LiveDigital, edtech-компании в сегменте детского образования сталкиваются с системным дефицитом кадров — особенно не хватает преподавателей по техническим дисциплинам. Чтобы закрыть потребность в педагогах, компании запускают реферальные программы, сотрудничают с вузами и другими онлайн-школами, создают внутренние кадровые резервы.

Сегмент подготовки к выпускным экзаменам стал самым быстрорастущим в онлайн-образовании по итогам I квартала 2025 года, следует из рейтинга Smart Ranking. Причины — стабильно высокий спрос на подготовку к ОГЭ, отказ от репетиторов в пользу онлайн-форматов, вовлекающий контент и подписная модель. В лидеры вышли школы, которым удается удерживать учеников за счет геймификации, комьюнити и преподавателей-инфлюенсеров.

Агентство Smart Ranking обновило Рейтинг крупнейших компаний на edtech-рынке России по итогам I квартала 2025 года. Несмотря на негативные экономические факторы, динамика оказалась выше, чем в IV квартале 2024 года, что свидетельствует о стабилизации отрасли и позитивных потребительских настроениях. Детский сегмент в топ-100 впервые существенно обогнал по объемам ДПО.

В 2024 году 20 крупнейших онлайн-школ, обучающих врачей и специалистов по здоровью, заработали 5,5 млрд рублей — это на 18% больше, чем годом ранее. Сегмент стабильно растет: россиян интересуют нутрициология, превентивная медицина и биохакинг, врачи активно проходят курсы НМО. Но за ростом рынка скрываются проблемы: часть игроков показывает падение выручки, усиливается регулирование, а качество продуктов становится предметом критики.

Онлайн-образование в Индии трансформируется: после пандемийного бума рынок столкнулся с крахом крупнейших игроков и низким интересом венчурных фондов. Теперь на первый план выходят устойчивые бизнес-модели и нишевые продукты.

Аттестация по европейским стандартам — это инструмент, который помогает онлайн-школам выделиться на рынке, поднять средний чек, вернуть выпускников и легализовать новые профессии. Эксперты европейской ассоциации HiSTES объясняют, как устроена международная аттестация, а представители онлайн-школ делятся результатами, которых удалось достичь после ее прохождения.

Суммарно компании, которые занимаются обучением сотрудников, заработали 7,2 млрд рублей, по оценке Smart Ranking — это на пятую часть больше, чем в 2023 году. При этом 80% рынка поделили пять игроков: iSpring, WebSoft, Mirapolis, «Эквио» и Teachbase.

В 2024 году десять крупнейших edtech-компаний заработали более половины всей выручки рынка. По данным Smart Ranking, их суммарный доход составил 78 млрд рублей. Разрыв в доходах между лидерами и небольшими школами растет: крупные игроки усиливают позиции, а новичкам труднее пробиться. Разбираем, кто входил в топ-10 за последние годы и какие изменения произошли.