Smart Ranking


Георгий Бабаян: «Мне хотелось сделать образование ориентированным на результат»

Георгий Бабаян: «Мне хотелось сделать образование ориентированным на результат»

Буткемп — метод интенсивного обучения IT-профессиям: спустя уже несколько месяцев глубокого погружения студент готов сменить работу. Такой формат популярен на Западе, но в России распространен не столь широко: в классическом очном виде учебу в буткемпах организует только одна компания — «Эльбрус Буткемп». Мы поговорили с ее основателем Георгием Бабаяном о том, как построено обучение, с какими трудностями сталкиваются студенты и как школа планирует масштабироваться.
 

— Почему на фоне популярности онлайн-формата вы решили обучать людей программированию в офлайн-буткемпах?

— Я сам учился в буткемпе, и мне понравилось. В отличие от учебы в университете и школе буткемп нацелен на результат и приближен к реальной работе.

Расскажу побольше про формат. Изначально буткемп — подготовка новобранцев, быстрое погружение в военную профессию. Но сейчас формат используется и в других сферах: существуют, например, танцевальные, киберспортивные, и IT-буткемпы. За три месяца учебы по такому принципу человек получает новую специальность.

В 2010 году в США был бум на IT-профессии: требовалось много разработчиков. Университеты не справлялись и не успевали выпускать нужное число специалистов. Появились IT-буткемпы, сформировалась индустрия очных школ программирования с интенсивной программой. Такой формат себя хорошо зарекомендовал, им стали пользоваться career-switchers. Это молодые профессионалы, которые хотят сменить профиль.

Когда я создавал свой буткемп, мне было важно, чтобы у людей была возможность обучиться новой специальности на практических заданиях за короткий срок. Кроме того, я учился в России и знаю, как тут устроена система образования. Она прекрасна, но не совершенна — как сфера услуг она явно может улучшиться. Мне хотелось стать частью изменений: сделать образование ориентированным на результат, например на успешное трудоустройство.

У нас два формата: офлайн и онлайн. Когда мы только создавали школу, мы сосредоточились на развитии офлайн-программ и работе со студентами в кампусе. Нам было важно быть в постоянном контакте с ребятами, передавать им наши ценности, быстро возвращаться с обратной связью. Во время пандемии мы запустили и онлайн-формат, в котором сохранили ключевые методические принципы обучения в буткемпе: программа адаптирована под него, качество обучения остается на высоком уровне. Теперь онлайн-формат наряду с обучением в кампусе — часть нашего образовательного предложения.

— Как экономический кризис повлиял на желание людей обучаться по ускоренной программе?

— В 2022 году многие компании стали сокращать сотрудников, и мы увидели большой спрос на переквалификацию. Интересная ситуация: образование в какой-то степени идет «в контры» с экономикой. Чем хуже экономическая ситуация, тем чаще люди задумываются о переподготовке и смене профессии. Образование становится индустрией, которая помогает справиться с изменениями.

Мы живем в «быстрое» время: все процессы ускоряются, индустрии молниеносно рождаются и умирают. Стандартное образование по 4–6 лет становится слишком длинным. Студенты хотят скорее проверить, подходит ли им новая специальность. Часто перед людьми стоит цель переехать или перейти на дистанционную работу — тогда им тоже нужна оперативная смена профессии и ускоренная программа. Здесь на помощь приходит буткемп.

 

— Чтобы пройти 12-недельное очное обучение в кампусе, студент во время него, вероятно, не должен учиться или работать? Удается ли людям совмещать обучение в «Эльбрусе» и другие активности?

— У всех разные подходы к учебе. Лично я лучше фокусируюсь на одной задаче. У наших студентов так же — им сложно совмещать учебу еще с чем-то. Обучение очень тяжелое: оно требует высокого уровня концентрации и большого количества времени. Занятия идут до семи вечера, но многие остаются и после девяти, и по выходным.

Сочетать учебу с работой невозможно — неважно, студент учится онлайн или офлайн. У нас были студенты, которые работали по ночам в барах, а днем учились. Они и работали плохо, и учились плохо. Те, кто сочетал образование с домашними обязанностями, например забирал детей из школы, — тоже не преуспевали в учебе. Поэтому, прежде чем начать учиться у нас, нужно договориться обо всем с близкими.

Благодаря такому глубокому погружению и концентрации у наших студентов высокие результаты: 84% выпускников находят работу в первые три месяца после окончания курсов. Доходимость до конца — от 80 до 90% в зависимости от программы.

Еще у нас есть part-time-буткемп — наш продукт с меньшей загруженностью, но это не классический формат.

 

— В рамках карьерной недели вы помогаете выпускникам в процессе трудоустройства. Расскажите, что самое сложное в этом процессе?

— Самая серьезная проблема, с которой мы сталкиваемся, — у многих студентов есть синдром самозванца. Мы часто видим, что человек старательно учится, но когда доходит до трудоустройства — боится не справиться. Проблема уверенности в себе меньше встречается у людей из «софтовых» профессий: пиара, продаж, журналистики. Если студент до учебы работал в инженерных специальностях, строительстве, геодезии, то ему сложнее проходить собеседования и презентовать себя. 

— Наблюдаете ли вы сезонность в своем продукте — когда к вам приходит учиться больше всего студентов? С чем это связано?

— Много ребят приходят в сентябре, когда заканчиваются летние отпуска. Также спрос находится на высоком уровне в феврале из-за принципа «новый год — новая жизнь». Люди, которые учатся в университете, приходят летом во время каникул.

Нам важно учитывать не только даты, когда на курсы записывается больше студентов, но и даты, в которые им будет проще найти работу. Январь и август — спокойные месяцы на рынке труда, в это время искать работу сложнее. А вот в декабре — очень легко. Есть студенты, которые 31 декабря получали оферы. Это связано с тем, что большие компании к концу года должны «закрыть» планы по трудоустройству.

 

— Ожидаете ли вы роста по итогам 2023-го и за счет чего? Собираетесь масштабироваться?

— Да, ожидаем рост и планируем масштабироваться. Сейчас мы растем за счет того, что развиваем каналы маркетинга, которые себя хорошо показали. Также мы увеличили число платежных опций. Это привело больше студентов.

Кроме того, мы планируем обновить линейку программ и расширить географию — открыть новые кампусы. Новые курсы будут тоже из IT-индустрии. Пока мы не приняли окончательного решения, но будем запускать что-то из этого списка: веб-дизайн, UX-дизайн, тестирование, кибербезопасность. Сейчас все эти специальности востребованы — для нас важно обучать тем профессиям, по которым можно быстро найти работу.

 

— А как планируете расширять географию?

— Открыть кампусы в городах-миллионниках: например, в Челябинске, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Мы верим в российский рынок, тут большой спрос на хорошее образование и много молодых талантливых ребят, которые хотят учиться.

Главная проблема, которую нам предстоить решить во время расширения, — возможное размывание корпоративной культуры. Нужно, чтобы наши ценности и принципы работы были едиными для всех буткемпов «Эльбруса» вне зависимости от географии.

 

— Какие маркетинговые каналы работают эффективнее всего?

— Самый эффективный — это реферальный маркетинг: 60% студентов приходят по рекомендации друзей. Контент-маркетинг тоже оказался рабочим инструментом в современных реалиях. Мы генерируем полезный контент для интернета, и так о нас узнает более широкая аудитория. Мы также проводим мероприятия онлайн и офлайн. 

 

— В других школах, например в «Яндекс Практикуме» и «Хекслете», тоже работает формат буткемпа. Как вы относитесь к конкуренции?

— Я рад, что коллеги замечают этот формат, — например, в США уже более 100 буткемпов, а в России среди классических буткемпов я пока назвал бы только нас. Но буткемпов точно должно быть больше: есть спрос на быструю переподготовку и со стороны работодателей, и со стороны студентов. 

То, что отличает нас от конкурентов, — количество часов с преподавателем. Наш преподаватель проводит со студентами по восемь часов в день. На одного преподавателя приходится 10–15 студентов — это дает высокие результаты. Такого у конкурентов пока нет.
 


Ксения Зайцева

Дата публикации: 31 Октябрь 2023


Аналитика и интервью
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Аналитика 03 Сентябрь 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

Аналитика 29 Август 2025
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025

От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025

Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025

Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025

Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025

Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025

Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025

Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Все статьи ->
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году
Рейтинг онлайн-школ по результативности подготовки к ЕГЭ в 2025 году

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ — один из самых динамично растущих сегментов российского edtech. Все больше выпускников выбирают онлайн-школы вместо офлайн-репетиторов: по данным исследования Smart Ranking, минимум 22% (почти 152 тысячи) участников ЕГЭ готовились именно так. Исследование показывает, что успешные образовательные компании добиваются не только устойчивых финансовых результатов, но и высоких показателей качества обучения. Лидерами по эффективности подготовки к ЕГЭ стали «100балльный репетитор», «Тетрика» и NeoFamily.

Аналитика 03 Сентябрь 2025
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года
Топ-10 быстрорастущих edtech-компаний во II квартале 2025 года

Наибольший рост на edtech-рынке показывают детские онлайн-школы, причем из разных сегментов: хоумскулинг, школьные предметы, подготовка к ЕГЭ. В лидеры по динамике вошли «Точка знаний», «100балльный репетитор», «ЕГЭland». Несмотря на рекордное замедление сегмента ДПО, свои кейсы быстрого роста показали «Инфоурок», «Зерокодер», TutorPlace.

Аналитика 29 Август 2025
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года
Топ трендов на рынке edtech в первой половине 2025 года

I полугодие 2025 года становится переломным для рынка edtech: выручка компаний замедляется, онлайн-школам приходится искать новые форматы и каналы продвижения. Собрали главные тренды полугодия и комментарии участников рынка о происходящем в этом году.

Аналитика 18 Август 2025
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование
От партнерств к собственным вузам: как edtech проникает в формальное образование

Во II квартале 2025 года рынок онлайн-образования показал минимальный годовой рост с 2022 года — он составил 10%, по данным Smart Ranking. Одной из новых точек опоры участники рынка называют работу в сегменте формального образования. Тренд, наметившийся пару лет назад, усиливается: edtech-компании не только запускают совместные программы с вузами и колледжами, но и открывают новые для рынка бизнес-модели. В обзоре — ключевые кейсы текущего года.

Аналитика 08 Август 2025
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года
Edtech в стагнации: рост рынка замедлился до минимума с 2022 года

Во II квартале 2025 года выручка топ-100 крупнейших edtech-компаний составила 34,2 млрд рублей — всего на 10% больше, чем год назад, следует из нового edtech-рейтинга Smart Ranking. Это самый слабый годовой рост с конца 2022 года. Несколько лучше выглядит ситуация в I полугодии: +13% и 71,6 млрд рублей суммарной выручки. Однако и здесь темпы далеки от докризисных, а с учетом инфляции рынок фактически находится в рецессии.

Аналитика 04 Август 2025
Куда и как edtech внедряет ИИ
Куда и как edtech внедряет ИИ

Разговоры об искусственном интеллекте в образовании сопровождаются ожиданием прорыва — от персонализированных курсов до роботов-преподавателей. На деле пока компании сосредоточены на автоматизации рутины: это уже дает экономию, но системного влияния на бизнес-результаты еще нет, показал анализ кейсов игроков edtech-рынка.

ИИ 25 Июль 2025
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году
Рынок edtech в Узбекистане вырос на 94% в 2024 году

Топ-35 крупнейших edtech-компаний Узбекистана заработали 118 млрд сумов в 2024 году, что на 94% больше, чем годом ранее. При этом объем всего рынка онлайн-образования в стране составляет не менее 126 млрд сумов (порядка 790 млн рублей), по оценке Smart Ranking. Рост рынка происходит за счет большого количества новичков не только из Узбекистана, но также из России и Казахстана.

Аналитика 21 Июль 2025
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»
Ольга Пономарева, ГК «Просвещение»: «Мы открыты для М&A, но подход изменился»

Образовательный холдинг группы «Просвещение», традиционно ассоциирующийся с учебной литературой, активно развивает цифровое направление, инвестирует в технологические решения для школьного образования и расширяет портфель активов. О том, как трансформируется стратегическая модель компании, где приоритет отдан не наращиванию пользовательской базы, а продвижению собственных образовательных продуктов, Smart Ranking рассказала Ольга Пономарева, заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ГК «Просвещение».

Интервью 15 Июль 2025
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году
Казахстанский edtech вырос на 20% в 2024 году

Рынок онлайн-образования в 2024 году в Казахстане вырос: совокупная выручка 90 крупнейших компаний достигла 95,4 млрд тенге, увеличившись на 20% за год. Главный драйвер рынка — детское образование и подготовка к выпускным экзаменам. Кроме того, участники рынка видят все больше перспектив в корпоративном обучении.

Аналитика 11 Июль 2025
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году
Edtech в СНГ: тренды и стратегии роста в 2025 году

Экспансия в СНГ становится одной из ключевых точек роста для edtech-компаний. Но рынки региона развиваются по своим правилам — здесь востребованы короткие прикладные форматы, растет спрос на обучение на национальных языках, а продвижение выстраивается иначе благодаря доступу к другим рекламным каналам. 26 июня прошел совместный вебинар Smart Ranking и Lerna CIS (входит в холдинг Skillbox), где представители трех edtech-компаний — Lerna CIS, SF Education и Sciencely — обсудили тренды зарубежных рынков и поделились опытом масштабирования в СНГ. Собрали ключевые выводы, а полную версию вебинара смотрите по ссылке.

Аналитика 04 Июль 2025

Партнеры проекта

Информационные партнеры
Участники рейтинга, онлайн-школы и платформы
Сервисы для edtech-рынка
Avito Услуги

Авито — сервис объявлений. Строители, репетиторы, водители, стилисты, электрики и другие специалисты могут предлагать здесь услуги, а потенциальные клиенты увидят …

livedigital

Платформа видеосвязи с ИИ для обучения и бизнеса. В одном решении собраны звонки, чаты, интерактивные доски, записи, саммари и транскрибация. …

САЛИД

Платформа для заработка на рекомендации обучающих курсов и вебинаров

Prodamus

Сервис оплаты на сайте — приём платежей для онлайн-школ, блогеров и инфобизнеса.

ProdavAI

ProdavAI — это AI-платформа, которая автоматизирует взаимодействие EdTech-компаний с учениками и повышает их вовлеченность. Их AI-ассистенты обрабатывают входящие лиды, записывают …

Yandex.Cloud

Облачные сервисы для разработки и бизнес-задач.

Kinescope

Ведущий видеосервис для edtech-бизнеса. Платформа включает мощный видеохостинг с защитой образовательных видео от скачивания, сервис онлайн-трансляции без ограничений на количество …

Edutoria

Образовательная платформа от Сбера. На маркетплейсе представлены образовательные курсы по различным направлениям: от ИТ до творчества.